– А Вы знали, что Иванов у нас амбидекстр?
– Кто-кто?
– Иванов!
Всем, у кого возник аналогичный вопрос, поясним, что амбидекстр – это человек, который не левша и не правша, потому что у него одинаково хорошо функционируют обе руки. С другим не всем понятным термином «полиматия» и тем, как стать полиматом, сейчас разберемся, а забегая вперед, скажем, что развитие разных навыков и междисциплинарное обучение – важное условие успеха. Как развивать? Об этом вы узнаете на нашей программе «Лучшие техники самообразования». А сейчас – про полиматию и мышление Леонардо да Винчи.
Полиматия: что это такое?
Итак, полиматия – это обладание глубокими знаниями и компетенциями в различных, часто несвязанных между собой областях знаний, умение интегрировать эти знания в профессиональной деятельности и научных изысканиях.
Соответственно, полимат – это эрудит с энциклопедическими знаниями, который умеет применять свой разносторонний опыт для решения задач, своего рода «универсальный человек». Деятельность такого человека дает весомые практические результаты, позволяя генерировать инновации и новые подходы к решению существующих задач, а его идеи часто опережают время.
Так, в сферу интересов Аристотеля (384-322) входили философия, логика, биология, физика, риторика, политика. Среди его наиболее известных разработок – основы формальной логики, классификация живых существ, трактаты о поэзии и государстве, выделение этики в самостоятельную область знаний.
Самые известные открытия и достижения Архимеда (287-212) включают принцип выталкивающей силы (закон Архимеда) в гидростатике, вычисление площадей и объемов сложных геометрических фигур, что предвосхитило современное интегральное исчисление. В астрономии Архимед известен изобретением планетария («небесной сферы»), демонстрировавшего движение небесных тел, первым измерением видимого углового диаметра Солнца и определением размеров Вселенной.
Ибн Сина, он же Авиценна (980-1037), помимо достижений в области медицины, известен своим учением о сущностях в метафизике, трактатом по логике, где рассматривал формальные аспекты мышления, а также поэтическими произведениями. В частности, поэмой «Птица», которая оказала заметное влияние на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литературы.
И, конечно, наиболее яркий персонаж среди полиматов прошлых столетий – это ученый и живописец эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). В сферу его интересов входила живопись, анатомия, механика, архитектура, инженерия, ботаника и многое другое. Иногда складывается впечатление, что проще перечислить сферы, которые не попали в орбиту научных интересов Леонардо да Винчи, чем наоборот.
Так или иначе, Леонардо да Винчи оставил более 7000 страниц чертежей и заметок, охватывающих механику, физику, гидродинамику, анатомию, медицину, архитектуру, урбанистику, оптику и астрономию. И, конечно, величайшие произведения живописи, такие как «Крещение Христа», «Благовещение», «Дама с горностаем», «Мона Лиза» и многие другие.
В контексте нашей темы нас интересует мышление Леонардо да Винчи и как развивать креативность уровня Леонардо да Винчи. Поговорим об этом подробнее.
Учиться, как Леонардо да Винчи: чему и как?
Знакомые с биографией Леонардо да Винчи люди знают, что он не имел формального университетского образования. Он был внебрачным сыном нотариуса, поэтому не имел права поступить в университет и, допустим, «унаследовать» профессию отца.
Возможно, в его случае это было к лучшему, потому что творческий полет мысли незаурядного человека не сковывали рамки формального образования, нацеленного, прежде всего, на получение некой суммы знаний, определенной учебным планом.
Отец позаботился, чтобы Леонардо освоил базовую грамотность, счет, чтение и геометрию, но при этом Леонардо много времени проводил на природе, наблюдая за животными, водой, светом и растениями.
В возрасте 14 лет он поступил учеником в мастерскую известного флорентийского живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо. Там он изучал живопись, скульптуру, архитектуру, металлообработку, черчение, механику, сочетая наблюдение и практику.
В дальнейшем основным источником знаний для Леонардо стало самообразование. Он изучал анатомию через вскрытия тел, механику – через эксперименты, языки – через книги, и всегда вел тетради и дневники с записями и рисунками, где систематизировал наблюдения и выводы. В целом, вся его биография – это непрерывное самообразование и образец того, как учиться всю жизнь.
По сути, Леонардо был автодидактом. Уточним, что автодидакт – это человек, который самостоятельно осваивает знания и навыки вне учебных заведений без помощи преподавателя. Возможно ли такое самообразование в 21 веке? И может ли получится такой современный универсальный человек из того, кто занимается исключительно самообразованием?
Когда речь идет о незаурядных людях и выдающихся талантах, всегда приходит на ум идея врожденных способностей и предрасположенности к интеллектуальной и творческой деятельности. Все тайны человеческого мозга ученые вряд ли скоро раскроют, даже с учетом новых технических возможностей, потому что каждое новое знание открывает новые грани неизведанного.
Если речь идет о людях, живших многие столетия назад, судить об их способностях и особенностях мы можем лишь по их трудам и сохранившимся воспоминаниям современников. Все однозначно сходятся во мнении, что Леонардо да Винчи был крайне любознательным человеком, чувствительным ко всему новому и неизведанному.
Он был левша, причем для удобства использовал так называемое «зеркальное» письмо. Кроме того, ученые указывают на ошибки в орфографии его записей, на разные написания одного и того же слова, на то, что он мог создавать слова по звучанию, что можно расценивать как признаки дисграфии, связанной с дислексией [G. Sartori, 1985].
Для справки:
- Дисграфия – это частичное нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, не связанные с плохим усвоением правил орфографии или недостатком интеллекта, а возникающие из-за сложностей в соотнесении звуков речи с буквами и их начертанием, а также из-за проблем с координацией движений и зрительно-двигательной интеграцией.
- Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Проблемы могут включать трудности с чтением вслух и про себя, правописанием, беглостью чтения и пониманием прочитанного.
Еще из примечательного – явные признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), такие как частое переключение между задачами, непоследовательность, множество незавершенных проектов, работа ночью, короткие периоды сна и отдыха [M. Catani, P. Mazzarello, 2019].
Так что же делать, чтобы учиться как Леонардо да Винчи? Конечно, пройти мимо обязательного школьного образования вам вряд ли позволят надзорные органы. Однако сделать кое-что для того, чтобы повысить собственные шансы на успех, вы однозначно можете.
Полиматия и самообразование в 21 веке – вещи неразрывно связанные. Ученые исследовали и собрали воедино основные принципы, которые, с их точки зрения, помогли Леонардо да Винчи добиться таких впечатляющих результатов [РСВ, 2021]. Попробуйте и вы!
Как учиться, чтобы «учиться, как Леонардо да Винчи»:
- Развивайте любознательность – ставьте вопросы, даже если они кажутся банальными. Леонардо писал: «Учеба никогда не истощает ум – она лишь разжигает его».
- Учитесь через наблюдение и опыт – не принимайте ничего на веру, проверяйте и сравнивайте.
- Изучайте природу во всех ее проявлениях – Леонардо да Винчи верил, что все науки связаны, потому наблюдал за водой, светом, движением, телом, звуком как за частями одной системы.
- Соединяйте науки и искусства – помните, что полиматия – это не количество знаний, а способность видеть связи между областями. Математика помогает художнику понять перспективу, художественное восприятие помогает в проектировании сооружений и т.д.
- Ведите тетрадь наблюдений – великий ученый почти ежедневно делал записи идей, набросков, гипотез. Современный аналог – это дневник идей, mind map или заметки в Notion.
- Не бойтесь быть медленными – Леонардо да Винчи мог работать над одной идеей годами. Для него был важен процесс.
- Учитесь ради удовольствия, а не ради оценки – Леонардо да Винчи не учился, чтобы стать «кем-то». Он учился, потому что не мог не учиться.
Можно сказать, что основная мотивация великого мыслителя эпохи Возрождения – чистое восхищение миром.
Резюме
Итак, мы сегодня многое узнали о феномене полиматии – способности овладевать разными областями знаний и интегрировать их для создания нового.
На примере Леонардо да Винчи мы видим, как врожденное любопытство, наблюдательность и междисциплинарное обучение могут сделать человека универсальным гением.
Современные технологии и открытый доступ к знаниям дают каждому возможность учиться «в стиле Леонардо», развивая любопытство, соединяя науки и искусства и практикуя ежедневное самообразование.
Полиматия – это глубокие знания в разных областях и умение объединять их для создания новых идей. Такой человек способен интегрировать опыт из разных дисциплин и находить нестандартные решения. Леонардо да Винчи – один из ярких примеров полимата в истории.
Раньше науки не были так строго разделены, и образование не ограничивалось одной областью. Мыслители могли свободно изучать философию, математику, физику и искусство одновременно. Современная специализация сужает фокус, но технологии дают шанс вернуться к полиматическому подходу.
Леонардо да Винчи не имел университетского образования. Он обучался в мастерской художника Андреа дель Верроккьо, где изучал живопись, механику и архитектуру. Позже он стал полностью самоучкой и всю жизнь занимался самообразованием.
Леонардо да Винчи от природы был левшой. Исследователи предполагают, что у него могли быть дисграфия и признаки СДВГ. Это объясняет зеркальное письмо, орфографические ошибки и склонность к множеству незавершенных проектов. Однако эти особенности не мешали, а возможно, даже способствовали его креативности.
Он учился через наблюдение, опыт и любопытство, стремясь понять суть явлений. Леонардо соединял науки и искусства, вел тетради наблюдений и не боялся тратить годы на одну идею. Его подход основывался на любви к познанию, а не на желании получить оценку.
Да, современные возможности самообразования, онлайн-курсы и открытые базы знаний позволяют каждому развивать полиматическое мышление. Главное – это сохранять любознательность и учиться видеть связи между разными дисциплинами. Полиматия сегодня – это путь к креативности и инновациям.
Полиматия – это больше, чем сумма знаний. Это способность видеть взаимосвязи между разными областями и творчески применять их. Чтобы «учиться как Леонардо да Винчи», важно развивать любознательность, наблюдательность и давать себе как можно больше практики. Всему этому вы научитесь на нашей программе «Лучшие техники самообразования». А сейчас – тест по материалу статьи:
