Почему Опра Уинфри считается символом личностного роста?

Почему Опра Уинфри считается символом личностного роста?

В Евразии Опра Уинфри известна как темнокожая телеведущая, которая зарабатывает очень много денег. Однако на родине Опру воспринимают скорее как воплощение американской мечты, символ реализованных возможностей и личностного роста.

Мы могли бы углубиться в эту тему с точки зрения нейробиологии и когнитивистики в поисках ответа на вопрос, почему люди так считают и правы ли они. Однако в этот раз мы сконцентрируемся на самой Уинфри, ее харизме, эмпатии и блестяще демонстрируемых лучших техниках коммуникации.

«Опра» как мем

С момента зарождения онлайн-общения американская телеведущая Опра Уинфри стала одним из самых популярных способов выражения эмоций с помощью юмора, преувеличения или сентиментальности. Многие люди видели фотографии Опры или даже использовали их в качестве мема, даже не зная, кто она такая.

Американские психологи утверждают, что люди понимают «концепцию Опры», даже не посмотрев ни одного ее шоу. Для американцев, причем не столько из Северной Америки, а скорее даже из голодающей Южной, Опра Уинфри олицетворяет:

  • возможность;
  • обещание того, что, если вы будете усердно трудиться, будете порядочными и узнаете, как воспользоваться своими возможностями, вы доберетесь туда, куда хотите.

Команда Опры многое сделала для того, чтобы создать оптическую иллюзию протяженности личного пути этой женщины от крайней нищеты до финансового и духовного богатства. Хотя кровные родственники самой негритянки мифы наподобие «мешка из-под картошки в качестве школьной одежды» развенчивают [New York Post, 2010].

Но не будем давать фактам испортить хорошую историю. Потому что демонстрируемая общественности жизнь 71-летней звезды – это именно что идеальный продукт сторителлинга, умело скроенный из самых сокровенных ожиданий и потребностей публики.

Если воспринимать лучшую ложь как состоящую на 90% из правды, фактов для создания легенды наберется предостаточно:

  1. Опра Уинфри является самым богатым чернокожим человеком 20 века.
  2. Опра Уинфри – первая чернокожая женщина-миллиардер и единственный чернокожий миллиардер в мире с 2004 по 2006 год.
  3. Долгое время Опра Уинфри была самым высокооплачиваемым человеком на телевидении, заработав в пять раз больше, чем занявший второе место Саймон Коуэлл.
  4. Опра Уинфри – первый темнокожий человек, попавший в список 50 самых щедрых американцев. По разным оценкам, она пожертвовал более 400 миллионов долларов на благотворительность.
  5. CNN, Time и The American Spectator называют Опру Уинфри самой влиятельной женщиной в мире. Она единственный человек, который десять раз попадал в список самых влиятельных людей по версии журнала Time. Журнал Life назвал ее самой влиятельной женщиной своего поколения и самым влиятельным чернокожим человеком. Экс-президент США Барак Обама назвал ее «самой влиятельной женщиной в стране».
  6. В 1998 году Опра Уинфри стала первой женщиной и первым чернокожим человеком, возглавившим список 101 самых влиятельных людей в индустрии развлечений по версии журнала Entertainment Weekly. Американская редакция журнала Forbes сочла ее самой влиятельной знаменитостью в 2005, 2007, 2008, 2010 и 2013 годах. В 2010 году журнал Life включил ее в свой список 100 людей, изменивших мир, наряду с Иисусом Христом, Авраамом Линкольном и Стивом Джобсом.

Команда Опры долгое время кропотливо доказывала, что телеведущая добилась всей этой власти, денег и известности не посредством:

  • политических махинаций;
  • экономических спекуляций;
  • манипуляций средствами массовой информации.

Хотя оппозиционеры из Республиканской партии, финансисты в сфере лоббирования, рядовые работники телевидения и борцы с инклюзивностью по DEI наподобие Илона Маска могут привести достаточно контраргументов. Однако кого они волнуют?

