Блог о саморазвитии

Впечатление

впечатление

Впечатление – один из центральных элементов в социальных взаимоотношениях людей. В этой статье вы узнаете, как человек формирует своё впечатление о других людях, по каким принципам он фильтрует данные для этого, какую роль играет первое впечатление и как сделать так, чтобы вы с первых минут понравились собеседнику.

Формирование впечатлений: когнитивный подход

Первоначально исследователи формулировали этот вопрос так: «Как мы соединяем разнообразную информацию о человеке в одно целое и формируем единое впечатление?».

Это вполне обоснованная формулировка: человек амбивалентен и противоречив, в различных ситуациях ведёт себя порою диаметрально противоположным образом. Как же мы сводим это к единому знаменателю?

Один из ответов таков: мы комбинируем информацию о человеке в средневзвешенную, в которой каждая частица информации о нем взвешивается с точки зрения ее относительной важности. Что же определяет эту относительную важность, «вес» информации? 4 фактора:

  1. Источник данных. Чем выше доверие к источнику, тем важнее информация. Больший вес в нашем суждении будет иметь то, что мы увидели своим глазами, чем то, что нам рассказал какой-то сплетник.
  2. Негативную информацию мы считаем более значимой, чем позитивную.
  3. Чем информация необычнее, тем она важнее для нас.
  4. Информация, которую мы получили первой, мы оцениваем как более ценную и важную.

Образцы и абстракции

Это важный момент в формировании впечатлений. Образцы – это конкретные проявления, а абстракции – наши выводы.

Наташа опоздала на свидание вчера вечером – это образец. Наташа непунктуальная – это абстракция.

Некоторые теории подчёркивают роль образцов, некоторые – роль абстракций. Мы не будем вникать в научную полемику и скажем о следующем: чем лучше вы знакомы с человеком, тем большее значение имеют абстракции.

Был проведён такой эксперимент: участникам дали набор примеров поведения Боба. Все примеры указывали на доброту и интеллект. Но участники были разделены на две группы: у одних было больше информации, у других меньше.

После изучения примеров поведения участников эксперимента попросили выполнить одно из заданий: описать характер Боба или дать определение каждой из наблюдаемых особенностей. После этого их попросили вспомнить примеры поведения Боба.

Экспериментаторы полагали, что если впечатления в основном опираются на образцы поведения, то задание описать характер человека по особенностям его поведения активизирует эти образцы в памяти и тем самым улучшит выполнение задания на память.  Если же впечатление опирается на абстракции, то задание не облегчит последующее вспоминание.

Оказалось, что для участников, которые получили мало информации, описание действительно облегчило вспоминание (то есть они опирались на образцы), а для участников, которые получили много информации, такого эффекта не было (они опирались на абстракции).

Первое впечатление

Многие считают, что от него зависит очень многое. И они абсолютно правы. Первое впечатление достаточно сильное и стойкое – конечно, его можно корректировать и изменять, но на это потребуется много сил и времени.

Ещё Соломон Эш, один из первых исследователей процесса формирования впечатлений, отмечал, что люди очень быстро генерируют суждения о людях и обычно не склонны их менять. Это называет эффектом первенства.

Поэтому в ваших интересах произвести хорошее первое впечатление. Как это можно сделать?

Все тактики можно разделить на две категории: усиление своей позиции или усиление позиции собеседника.

Усиление своей позиции

Это хороший внешний вид, продуманное использование невербальных сигналов, даже использование парфюмерии. Чем человек привлекательнее, тем лучше первое впечатление, которое он производит – это не секрет.

Сюда же можно отнести самопрезентацию: описание своих достоинств и положительных черт. Конечно же, это не должно переходить в хвастовство и эгоцентризм. Но ненавязчивое предоставление положительной информации о вас сыграет вам на руку (например, хорошее резюме при устройстве на работу).

Усиление позиции собеседника

Это комплименты, эмпатия, чувство юмора, даже лесть. Вы делаете так, чтобы человеку было комфортно рядом с вами, чтобы ему было приятно. Если вы будете доставлять человеку положительные эмоции, то наверняка понравитесь ему и вызовите симпатию.

Также вы может сделать маленькое одолжение, помочь в чём-то, сделать подарок или выразить симпатию со своей стороны (как вербально, так и невербально). Поднять настроение собеседника можно множеством способов – используйте хотя бы некоторые из них.

И, конечно же, максимального эффекта можно достичь при комбинировании двух этих методов. И помните о ненавязчивости: если человек поймёт, что вы заискиваете перед ним и умышленно пытаетесь сформировать хорошее впечатление, он вряд ли это оценит. Будьте естественными и искренними.

Желаю успехов!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова: