Психоиммунология – раздел медицинской науки, изучающий взаимодействие нервной и иммунной систем человека. Часто психоиммунологию называют психонейроиммунологией или психоэндонейроиммунологией. Это означает то же самое, только термин «психоиммунология», как более простой и короткий, получил большее распространение.
Долгое время считалось, что нервная и иммунная системы полностью автономны и напрямую не связаны. А поговорки вроде «в здоровом теле – здоровый дух» и «раны победителей заживают быстрее» воспринимались, в основном, как красивые аллегории. Разумеется, поговорки тоже появились не на пустом месте – какую-то взаимосвязь между здоровьем и настроением улавливали еще в древности. Однако тогда дальше предположений дело не двигалось.
С развитием науки все изменилось, и сейчас уже никто не отрицает, что состояние психики и защитные силы организма тесно взаимосвязаны. Более того, человек может сознательно использовать эту связь двух систем и на себе проверить, как оптимизм помогает выздоровлению. Каким образом? Для этого нужно хотя бы немного углубиться в теорию и суть исследований, проведенных учеными, начиная с конца 19 века.
Первые эксперименты в области психоиммунологии
Пионерами научных исследований в данной сфере можно считать российских ученых. Академик Павлов в 1890-е годы открыл механизм формирования условного рефлекса на примере собак. Иммунолог и зоолог Сергей Метальников решил использовать эти данные в иммунологии и установить роль нервной системы и психических факторов в иммунитете животных. Он ставил эксперименты над морскими свинками, делая им инъекции малых доз различных бактерий и нагревая кожу, чтобы вызвать условно-рефлекторную связь между нагревом и выработкой иммунного ответа.
Апогеем эксперимента стало внедрение холерного эмбриона подопытным животным: у той группы морских свинок, которым после этого нагрели кожу, сформировался иммунитет, и многие из них смогли выжить после заражения смертельной болезнью. И даже среди умерших особей продолжительность жизни после заражения была больше у тех, кому нагревали кожу и стимулировали иммунный ответ (36 часов), чем у тех, с кем не проводили дополнительных действий после заражения (8 часов).
Цель этих исследований была намного больше, чем просто медицинская. Как писал Метальников в письме Рериху в 1932 году, одна из главных задач современной науки, цитируем: «освободить нашу душу от рабской зависимости от нашего тела. Хозяином должно быть не наше тело и различные физиологические процессы, а мое духовное «Я». Тем не менее на том этапе исследований установить связь между нервной и иммунной системой не удалось.
Новые эксперименты в области психоиммунологии
Зарождение психоиммунологии как науки относят к 1975 году. Тогда учеными Рочерстерского университета Робертом Эйдером (Robert Ader) и Николасом Коэном (Nicholas Cohen) был поставлен эксперимент, призванный выявить взаимосвязь нервных и иммунных реакций. Суть сводилась к следующему: подопытным крысам давали лекарство, вызывающее упадок сил, одновременно с водой, в которую был добавлен сахар. Позже из цепочки убрали лекарство, однако реакция подопытных грызунов осталась неизменной: они ощущали упадок сил.
Многие, возможно, увидят в таких результатах нечто общее с итогами эксперимента, поставленного американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году, в ходе которого был открыт феномен выученной или приобретенной беспомощности. Так или иначе, на тот момент это был реальный прорыв в науке.
Исследования в данном направлении продолжились. Так, немецкий физиолог Манфред Щедловски (Manfred Schedlowski) развил эксперимент своих коллег и провел его на крысах, которым пересадили в брюшную полость второе сердце. После пересадки иммунноподавляющие препараты, которые необходимы для профилактики отторжения пересаженного органа, вводились вместе с подслащенной водой. Доза препарата постепенно уменьшалась и, в конце концов, крысы стали получать только сладкую воду. В итоге эти крысы прожили столько же, сколько их собратья, получавшие полный курс терапии.
После эксперимент получил дальнейшее развитие – ученый комбинировал выработку условного рефлекса на подслащенную воду с небольшими дозами иммунноподавляющего препарата, и такие грызуны с пересаженными органами жили еще дольше, чем те, которые получали только лекарство и не имели выработанного условного рефлекса на сладкую воду. Открытым оставался вопрос механизма действия условного рефлекса.
Позднее удалось найти нервные окончания в тимусе (вилочковой железе), где идет созревание и дифференцирование клеток иммунной системы. Эти нервные волокна напрямую связаны с мозгом и способны получать сигналы из коры больших полушарий мозга. Это открытие сделал Дэвид Фелтен (David Felten), ученый из Индианского университета, целенаправленно изучивший строение органов нервной и иммунной систем мышей под микроскопом. Таким образом, удалось прояснить механизм возникновения реакций.
Возник закономерный вопрос: коль скоро можно привить условные рефлексы, подавляющие волю и сопротивляемость внешним негативным воздействиям, и добиться, чтобы эффект продолжался даже после отмены действия раздражителей, почему не попробовать использовать открытую закономерность во благо человеку?
Например, практиковать прием сильнодействующих полезных лекарств вкупе с водой, имеющей ярко выраженный вкусовой оттенок, с тем, чтобы в отсутствие лекарственного препарата организм думал, что получил его, и продолжал процесс выздоровления. Это могло бы помочь безнадежно больным людям, для которых стандартное лечение стало настолько токсичным, что угрожало смертельным исходом.
Гипотеза была проверена Эйдлером на мышах с аутоиммунными заболеваниями. Выработка условного рефлекса на подслащенную воду привела к тому, что долю лечебных препаратов удалось снизить вдвое без потери терапевтического эффекта. Причем у той группы мышей, которой просто снизили дозу без формирования условного рефлекса на сладкую воду, терапевтический эффект снизился пропорционально снижению дозы препарата.
Ученые вплотную подошли к тому чтобы выработать механизм помощи больным людям, для которых стандартные дозы лекарств были смертельны, методом воздействия на мозговые центры. Но, чтобы проверить верность такого предположения для людей, нужно было перейти к опытам на людях.
Опыты на людях
Первым «подопытным» человеком стала 13-летняя Маретт Флайс (Marette Flies), на тот момент уже два года боровшаяся с тяжелым аутоиммунным заболеванием – системной волчанкой. В результате лечения у нее были поражены почки, сердце, ей пришлось удалить матку из-за сильных кровотечений, а еще она страдала от судорог, отеков и выпадения волос.
Ученые взялись помочь девушке. В качестве рефлексообразующего сигнала была выбрана комбинация рыбьего жира с духами с ароматом розы. В итоге удалось вдвое снизить дозы лекарств, и, следовательно, вред от них. Терапевтический эффект был такой же, как от полного курса лечения. Еще через 15 месяцев девушка смогла отказаться не только от лекарств, но даже от вдыхания духов с ароматом розы, просто представляя этот запах.
Метод оказался эффективен и для людей старшего возраста. 46-летней Барбаре Новак, в свое время лишившейся обеих почек из-за системной волчанки, взялся помочь лично Манфред Щедловски. Пересаженная почка требовала постоянного приема иммунноподавляющих препаратов, которые имели массу побочных эффектов.
Манфред Щедловски решил использовать молоко с клубничным сиропом и эфирным маслом лаванды, предварительно окрасив его в зеленый цвет, чтобы задействовать все органы чувств для формирования нужных рефлекторных связей. Такой подход позволил снизить дозу всех принимаемых Барбарой лекарств в среднем на 60-80%.
Все эти исследования подтвердили, что мозг способен контролировать работу иммунной системы. Профессор Висконсинского университета Ричарда Дэвидсона (Richard Davidson) выдвинул гипотезу, что такой контроль может быть осознанным, если уж он возможен в принципе. Сфера его научных интересов – взаимосвязь активности мозга и проявления эмоций. Ученый уверен, что польза медитации для здоровья полностью сопоставима с пользой от физических упражнений. Другими словами, понятия «представить действие» и «выполнить действие» в особых случаях могут стать взаимозаменяемыми.
Его идеи подхватили коллеги, и сейчас существует множество психологических практик, поднимающих иммунитет и позволяющих снизить тяжесть протекания болезни. Мы рассмотрим некоторые из них.
Прикладная психоиммунология
Итак, с практической точки зрения различные психические реакции могут быть либо полезны, либо вредны для иммунитета. Сначала посмотрим, что вредит нашему иммунитету.
Психологические реакции, вредящие иммунитету:
- Депрессия – изменения, происходящие в центральной нервной системе (ЦНС) в этом состоянии, подавляют иммунитет.
- Хронический стресс – вызывает постоянный высокий уровень адреналина, который блокирует иммунную систему.
- Экзаменационный стресс – действует по образу и подобию хронического, но ограничен периодом сдачи экзаменов.
- Пассивная реакция вместо решения проблемы – вызывает изменения в работе ЦНС, ведущие к ослаблению иммунной системы.
Отметим, что под активной реакцией понимаются как действия, направленные на решение проблемы, так и анализ проблемы с поиском смысла и извлечения уроков из произошедшего.
Психологические реакции, активизирующие иммунитет:
- Умеренный острый стресс – мобилизует защитные силы организма на выполнение какой-либо краткосрочной неотложной задачи так, чтобы болезнь не мешала их выполнению.
- Положительные эмоции – способствуют выработке гормона удовольствия, положительно влияющего на защитные силы организма.
- Своевременное решение проблем, в том числе психологических – как профилактика хронического стресса, ослабляющего иммунитет.
- Релаксация через расслабляющее дыхание – для нейтрализации вредного влияния хронического стресса.
Для наглядности приведем пример простого упражнения на расслабляющее дыхание, которое может освоить даже новичок, никогда не практиковавший ни дыхательную гимнастику, ни йогу, ни медитацию.
Расслабляющее дыхание:
- Сделать вдох через нос в течение 4 секунд – отсчитывать можно мысленно в темпе движения секундной стрелки (раз-и-два-и-три-и-четыре-и).
- Сделать паузу на 2 секунды (раз-и-два-и).
- Сделать выдох через рот в течение 8 секунд.
- Сделать паузу на 2 секунды (раз-и-два-и).
- Повторить 10-20 раз.
Если нужно добиться обратного эффекта – не расслабления, а мобилизации организма – вдох должен быть более долгим, а выдох – резким и форсированным.
Таким образом, эмоции и здоровье тесно взаимосвязаны. Чтобы задействовать возможности нервной системы для укрепления иммунитета, нужно практиковать реакции, укрепляющие иммунную систему, и избегать реакций, подрывающих иммунитет. Если избежать их полностью не получается, значит, принимать меры по нейтрализации хронических стрессов и депрессий.
И еще одна неожиданная рекомендация педиатров для родителей. По наблюдениям врачей, дети, которые веселятся в общественных местах в период эпидемии, гораздо реже заболевают. Поэтому не пресекайте жестко любую попытку ребенка «побеситься» на улице или в парке, если вокруг бушует сезонная эпидемия гриппа или еще какой-то болезни.
Теперь же самое время проверить свои знания и пройти небольшой тест по теме статьи.
А еще мы приглашаем вас на наш курс «Психическая саморегуляция», где вы сможете освоить множество современных и полезных в повседневной жизни психотехник. Это тоже будет серьезным вкладом в поддержание вашего иммунитета!