Метод фокальных объектов является методом решения изобретательских задач и активизации творческого мышления, который широко применяется в ТРИЗ, педагогике, маркетинге и других областях, требующих нестандартного взгляда. Сегодня, в связи с развитием междисциплинарного подхода, МФО всё чаще используется не только как изобретательская методика. Этот материал мы публикуем, чтобы показать, как данная техника поможет развивать креативное мышление и генерировать новые идеи на основе ассоциаций, а также продемонстрируем применимость метода в разных областях.
Метод фокальных объектов как инструмент эвристического исследования
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Фридрих Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Чарльз Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Кстати, подобную технологию предлагает и специалист в области латерального мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».
Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.
Но он не лишен и недостатков. Применяя метод, нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.
Практика применения
Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:
- Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
- Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
- Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
- Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
- Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
- Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.
Теперь посмотрим, как можно применить этот метод в конкретных случаях.
Создание рекламы. Допустим, наш фокальный объект – шампунь. Стоит цель: показать свойства продукта не так, как у конкурентов. Берём три случайных объекта. Пусть это будут история, кровать, снег. Определяем их свойства. «История» – научная, гуманитарная, традиционная, прошедшая. «Кровать» – удобная, мягкая, тёплая, двуспальная. «Снег» – холодный, мокрый, белый, кристаллический. Применяем эти свойства по отношению к шампуню. Не будем перечислять всё, так как очевидно, что некоторые дают изначально слабые варианты. Но есть и интересные сочетания, которые можно развить с помощью ассоциаций. Например, «традиционный шампунь». Задаёмся вопросом, а сколько лет человечество использует шампунь и как обходилось без него? До его изобретения люди пускали в дело различные природные средства – отвары, настойки. Исходя из этого, в рекламе можно сказать, что основой для продукта служит целебный отвар из трав, приготовленный по рецепту наших предков.
Сильное решение даёт также комбинация «удобный шампунь». Почему бы не создать его для тех, кто по долгу службы часто ездит в другие города? В баночке небольшого объёма, со специфической крышкой, защищённой от протеканий. Гостиничным шампуням доверяют немногие, поэтому он пригодится и в командировке, и в отпуске, а также на даче.
Техника. Здесь приведём пример Балезина Н. М., изобретателя, конструктора-механика.
Наш ФО – кастрюля. Цель – расширение ассортимента и спроса на продукцию. Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета. Их свойства: дерево – высокое, зелёное, с толстыми корнями; лампа – электрическая, светящаяся, разбитая, матовая; кошка – игривая, пушистая, мяукающая; сигарета – дымящаяся, с фильтром, брошенная, отсыревшая. Поочерёдно присоединяем полученные свойства к кастрюле и развиваем. Сильные решения дают: кастрюля с корнями – кастрюля с теплоизолирующим дном; разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд; мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.
Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные». В первой детей просят придумать новые предметы – мебель, кондитерские изделия, игрушки для ёлки – при этом соединяя свойства уже известных им предметов. Во второй задача более детальная – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д.
Написание статей, копирайт. Писательское мастерство немыслимо без развитого творческого мышления. Журналистам и копирайтерам МФО может быть полезным в плане поиска необычных тем для статей, создания ярких, бросающихся в глаза заголовков.
Саморазвитие. Метод фокальных объектов заточен под умение находить и развивать ассоциации, поэтому станет отличным практичным инструментом для всех, кто интересуется совершенствованием творческого воображения.
Отзывы и комментарии
Другими примерами использования метода, а также своим опытом, можно поделиться, оставив комментарий к этой статье.