Сегодня Опра Уинфри – это икона, с которой на мир смотрит хороший, искренний и позитивный человек. Реальная Опра Уинфри сливается с художественным образом, сказкой о том, как Америка любит себя представлять.

И в этом важный вывод для тех, кого интересует личностный рост: в отличие от физического он неосязаем, невидим и неизмерим. А это открывает широчайшее поле для экспериментов, фантазий и манипулирования общественным мнением.

«Мы – те, кем нас считают люди» (Дэвид Фостер Уоллес).

Биография Опры как шедевр сторителлинга

Биография Уинфри пересказывалась много раз. Как превосходный рассказчик сама Опра знает, что эмоции в историях рождаются в деталях:

  1. Правило 1 – «Нужно имя». Если его нет, нужно придумать. А если оно есть, но дурное, необходимо его видоизменить, чтобы оно стало частью персонального брендинга. Изначально малышку назвали Орфой в честь библейского персонажа [Библейская энциклопедия, 2005]. Позже девочка видоизменила неблагозвучное имя, переставив согласные, в результате чего оно навечно закрепилось именно за ней.
  2. Правило 2 – «Сказка о гадком утенке». Ее мать, Вернита, родила ее в возрасте 18 лет, поэтому Опру воспитывала бабушка Хэтти Мэй, которая настаивала на том, что лучшее, что может случиться в жизни, – это найти белую семью, которая будет хорошо с ней обращаться и кормить ее. Всякий раз, когда Опра вспоминает эту семейную легенду, она заканчивает ее словами: «Хотела бы я, чтобы моя бабушка дожила и увидела всех белых людей, которые сейчас работают на меня». Помимо этого, Опра часто говорит о пережитом сексуальном насилии, подростковой беременности и нежданной-негаданной славе в 17 лет, когда девушка выиграла конкурс красоты, и ведущий полушутя предложил ей почитать новости дня. Местная радиостанция тут же приняла ее на работу. В 20 лет она стала самой молодой ведущей новостей (и первой чернокожей женщиной) на местном телевидении в Нэшвилле.
  3. Правило 3 – «Сопереживание». Опра не смущается говорить о домогательствах, буллинге и травле коллег, которые высмеивали ее внешний вид. Особенно когда ее волосы начали выпадать из-за плохого начеса. В то время Уинфри состояла в отношениях с женатым мужчиной и на коленях умоляла его не оставлять ее, вплоть до того, что оставила предсмертную записку своей лучшей подруге Гейл Кинг, попросив ее полить ее растения, когда Опры не станет. Используя эти эмоционально заряженные истории, надавливая на болевые точки своих зрителей и в особенности зрительниц, Опра Уинфри продемонстрировала блестящее понимание работы зеркальных нейронов задолго до того, как они были открыты наукой официально в 1990-х годах.

Сократить путь можно благодаря нашей статье «Умение отзеркаливать: как использовать зеркальные нейроны для улучшения отношений».

«Звезда родилась»

В 1980-е годы Опре удалось обойти по популярности корифея американского телевидения Фила Донахью, пионера в создании формата импровизированных интервью с анонимными людьми. Вместо того чтобы выступать с трибуны или из кресла, Донахью ходил среди аудитории и взаимодействовал с ней.

А Опра пошла еще дальше. Она всей стране публично рассказала, как ее изнасиловали в детстве, а что еще хуже, родная семья ей не поверила и ее не поддержала в этой трагедии. Никто не делал ничего подобного на телевидении. Шоу Опры Уинфри в итоге удвоило аудиторию шоу Фила Донахью и достигло пикового числа зрителей в 40 миллионов человек, что составляет одну шестую часть всего населения США.

