Приходилось ли вам наблюдать ситуацию, когда ребенок вроде не тупой и в меру старательный, а учится так себе, сосредоточиться на учебе не может, запомнить учебный материал, соответственно, тоже, хотя все свободное время «сидит» за уроками?
Причем понятие «свободное время» тут весьма относительно, потому как оно занято бесплодными попытками сделать нормально домашние задания и что-то выучить к следующему уроку, вместо того чтобы погулять на улице, погонять с друзьями в футбол, записаться в спортивную секцию, да просто посмотреть спокойно мультики.
Если вы успели пройти нашу программу «Мозг и нейронауки», вы уже догадались, в чем тут дело. Всем остальным мы расскажем об этом прямо сейчас. Наша сегодняшняя тема – нейродинамика.
Что такое нейродинамика?
Начнем с самого общего определения. Термином «нейродинамика» принято обозначать совокупность ряда свойств нервной системы, ответственных за работоспособность нервных клеток. Вот эти свойства:
- Сохранение нормальной работоспособности при высоком напряжении.
- Быстрый переход от процесса торможения к процессу возбуждения.
- Стабильная активность нервных процессов.
Достаточный уровень нейродинамики обеспечивает нормальный баланс процессов возбуждения и торможения нервной системы. И, соответственно, способность человека сосредотачиваться на какой-либо деятельности при необходимости быстро переключаться на другую деятельность и сохранять при этом высокий уровень работоспособности.
Отметим, что в разных источниках могут встречаться разные вариации понятия «нейродинамика». Однако суть всегда в том, что процессы нейродинамики – это процессы возбуждения и торможения, баланс этих процессов, позволяющий обеспечить нормальную работоспособность нервной системы и мозга.
Кроме того, вариации определения термина могут отличаться применительно к разным сферам науки и знания. Так, для педагогики представляют наибольший интерес нейродинамика мозга и различные прикладные аспекты. Например, такие, как нейродинамика чтения.
На сегодняшний день существуют специальные методики, позволяющие своевременно выявить нарушение нейродинамики чтения у детей и принять адекватные коррекционные меры [Т. Гогуадзе, 2019]. Это очень важно, потому как традиционные «воспитательно-заставлятельные» меры при таком нарушении абсолютно бесполезны, а всевозможные упражнения на скорочтение могут только усугубить ситуацию и нанести вред интеллектуальному развитию и психике ребенка.
Медицину интересует клиническая нейродинамика и диффузные изменения биоэлектрической активности мозга, приводящие к нарушению нейродинамики, а также вопросы реабилитации людей с нарушениями подвижности нервных процессов и психомоторных реакций. Сегодня функционируют специальные медицинские центры, где оказывают помощь пациентам с такими проблемами. Например, центр «Нейродинамика» (Калининград, Чайковского, 20).
Понятие «клиническая нейродинамика» ввел в научный оборот австралийский ученый и врач-физиотерапевт Майкл Шаклок. Он выявил взаимосвязь между функциональным состоянием нервных структур и их механическими свойствами.
Если вкратце, то проблемы опорно-двигательного аппарата обусловлены не только состоянием мышц, суставов, костей, сухожилий, но и изменениями в нервах и нервных оболочках [M. Shacklock, 1995]. Эта «нейродинамика Шаклока» и разработанная им методика лечения взяты за основу во многих медицинских центрах. Например, в ЦМРТ «Петроградский» (Санкт-Петербург, Рентгена, 5).
Нейродинамика нашла свое применение и в такой сфере, как искусственный интеллект. В области искусственного интеллекта представляют интерес перцептроны как математическая модель восприятия информации мозгом. Термин «перцептрон» (в некоторых транскрипциях «персептрон») был предложен американским нейропсихологом, нейрофизиологом и специалистом в области искусственного интеллекта Фрэнком Розенблаттом.
Результаты своих исследований он реализовал, создав первый в мире нейрокомпьютер MARK1 в 1958 году. Чуть позже он систематизировал все свои научные исследования и изложил их в своей книге «Принципы нейродинамики: перцептроны и теория механизмов мозга» [Ф. Розенблатт, 1965].
Так или иначе, основными показателями нейродинамики являются работоспособность мозга, уровень подвижности нервных процессов и быстрота психомоторных реакций. И, конечно, стоит подробнее рассмотреть нюансы данной темы. В первую очередь применительно к медицине и педагогике, потому что здоровье и образование – это то, что касается всех и каждого.
