Казалось бы, что они совсем
забыты, но вдруг какой-то намек
мысль, знакомый образ,
снова вас охватывают переживания,
иногда такие же сильные, как
первый раз, иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие
или в несколько измененном виде.
— К. С. Станиславский
Человеческая память устроена таким образом, что прочитав однажды книгу, через 5 лет можно не вспомнить ее название, но даже спустя 50 лет отчетливо помнить, как в детстве упал с черешни в деревне у бабушки и при этом порвал шорты. Это связано с различными типами памяти. За воспоминания, которые сопряжены с переживанием определенных эмоций, как позитивных, так и негативных, отвечает эмоциональная память. Благодаря ей, у нас при фразе «вспомни 90-е» возникает в голове картинка с тетрисом, тамагочи и напитком «Yupi». Или, почувствовав в хлебном отделе супермаркета запах свежей выпечки, мы возвращаемся мыслями в прошлое, когда каждый день ходили в школу мимо небольшого магазина, продающего хлебобулочные изделия.
Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актерской игре при достижении убедительности и чувства правды.
Определение
Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связанно с событиями, произошедшими в прошлом.
В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.
Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение. Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память.
Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память». К. С. Станиславский, ссылаясь на устарелость этого понятия, в «Работе актера над собой» употребляет понятие «эмоциональная память».
Эмоциональная память в актерском искусстве
Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актеров, которые, играя, переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.
К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,– у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».
Он учил вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли вновь, основываясь на прошлом опыте. По его мнению, это качество должны культивировать в себе не только актеры, но и режиссеры. Первым эмоциональная память нужна, чтобы уметь в предлагаемых сценических обстоятельствах передавать чувства аналогичные пережитым ранее. Вторым – чтобы определить уровень натуральности постановки.
Эмоциональная память, как и обычная, не идеальна. Со временем все лишнее: обстановка, незначительные детали, сопровождающие впечатления – стираются из памяти, и остается лишь эмоция. Бывает и по-другому – пережитое чувство настолько сильно и приводит к такому потрясению или сильному впечатлению, что сам момент, атмосфера, событие, помнятся очень хорошо, а вот эмоциональный фон через избыток и смешение переживаний помнится плохо. Поэтому актеру важно научиться по своему желанию вызывать эмоции, не относящиеся к тем или иным событиям в его жизни, другими словами – в чистом виде.
Для людей этой профессии сильная и хорошо развитая эмоциональная память очень важна. Им нужно постоянно пополнять ее материалом жизненных восприятий, добытых из различных источников. При этом К. С. Станиславский уверен, что нужно не только испытать ту или иную эмоцию, но и понять ее смысл, не только изучать эту «жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех её проявлениях; когда, где и как только возможно». Но как этого достичь?
В театральных институтах упражнения на воспоминание часто строятся на заданиях-этюдах, в которых нужно детально вспомнить дни сильных эмоций. Это может быть, к примеру, выпускной вечер или первое свидание. После выполнения упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило мотивом действий студента при передаче чувств: пережитый ранее опыт, рассказы других, просмотренный на эту тему фильм.
Чтобы развивать свою эмоциональную память, советуют также вести дневник. В него нужно записывать, в первую очередь, те события, которые находят в вас эмоциональный отклик. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, как будто вы снова их переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется раз в месяц.
Сегодня обретает популярность такой приём как библиотерапия. Это новая перспективная технология коррекции эмоционального состояния, где средством достижения нужного чувственного настроения выступает правильно подобранная книга. «Идентифицируя себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями, мы сопереживаем и тем самым достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать свои эмоции, понять их причины…», – пишут Е. Хлевная и Л. Южанинова, авторы книги «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект».
Много других упражнений, полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.
Отзывы и комментарии
Своим опытом и мыслями на тему статьи можно поделиться, оставив комментарий ниже.