«Как интервьюер она не может конкурировать с Филом Донахью, но то, чего ей не хватает в журналистском стремлении, она компенсирует искренним любопытством, крепким юмором и, прежде всего, сочувствием. Гости, в свою очередь, обнаруживают, что раскрывают то, о чем они никогда бы не подумали рассказать кому-либо, не говоря уже о национальном телевидении. Ток-шоу превратилось в групповую терапию», – писали журналисты Time [The Hollywood Reporter, 2011].

В Америке пришли в восторг от того, что в той же Азии в лучшем случае порицаемо. Как выразился колумнист Говард Розенберг: «Опра снова в строю, полный набор: большая, дерзкая, громкая, агрессивная, чрезмерная, смешная, очаровательная, трогательная, нежная, обычная, искренняя и голодная».

Цветок знаменитости Опры взошел и раскрылся на плодородной почве человеческих надежд, амбиций и стремлений. Американцы искренне восхищались тем, что Опры «много», в то время как, работая она, к примеру, в Южной Корее, ей бы как минимум посоветовали похудеть, притихнуть и «не отсвечивать».

Популярность Опры Уинфри совпала по времени с эпохой взлета феминизма в Америке, когда незамужней, бездетной женщине дозволялось не только иметь, но и выражать свое мнение публично и продвигать его, даже если оно шло вразрез с общепринятым. Ее «агрессивность» воспринималась с позитивной коннотацией.

Очень характерно то, как именно коллеги Опры восторгались той женственностью, которую она принесла в профессию: «Гениальность Опры заключалась в том, чтобы взять стиль, изобретенный Филом Донахью, и придать ему женственный акцент. Вместо того чтобы выступать в роли судьи дебатов или просто подстрекать своих гостей, Опра открыто взаимодействует с ними. Она общается с ними, дружит с ними и делится интимными подробностями. Это очень женственный стиль разговора, и Опра показала, насколько он может быть мощным».

«Феминистское движение 1970-х годов открыло дверь в домашнюю и частную сферу. Шоу Опры переступило эту дверь десятилетие спустя. Оно создало новое пространство для разговоров о проблемах, которые беспокоили американцев, особенно женщин, таких как развод, депрессия, алкоголизм, супружеская неверность и жестокое обращение с детьми. Темы, которые никогда не обсуждались с такой искренностью и сочувствием на телевидении», – написала Николь Ашофф в книге «Новые пророки капитала».

По сути, именно талант общаться – ключевой в палитре когнитивных способностей Опры (и это помимо дара идеально рисовать круг, что видно из ее росписи). Если же вы чувствуете, что вам тяжело общаться, но вы хотели бы этому научиться, добро пожаловать на нашу онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации».

Власть дарует право

Все школьники знакомятся с правами и обязанностями в рамках обязательной учебной программы, в которую, в зависимости от страны, входит изучение Французской революции, выступлений Владимира Ленина или вех «Большого скачка». В подавляющем большинстве современных государств приняты Конституции, соблюдаются предписания Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения.

Однако при всем при этом в обществе распространены негласные правила, которые не всегда коррелируют с официальными. Обычно они обусловлены иерархией и базируются на интуитивном понимании того, что права и свободы – это отлично, но жизнь и здоровье еще важнее.

Поэтому, если мы вернемся к теме про личностный рост, необходимо вспомнить еще одну данность: личность есть у каждого, однако не все ростом вышли, чтобы сказать миру свое слово, да так, чтобы их услышали.

Опра Уинфри, по этой логике, ростом вышла. Ей внимали и высокопоставленные политики, и серийные убийцы, и белые расисты в глухих селах Джорджии, где с 1912 года не жил ни один темнокожий.

Более того, телеведущая даже начала формировать собственную систему ценностей, о чем свидетельствуют ее соратники: «Опра всегда говорит, что есть только две эмоции – любовь и страх».

Знаменитость поставила перед собой амбициозную задачу – лишить идею «духовности» религиозного подтекста, чтобы помочь людям:

  • «жить лучшей жизнью»;
  • любить себя;
  • заменить негатив позитивом;
  • верить в себя;
  • следовать за своими мечтами.

При этом нужно понимать, что Опра – не Ленин. Она никогда не боролась с церковью. Не нужно усматривать в ее выступлениях противоречий, которых там нет. Как и большинство женщин на планете, она пыталась и продолжает пытаться оказать поддержку, подарить вдохновение и силы своим близким, которые в этом нуждаются. Даже если этих «близких» – пара миллиардов за телеэкранами.

«Нам нужно перейти от «Мы неблагополучны» к «И что мы будем с этим делать?», – подчеркивает знаменитость.

И в этом тоже сила ее личности: в способности оказывать влияние на других. Согласно совместному исследованию университетов Плимута и Калифорнии, люди, смотрящие видеоролики с Уинфри, в два раза чаще помогают другим, чем те, кто смотрит комедийные видеоролики или документальные фильмы о природе [Vanity Fair, 2021].

Новое мышление

Образ эйфоричной женщины, которая любит счастье и веселье, причем делает это так, что заводит собой публику, не был изобретен Опрой. До нее это успешно делали и Шер, и Мадонна, и Тина Тернер. Однако они занимались этим преимущественно на сцене. А Опра вынесла свою энергию на улицу, в офисы, в повседневность.

Эта восторженная риторика личного самоутверждения («Я буду счастлива, потому что я поставила перед собой эту цель, и мое счастье начинается с любви к себе») проникла в массовую культуру за последние два-три десятилетия и теперь является стандартным языком поп-музыки, реалити-шоу и сторис в социальных сетях.

Рождение нового образа мышления совпало с созданием Книжного клуба Опры в 1996 году. Звезде удалось вернуть писателей на американское телевидение, где долгое время их игнорировали как «скучных».

Более того, Опра приучила телевидение приглашать на эфир не только авторов, но и читателей, чтобы те рассказали, как книга помогла им вырасти эмоционально. Важна была не сама книга, а то, что она дала читателю как личности. Личностный рост пестовался и поощрялся.

В 2004 году русскоязычные СМИ бушевали после того, как американка выбрала «Анну Каренину» Льва Толстого. Причем не просто выбрала, но и застолбила ей место в своей книжной антологии, онлайн-поддержка которой продолжается (и финансируется) и по сей день [OWN, 2025]. Нечто невиданное в эфемерном онлайн-мире, где спустя пару лет после события иногда и ссылок-то активных на него не найдешь.

Опре Уинфри приписывают возрождение американской издательской индустрии с эффективностью, которой не достигала ни одна правительственная кампания. Когда она решила опубликовать собственную книгу о своих отношениях со своим телом и весом, то получила самый большой аванс в истории.

Уйти нельзя остаться

В 1998 году Опра была на грани ухода с телевидения, но продюсирование и участие в главной роли в фильме «Любимая» заставили ее осознать, что на ней лежит ответственность, превышающая ее собственную: «Я поняла, что не имею права отступать, поскольку у меня нет ни голоса, ни власти. Мне было дано благословение говорить с людьми, влиять на них, чтобы изменить их жизнь».

Опра Уинфри понимала силу телевидения, как мало кто другой, но, прежде всего, она понимала, как устроена Америка. Вот почему она действует и контролирует ситуацию из водоворота, где сходятся:

  • политика;
  • знаменитости;
  • эмоции.

На родине Опра стала кем-то вроде Деда Мороза или генерального прокурора: к ней обращаются, когда все остальные способы бессильны. Например, так поступил певец Майкл Джексон, пригласив Опру на свое ранчо «Неверленд», чтобы защититься от обвинений в сексуальном насилии. На сегодняшний день это интервью остается самым популярным в истории США: его посмотрели 36,5 миллионов человек.

Многие актеры, игроки, певцы в ходе интервью с Опрой настолько сильно раскрывались, что зачастую переходили грань разрешенного и общепринятого. И в этом вся разница между «влиянием» и «давлением»: в результате последнего люди не чувствуют себя в безопасности. А собеседники Опры, на которых она произвела впечатление своей искренностью, чувствовали себя в безопасности, раз заходили так далеко. И это видел весь мир. Именно в этом сила Опры.