Клиническая нейродинамика
Как мы уже начали говорить ранее, термин «клиническая нейродинамика» ввел в научный оборот австралийский ученый и врач-физиотерапевт Майкл Шаклок. Именно он выявил взаимосвязь между функциональным состоянием нервных структур и их механическими свойствами.
Начиная с 90-х годов 20 столетия, он посвятил этой теме ряд фундаментальных исследований. Эта тема интересовала его, прежде всего, в контексте помощи людям, испытывающим физическую боль. В одной из своих ранних работ он писал, что «мобилизация нервной системы – это подход к физическому лечению боли» [M. Shacklock, 1995].
Его метод основывается на механическом воздействии на нервные ткани и окружающие их структуры. Ученый поясняет, что тело представляет нервную систему с механическим интерфейсом, реализованным через костно-мышечную систему. При движении опорно-двигательный аппарат испытывает неравномерные напряжения и движения в нервных тканях в зависимости от локальных анатомических особенностей и характера движений тела.
Движение активирует множество механических и физиологических реакций в нервных тканях. Эти реакции включают нервное скольжение, повышение давления, удлинение, напряжение и изменения внутринейронной микроциркуляции, аксональный транспорт и импульсный трафик. При движении тела в организме происходит множество реакций различного свойства в дополнение к напряжению, и эту особенность можно задействовать для избавления от болевого синдрома.
Впоследствии Майкл Шаклок расширил свои наблюдения в работе Central pain mechanisms: A new horizon in manual therapy («Центральные болевые механизмы: новый горизонт мануальной терапии») [M. Shacklock, 1999]. Он пояснял, что центральные болевые механизмы расположены в головном и спинном мозге, и они играют важную роль в возникновении и поддержании боли, связанной с нейромышечно-скелетными проблемами.
Центральные механизмы участвуют во всех болевых состояниях, острых и хронических. На них повсеместно влияют психологические и физические факторы, независимо от того, можно ли выявить конкретную патологию или источник боли не вполне понятен.
Мануальная терапия оказывает глубокое воздействие на центральные механизмы, даже если она направлена на решение периферической проблемы. Условно говоря, лечение периферических механизмов можно проводить с помощью центральных методов, поскольку и периферические, и центральные механизмы всегда являются частью одной и той же клинической проблемы.
На основе своих исследований Майкл Шаклок разработал специальную методику лечения с помощью механического воздействия на нервные ткани и окружающие их структуры. Его метод, в частности, доказал свою эффективность при лечении ишиаса и поясничной радикулопатии с помощью протокола открытия межпозвонкового отверстия. Пилотное исследование было организовано в условиях стационара и системы скорой неотложной помощи [M. Shacklock et al., 2022].
Как мы уже упоминали ранее, «нейродинамику Шаклока» взяли за основу многие клиники, помогающие пациентам с нейродинамическими нарушениями.
Нейродинамика в педагогике
Нейродинамические нарушения не обязательно должны сопровождаться болевым синдромом. Более того, до поры до времени они могут вообще никак не беспокоить человека, а обнаружиться случайно, когда перед человеком встанут более сложные, чем обычно, задачи.
Чаще всего это случается с детьми на этапе, когда их беззаботная детсадовская жизнь сменяется суровыми школьными буднями, необходимостью спокойно сидеть 45 минут во время урока, усваивать то, что объясняет учительница, отрабатывать навыки чтения и письма, а после занятий еще и выполнять домашние задания.
Если ребенок не справляется с этими нагрузками и не может адаптироваться к ним в течение первого в своей жизни учебного года, обычно его ждет клеймо бездельника, лентяя, безответственного и неорганизованного ученика. В более «продвинутых» школах, где есть свой психолог и возможность организации консультации психотерапевта, такому ребенку успевают «навесить» пару-тройку сложных диагнозов, связанных с психическими нарушениями.
На деле все может оказаться намного проще и не так драматично. Часто причиной сложностей с учебой оказывается недостаточно высокий уровень нейродинамических показателей психических процессов, который предопределяет низкий уровень умственной работоспособности. Детишкам, столкнувшимся с подобными сложностями, вполне можно помочь, если грамотно выстроить учебный процесс в школе и дома.
Чтобы справляться с поставленными задачами, ребенок должен пребывать в состоянии активного бодрствования. При достаточном тонусе коры головного мозга это естественное состояние человека. Тонус коры регулируют структуры стволовых и подкорковых отделов головного мозга.
За нейродинамику нервно-психических процессов «отвечает» первый функциональный, он же энергетический блок мозга. Напомним, всего различают 3 функциональных блока или системы мозга:
- 1-й блок – энергетический.
- 2-й блок – прием, обработка, хранение воспринимаемой информации.
- 3-й блок – программирование, регуляция, контроль.
Подробнее о функциональных блоках мозга можно узнать из книги «Мозг человека и психические процессы» [А. Лурия, 1970]. В контексте нашей темы нас интересует, прежде всего, энергетический блок мозга, потому что его недостаточная сформированность как раз и вызывает проблемы с концентрацией внимания, темпом освоения какой-либо деятельности, выполнения каких-либо действий, что напрямую отражается на учебе.
Причины такой несформированости могут быть самые разные. Учитывая, что структуры энергетического блока мозга формируются в пренатальный и ранний постнатальный периоды развития ребенка, они оказываются чрезмерно чувствительными к различным вредоносным воздействиям окружающей среды.
Так или иначе, эти нарушения ведут к разбалансированию процессов возбуждения и торможения, которые выражаются в сниженной концентрации внимания, неумении быстро «включиться» в тему урока, быстром истощении и неспособности сосредоточиться на занятии, усвоить материал, завершить начатое.
Дети с нарушениями в этой части мозга долго «сидят» за уроками, при этом мало, что успевают сделать. На уроках они либо постоянно отвлекаются сами и мешают другим, либо думают о чем-то своем, не обращая внимания на учителя. К середине урока такой ребенок уже зевает, раскачивается на стуле и может даже упасть на пол.
Распознать нарушения нейродинамики мозга могут не только учителя, но и родители. Педагоги и психологи школы №46 города Красноярска подготовили памятку с перечнем признаков, наличие которых позволяет заподозрить нейродинамические нарушения у ребенка. Скачать их можно в формате пдф по ссылке, а мы вкратце перечислим, что должно насторожить родителей в первую очередь:
- Избыточная забывчивость, когда ребенок забывает дома учебники, тетради, карандаши и прочие вещи, необходимые на занятиях в школе, а в школе может забыть мешочек со сменной обувью, спортивный костюм после урока физкультуры, потерять ручку или телефон, прийти домой с чужим портфелем, визуально похожим на его портфель.
- Нерасторопность, когда ребенок постоянно не успевает записать домашнее задание, пока его диктует учитель, не может зафиксировать информацию по организационным вопросам (дата и время родительского собрания, школьной экскурсии и т.д.)
- Неуклюжесть, когда ребенок постоянно роняет предметы на пол, а то и сам падает со стула.
- Изменчивое поведение, капризность, истерические реакции на различные замечания и требования.
- Частые простуды, ОРЗ, ОРВИ, соматические расстройства, трудности с засыпанием.
- Неустойчивый почерк, когда буквы к концу строки становятся крупнее либо мельче, а сточка «ползет» вниз, если бумага не разлинована.
- Нелогичные ошибки, описки, пропуски букв и знаков препинания в большом количестве, аграмматизмы в устной речи.
Для справки: Аграмматизм – это стойкая неспособность построения и/или восприятия грамматических конструкций.
Еще раз подчеркнем, что все вышеперечисленные признаки должны насторожить, только если они проявляются на постоянной основе. Если ребенок раз в кои веки забыл записать домашнее задание, пропустил запятую в диктанте или не взял в школу учебник математики, это точно не повод для паники.
В принципе, даже если вы обнаружите у ребенка все вышеперечисленные проявления сразу и в большом количестве – это тоже не повод для паники. Скорее, это повод сосредоточиться на коррекции, потому что нейродинамические нарушения вполне поддаются исправлению, если к этому приложить целенаправленные усилия.
Самое главное – это вовремя распознать нейродинамические нарушения, и не применять к таким детям меры репрессивного характера по той простой причине, что их неспособность сосредоточиться и воспринять информацию имеет органическую основу. Поэтому, пока не устранена причина, бесполезно бороться со следствием, тем более репрессивными методами.
Точно так бесполезно нанимать такому ребенку армию репетиторов раньше, чем будет проведена работа над улучшением когнитивных функций, навыков самоконтроля, способности к саморегуляции поведения. Что же тогда делать? Мы подготовили специальный раздел, посвященный тому, что нужно делать при нарушениях нейродинамики.
Нарушение нейродинамики: что делать?
Итак, что делать, если вы заподозрили или врачи обнаружили нарушение нейродинамики у вас либо у ваших детей? Выше мы уже приводили адреса некоторых наиболее известных клиник, работающих с нейродинамическими нарушениями.
Кроме того, вы можете самостоятельно найти через поисковые системы адреса клиник и врачей, оказывающих помощь людям с нейродинамическими нарушениями. Если вы проживаете на некотором удалении от больших городов и областных центров, вы можете кое-что предпринять самостоятельно, воспользовавшись общими универсальными рекомендациями врачей, педагогов и психологов.
Так, при нарушении нейродинамики всегда полезны дыхательные упражнения и любые активные движения, которые стимулируют дыхательные функции. Все это способствует насыщению мозга кислородом, что, в свою очередь, способствует улучшению его работы.
Этой же цели служит массаж, самомассаж, упражнения на растяжку, контрастный душ, растирание махровым полотенцем, использование массажных стелек. Стельки достаточно носить час в день, максимум два, т.е. без фанатизма. Все эти меры улучшают кровообращение, что тоже способствует насыщению всего организма и мозга кислородом.
Есть и узкоспециальные рекомендации. Так, воспитатели детского сада №63 села Каринское в Московской области подготовили комплекс упражнений нейрогимнастики для детей дошкольного возраста, а также советы родителям, как помочь детям преодолеть возникающие трудности [МБДОУ «Детский сад №63», 2020].
Если дело касается младшего школьника, родители должны помочь ребенку организовать «рабочее пространство», где он будет делать уроки. На столе не должно быть ничего лишнего, и лучше, если будет предусмотрена система органайзеров с подписями, куда складывать учебники, куда тетради, где будут лежать ручки и карандаши, где материалы для поделок на уроках труда и т.д.
Важно также проследить, чтобы ребенок не сидел бесцельно «над уроками» по 2-3 часа. Изначально следует задать темп выполнения домашних заданий: после 15 минут работы должен следовать 10-минутный перерыв, когда ребенок должен подвигаться: сделать ту же дыхательную гимнастику, помочь родителям по хозяйству (например, подмести пол у себя в комнате).
Можно встретить рекомендации организовать в перерывах для ребенка подвижные игры с мячом и скакалкой, танцы под музыку, настольные игры. К таким советам следует относиться с осторожностью, потому что, если у ребенка нарушен баланс процессов возбуждения и торможения, его будет сложно снова усадить за уроки после такого насыщенного и веселого перерыва. Лучше, если занятие будет не слишком увлекательным. Например, дыхательная гимнастика, уборка или помощь на кухне. Тогда он с большим энтузиазмом вернется к чтению и математике, нежели после игры в футбол.
Как вариант, можно организовать в один из таких перерывов чаепитие с чем-нибудь полезным: мед, бананы, сухофрукты. И, конечно, не стоит занимать перерыв компьютерными играми, просмотром телевизора и прочим малоподвижным времяпрепровождением.
Более полные рекомендации «Как помочь младшему школьнику с трудностями обучения» подготовили педагоги и психологи школы №46 города Красноярска, а скачать их можно в формате пдф по ссылке.
Желающим вникнуть в тему глубже будет интересна книга «Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении» [Ж. Глозман, 2016].
Тем, кто предпочитает наглядность, можно посоветовать видео «Полезная зарядка для детей» от нейропсихолога Аллы Козуровой:
Универсальные рекомендации и упражнения, которые принесут пользу в любом возрасте, можно посмотреть на видео «Нейродинамика: 7 упражнений» от нейропсихолога Анастасии Тениной:
А тем, кто желает глубоко вникнуть в медицинские аспекты темы и готов потратить на это чуть больше часа времени, стоит посмотреть запись вебинара с физиотерапевтом, членом Ассоциации мануальной физиотерапии Австралии, членом Ассоциации физиотерапевтов Израиля Алексом Сапиром «Нейродинамика в кинезиологии»:
Весьма модная ныне тема – нейродинамические площадки. Сегодня все больше экспертов соглашаются, что трудности, возникающие у детей с учебой, часто связаны с недостатком спонтанных движений [Ю. Макарова, 2021].
Для нормального развития нервной системы детям требуется активное взаимодействие с окружающей средой, которое возможно лишь благодаря двигательной активности и спонтанным движениям. Когда такой активности мало, начинаются проблемы не только с физическим здоровьем, но и с мозгом, потому что двигательная активность «обучает» мозг обрабатывать информацию и принимать решения.
Особую пользу приносят движения, стимулирующие работу вестибулярного аппарата. Вестибулярная система напрямую связана с развитием и работой мозга. Это координация, ориентирование в пространстве, планирование движений. Кроме того, вестибулярный аппарат задействован в артикуляции, концентрации внимания, регулировании мозговой активности.
Нейродинамические площадки предполагают специальную среду, где созданы наилучшие условия для тренировки вестибулярного аппарата. Там есть снаряды, позволяющие занять нестандартное положение в пространстве, придумать собственные нестандартные движения, принять нестандартные решения, как преодолеть препятствия.
Есть приспособления и для тренировки прочих функций, потому что чем разнообразнее «входящая» информация, тем лучше работает мозг. Итак, что же должно быть на нейродинамической площадке?
Комплектация нейродинамической площадки:
- Приспособления для вестибулярного аппарата: карусели, «спиральные» горки, батут, тарзанка, качели-«гнездо», которые вращаются вокруг своей оси.
- Приспособления для развития тактильной функции: панель-скульптор, тоннели и переходы с необычной поверхностью, «роликовая» горка, песочница с разными видами песка.
- Оборудование для развития проприоцептивной функции, отвечающей за восприятие положения частей тела в пространстве: приспособления для «раскручивания», узкие проходы и тоннели.
- Оснащение для развития слуха: музыкальные барабаны, переговорные трубы, эхо-трубы, дорожка из звуковых подушек.
- Оснащение для развития зрительного восприятия: зеркальные лабиринты, панели с движущимися элементами, бинокли, калейдоскопы, подвесные мячи.
Все оснащение площадок выполнено из безопасных материалов, что исключает детский травматизм. Отдельные элементы нейродинамического оборудования можно интегрировать в обычные детские игровые площадки. Как вариант, можно отдать ребенка в спортивную секцию акробатики, гимнастики либо на другие сложнокоординационные виды спорта [world-sport, 2022].
В принципе, координацию развивает игра практически на любом музыкальном инструменте, потому что там нужно координировать движение правой и левой руки, и при этом на слух следить за попаданием в ноты. Наилучший вариант – это игра на ударной установке, потому что там нужно координировать не только движения рук, но и движения обеих ног: правой ногой нужно нажимать педаль с колотушкой, которая бьет в барабан-«бочку», а левая нога с помощью педали управляет тарелками хай-хэт. Так что всегда можно подобрать увлекательное занятие, которое будет полезно для развития нейродинамики.
Итак, теперь давайте кратко подытожим, что можно предпринять при нарушениях нейродинамики:
- Обратиться в специальную клинику или к врачу, работающему с нейродинамическими нарушениями.
- Практиковать дыхательную гимнастику.
- Больше двигаться.
- Освоить массаж, самомассаж и упражнения на растяжку.
- Принимать контрастный душ, растираться махровым полотенцем, использовать массажные стельки.
- Освоить комплекс упражнений нейрогимнастики.
- Использовать нейродинамические площадки.
- Заниматься сложнокоординационными видами спорта.
- Освоить игру на музыкальном инструменте.
Мы в рамках нашего материала преднамеренно не будем описывать никаких упражнений, потому что соблюдаем главный принцип: «Не навредить». Мы рассказали, что такое нейродинамика – упражнения разучите под видеоруководством специалистов или посоветуйтесь с врачом.
Со своей стороны можем рекомендовать внимательно слушать пояснения специалистов, обращать внимание на все нюансы выполнения упражнений и немедленно прекращать любые действия при появлении неприятных ощущений и/или боли.
Если в рекомендациях специалистов нет указаний на возможный легкий дискомфорт в какой-либо части тела, а вы при выполнении упражнений ощущаете дискомфорт или боль, это означает, что вы делаете что-то неправильно. Оптимальным вариантом будет попасть на прием к специалисту хотя бы онлайн и выполнить хотя бы один комплекс упражнений под его наблюдением.
Мы желаем вам и вашим близким здоровья, успехов в учебе и работе. Мы ждем вас на нашей программе «Мозг и нейронауки» и просим ответить на вопрос по теме статьи: