Неопределённость – чувство и состояние, являющееся непременной составляющей человеческого бытия, ведь дать абсолютно точные прогнозы событиям, которые произойдут в будущем, не важно, в отдалённом или в ближайшем, невозможно.
Всё же человечество стремится всеми силами, используя всевозможные технологии, законы и даже религию, снизить степень неопределённости. Методы, посредством которых предпринимаются попытки преодолеть неопределённость, могут разниться в разных культурах, что зависит от того, в какой мере в каждой конкретной культуре неопределённость признаётся или ограничивается. Другими словами, культуры могут отличаться уровнями избегания неопределённости, о которых мы и побеседуем.
Высокий уровень избегания неопределённости
В тех культурах, где уровень избегания неопределённости высок, человек, сталкивающийся с неизвестностью, подвергается воздействию стресса и страха. Из-за высокого уровня избегания неопределённости возникает не только повышенная стрессогенная обстановка для человека, но у него также высвобождаются большие объёмы энергии. Именно по этой причине подобные культуры отличаются повышенной агрессивностью. И чтобы дать этой агрессии выход, в культурах с высоким уровнем неопределённости создаются специальные каналы.
Так, разрабатываются многочисленные формализованные правила, которые регламентируют действия людей и дают им возможность в наибольшей степени избегать поведенческой неопределённости. К примеру, в обществах, где уровень избегания неопределённости высок, в компаниях, фирмах и организациях создаются целые своды подробных законов или неформальных правил, устанавливающих обязанности и права работодателей и сотрудников. Если вы будете устраиваться на работу в США, то сможете заметить, что составленный там контракт, будет значительно короче контракта, который был бы вам представлен, если бы вы устраивались на работу в Японии, т.к. японский контракт будет учитывать невероятное количество нюансов, на которых американцы бы не стали акцентировать внимание.
В дополнение к этому, можно отметить, что создаётся множество внутренних инструкций и правил, которые определяют распорядок рабочего дня человека. Другими словами, составляется точная структура, согласно которой человек прилагает все усилия к тому, чтобы избежать реализации случайных событий.
Для культур с высоким уровнем избегания неопределённости характерна постоянная суета и спешка, а сами представители этих культур практически никогда не принимают стремительных изменений и всячески пытаются противостоять любым нововведениям.
Низкий уровень избегания неопределённости
Представители тех культур, в которых уровень избегания неопределённости низок, гораздо чаще способны идти на риск в незнакомых ситуациях. Но более интересно то, что в неизвестных ситуациях они в наименьшей степени подвержены воздействию стресса.
Кроме того, люди, чьё поведение и образ мыслей могут быть разными, намного лучше воспринимаются окружающими и к ним более лояльное и позитивное отношение именно в обществах с низким уровнем избегания неопределённости, нежели в обществах с высоким его показателем.
В странах, которые отличаются низким уровнем избегания неопределённости, прослеживается явное, и в большинстве случаев эмоционально окрашенное противоборство против тенденции вводить формализованные правила. Исходя из этого, какие бы то ни было правила, и тем более новые, устанавливаются только тогда, когда в этом есть крайняя необходимость.
Люди в подобных обществах всегда уверены в том, что они имеют полное право и обладают всем необходимым, чтобы решать различные проблемы и задачи без бесконечного количества правил и формальностей. Также их отличает то, что в случае необходимости они могут очень много работать, но при этом они совершенно не чувствуют потребности в постоянной активности.
Разный уровень избегания неопределённости
Культуры, отличающиеся разным уровнем избегания неопределённости, в большинстве случаев характеризуются тем, что в них присутствуют разные установки, относительно поведения людей, причём совершенно в любой сфере. Возьмём в пример поведение учеников и учителей.
В культурах с высоким уровнем избегания неопределённости ученики всегда воспринимают педагогов как профессионалов и экспертов, которые всегда могут ответить на любой поставленный вопрос и аргументировать свою точку зрения. Ученики в этих странах склонны всегда разделять ту позицию относительного какого-либо вопроса, которая соответствует позиции учителя или преподавателя. И в том случае, когда учащийся приходит к тому, что его точка зрения на какую-то проблему или явление расходится с точкой зрения педагога, он может только либо перестать придерживаться своей позиции, либо найти педагога, взгляды которого будут схожи с его собственными.
Если же говорить о культурах с низким уровнем избегания неопределённости, что ни учащиеся, ни педагоги не воспринимаются в качестве непогрешимых экспертов. Для таких культур вполне приемлемо то, что преподаватель может не ответить на какой-то вопрос, заданный учеником, или сказать, что не знает ответа, и это не будет расценено как показатель некомпетентности или непрофессионализма. А что касается несоответствия между мнениями и позициями учеников и преподавателей, то здесь они рассматриваются скорее как признак критического мышления учащихся, и во многих случаях приветствуются.
Таким образом, в странах с разным уровнем избегания неопределённости могут быть как ситуации, соответствующие первому случаю, так и соответствующие второму.
Разделение стран по уровню избегания неопределённости
Исследования в области избегания неопределённости проводились множеством специалистов, однако наиболее выдающиеся результаты показали исследования нидерландского социолога Герта Хофстеде, который предложил совокупность показателей, определяющих культурные характеристики разных народов. Основой его изысканий стали исследования, проведённые в 60-х – 70-х годах прошлого столетия.
Вообще, Хофстеде предложил пять параметров, вкратце охарактеризовать которые можно так:
- Дистанцированность от власти, под которой подразумевалось восприятие власти и уровень, с которым имеющие меньше власти члены общества или организации могут ожидать и допускать неравномерность распределения власти (наибольшая дистанцированность от власти характерна для России, стран ЮВА, стран Латинской Америки и арабских стран, а наименьшая – для Германии, США, Дании и Австрии)
- Обособленность, которую следует воспринимать в противовес коллективизму (наибольший показатель характерен для США, а наименьший – для Латинской Америки)
- Напористость как стремление достичь результата любой ценой (наибольший показатель характерен для Филиппин, Мексики, Австрии, Италии и Японии, а наименьший – для Швеции, Норвегии и Дании)
- Стратегическое мышление как направленность на достижение долгосрочных целей (наибольший показатель характерен для стран ЮВА, а наименьший – для стран Европы)
- Избегание неопределённости как уровень реагирования на незнакомые ситуации и их восприятие (наибольший показатель характерен для Испании, Чили, Франции, Японии, Бельгии, Уругвая, Гватемалы, Португалии и Греции, а наименьший – для США, Индии, Великобритании, Ирландии, Швеции, Дании, Ямайки и Сингапура)
Если же рассматривать с точки зрения уровня избегания неопределённости Россию, то каких-либо конкретных данных по ней получено не было, из чего следует вывод, что её можно отнести к стране, в которой уровень избегания неопределённости может быть разным.
Те глобальные изменения, которые можно наблюдать в последние годы, привели к тому, что люди одной культуры чуть ли не каждый день должны взаимодействовать с людьми других культур. А с учётом того, что у каждой культуры имеется своя собственная программа действий для своих представителей, отличающаяся от программы действий остальных культур, интерес к культурным различиям огромен, и ограничивать его лишь приведёнными выше категориями никак нельзя.