Более того. Социологи, политологи и другие ученые уже рассматривают данное явление как измеримый феномен. Подсчитано, что поддержка Опрой Барака Обамы принесла ему миллион голосов на праймериз Демократической партии в 2007 году. Это был критический показатель, нужный для выдвижения.

Самореализация

В своей книге «Последствия» Джордж Пэкер объясняет, что идея о том, что вы можете стать кем угодно, что вам просто нужно решить чего-то добиться, не оставляет зрителям никаких оправданий в случае неудач.

По словам Пэкера, магическое мышление Опры (положительные мысли ведут к богатству, любви и успеху) передает послание о том, что для решения своих проблем нужно просто верить, что вы можете это сделать. И это возлагает большую ответственность на отдельного человека, но, прежде всего, это означает игнорировать тот факт, что система несправедлива и не предоставляет всем равные возможности.

В этом отличие философии Опры от общепринятого восприятия концепции магического мышления, которое обычно приписывают детям и другим не слишком зрелым личностям, которые предпочитают надеяться на высшие силы, сложа руки.

Подход Опры гораздо ближе к позиции современной нейробиологии, которую научный журналист Дэниел Гоулман блестяще изложил в своей книге «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе».

Идея простая: усилия, воля и контроль собственных импульсов зачастую важнее, чем социальное происхождение, семейное благосостояние или раса.

Главный девиз Опры Уинфри: «Проживи свою лучшую жизнь».

Очень часто эту мысль трактуют превратно: мол, если вы не получаете того, чего хотели, значит, это не ваша судьба или вы недостаточно усердно трудились.

Однако на самом деле Опра относится к вещам проще, легче:

  1. «Это все у тебя в голове».
  2. «Не жалуйся на то, чего у тебя нет, используй то, что имеешь».
  3. «Нужно воспринимать каждую проблему как возможность для роста, раскрытия своего лучшего «я» и принятия своей жизни».

Опять-таки здесь Опра неоригинальна. Эти идеи были сформулированы другой американкой по имени Кэрол Дуэк из Университета Стэнфорда и породили концепцию «мышления роста».

Но преимущество Опры над Кэрол – именно во власти, в масштабе.

Библиографы Опры напоминают, что она на регулярной основе общается с рядовыми гражданами, как устно, так и онлайн, раздавая следующие жизненные советы:

  1. Если 60-часовая работа в офисе в неделю вызывает у вас чувство оцепенения, стресса и эмоционального истощения, научитесь мыслить нестандартно, ведь творческие люди более здоровы.
  2. Поставьте на стол веселые фотографии и статуэтки.
  3. В конце каждого дня записывайте три позитивных события, которые произошли с вами в офисе.
  4. Вы чувствуете клаустрофобию? Прочитайте «Маленький домик в прериях».

И самое знаменитое: если не можете справиться с проблемой, измените свое к ней отношение, свой образ мышления, а тем самым сможете избежать похода в аптеку.

«Опра признает наличие тревоги и отчуждения в нашем обществе, но вместо того, чтобы исследовать экономические или политические основы этих чувств, она рекомендует нам заглянуть внутрь себя и приспособиться к страданиям и стрессу, которые провоцирует неолиберализм. Единственными ингредиентами, помимо культурного капитала (образования), социального капитала (связей) и экономического капитала (сбережений), являются ваша страсть и настойчивость», – подчеркивает социолог Николь Эшофф [Vanity Fair, 2021].

А вот что о жизни и самореализации говорит сама Опра: «Я думаю, что часть дисфункции Америки проистекает из иллюзии, что все остальные счастливее нас. Ток-шоу показали, что у всех нас больше общего, чем различий».

Эмоции и деньги

В 21 веке Опра настолько всемогуща, что может вытянуть человека из долговой ямы, бесплатно раздавать в ходе своего шоу премиальные автомобили за свой счет и, главное, делиться с людьми своими эмоциями, поощряя их делать то же самое.

И это важно для понимания того, что такое личностный рост: эта концепция сложилась в капиталистической системе, основанной на потреблении как залоге счастья. «Из песни слов не выкинешь».

Сама Опра выставляет напоказ свое богатство, устраивая мероприятия в некоторых из своих многочисленных домов, но никто не посчитает это безвкусным (как было бы, если бы, скажем, молодой белый мужчина, унаследовавший состояние, сделал то же самое), потому что, по мнению американцев, Опра заслужила право на все это богатство.

Это изображение капитализма в его самом чистом, привлекательном и эмоциональном виде.

Более того, как и другая американка – Айн Рэнд, урожденная Алиса Розенбаум из Петербурга, Опра Уинфри даровала обновленную мораль современному капитализму, укрепив его.

Газета Wall Street Journal ввела термин «опрафикация» для описания публичного признания как формы терапии.

«Уинфри поняла силу телевидения в объединении публичного и личного. Телевидение потребляется в интимной обстановке дома, и она (Уинфри), как член семьи, сидит с нами за ужином. Она заставляет нас заботиться о гостях просто потому, что она заботится о своих. В этом ее гений, и это будет ее наследием. Изменения, которые она принесла своим шоу, продолжают проникать в нашу культуру и формировать нашу жизнь», – проанализировал Time [Vanity Fair, 2021].

«Опра много говорит о текущем моменте и о телевидении, которое его создает: мы хотим надежды, вдохновения, самореализации, лидерства, перемен в жизни, новой машины», – отметила журналистка Сара Ларсон.

Опра Уинфри, к лучшему или к худшему, сыграла важную роль в создании мира, в котором мы живем сегодня. Мир, управляемый эмоциями, где существуют такие понятия, как «коучинг», «персональный брендинг» и «осознанность». Культура стала более чувствительной, и вместе с этим большее значение стали придавать свидетельствам, опыту и признаниям, а не анализу или размышлениям. Эмоциональное заменило политическое. Границы между публичным и личным больше не существует, размышляют журналисты из Vanity Fair [Vanity Fair, 2021].

Поразительно то, что они, американцы, этим не гордятся. Более того, они с печалью фиксируют, что «заблуждение американской мечты распространилось на всю планету».

Личностный рост и его логическое заключение: осознание ошибочности, оторопь и поиск дальнейшего пути. Журналисты из Vanity Fair подозревают, что зарекомендовавшая себя как проповедница темнокожая телеведущая перестает быть обычным, простым человеком. Ее канонизирует культура, которую она сама помогла создать.

Именно поэтому американцы не обсуждают отсутствие детей или мужа у Опры: это было бы опошлением, неуважением. И, в каком-то смысле, потому что люди перестали видеть в Опре женщину и воспринимают ее, как концепцию.

В одном из эпизодов «Футурамы», который вышел в эфир в 1999 году, профессор Фарнсворт намекнул, что «Опрахизм» – одна из важнейших религий в 3000 году. В то время это было шуткой. Она по-прежнему актуальна и сегодня, но, возможно, вызывает уже меньше смеха, но больше понимания.

Опра – яркий пример того, чем опасен личностный рост: в процессе погони за успехом человек не замечает (да и не должен), когда перерастает сам себя.

Однако, если перефразировать название известного фильма «И целого мира мало», возможно, в этом и суть, что одной личности уже мало? Опра Уинфри экстраполирует себя на американское общество, а оно учится жить по ее ценностям, одновременно распространяя их, как семена, все дальше по планете.

Нам много чему есть поучиться у Опры, однако многое при этом остается непонятым.

Успехов вам в расшифровывании жизненных тайн! А чтобы проверить, чтобы не ничего не перепутали, рекомендуем пройти небольшой тест: