Мудрость в мелочах: уроки жизни из повседневных ситуаций

Мудрость в мелочах: уроки жизни из повседневных ситуаций

«Поживем, увидим». «Жизнь покажет». Пока мы живы, мы совершаем ошибки. Как научиться извлекать из них пользу? Если вы успешно освоите этот навык, то что это – мудрость или интеллект? Из чего складывается жизненный опыт и устойчивость в проживании собственной жизни день за днем? Подключаем критическое мышление и отправляемся в увлекательное путешествие по морям повседневности!

Философия повседневной жизни

На протяжении веков тема повседневной жизни формально игнорировалась как объект культурного рассмотрения и, следовательно, философского размышления.

Считалось – явно или неявно – что такая жизнь не заслуживает того, чтобы быть включенной в число качественно лучших жизненных моделей или систем координат, к которым стремились почти все люди. К таким моделям можно отнести:

  • этику чести;
  • власть;
  • славу и богатство;
  • преобладание разума и науки и т.д.

В христианском мире на протяжении веков уход от мира и вовсе рассматривался как положительный исход. Под «миром» подразумевалось и общество, и окружающая среда, к которой привык человек, т.е. все то, на чем строился повседневный опыт.

В подобных парадигмах разговоры об обычной жизни были и могут быть бессмысленными. Предполагалось, что человек получает опыт ошибок только тогда, когда учится преодолевать себя и препятствия, стремясь к высшей цели. Это априори подразумевало, что она есть или должна быть найдена.

Когда влияние церкви в христианской Европе стало ослабевать, люди стали задумываться, как им себя вести, если высшей цели нет. Так родился атеистический экзистенциализм. Это философское течение, у истоков которого стоял французский писатель Жан-Поль Сартр.

От философии не отставала социология. Группа ученых, которые изучали социальную реальность, образовали движение под названием «социологии повседневной жизни». Оно сформировалось во второй половине 20 века. С исторической точки зрения, это еще очень молодое движение, которое лишь делает свои первые шаги по планете. Одним из основателей «социологии повседневной жизни» был соотечественник популярного итальянского писателя Умберто Эко профессор социологии Мауро Вольф.

Его единомышленники запустили в массы мысль о том, что повседневная жизнь обычного гражданина наделена достаточным онтологическим весом, чтобы ее можно было изучать как законную систему отсчета для личностного и социального роста любого человеческого существа, поскольку – тем или иным образом – жизнь почти всех людей происходит в условиях повседневности.

И такая жизнь заслуживает того, чтобы проживать ее в полной мере, поскольку представляет собой сферу, в которой протекают:

  • семейная жизнь;
  • повседневная работа;
  • социальные отношения;
  • дружба;
  • узы солидарности.

Именно она дарит нам жизненный опыт и именно в ней мы обнаруживаем возможности для:

  • роста;
  • самореализации;
  • признания;
  • открытости;
  • помощи другим, чего в некотором смысле желает каждый человек.

Социология повседневной жизни напрямую граничит с экзистенциализмом. Они настолько близки, что зачастую трудно понять, где кончается одно и начинается другое.

Их влияние чувствуется не только в Европе, где они родились, но и далеко за ее пределами. По сути, везде, где люди интересуются проблемами гуманизма.

К примеру, вот какой вопрос на эту тему подняла исследовательница из Монтеррейского технологического института в Мексике Гортензия Куэльяр Перес: «Обычная, повседневная жизнь, жизнь обычного гражданина, домохозяйки, рабочего, отца и матери, студента, работника, спортсмена, профессора университета, врача, исследователя, бизнесмена и т.д. – это тот тип жизни, который заслуживает полноценной отдачи от человека и может сделать людей счастливыми?»

Сама Куэльяр Перес отвечает на этот вопрос положительно. С ее точки зрения, повседневная жизнь и полученный с ее помощью жизненный опыт – «это лучший путь, где мы можем найти свой маршрут и выбрать свою судьбу, чтобы полностью реализовать себя и быть счастливыми» [Tecnológico de Monterrey, 2016].

Мексиканская социолог задается универсальным для человечества вопросом: что заставляет вас почувствовать, что «жизнь удалась»? Достижение вышеупомянутых:

  • чести;
  • славы;
  • блеска;
  • славы;
  • власти?

Но что тогда происходит с теми, кто не делает ничего великого, а это большинство людей? Разве они не могут реализовать себя, разве они не счастливы? У них испорченная жизнь?

Это могло бы быть, но может случиться и обратное, потому что от самой простой жизни до самой возвышенной – в рамках своей обычной повседневной жизни – можно увидеть и достичь великих целей жизни, желанных всеми. Особняком среди них стоят поиск и столкновение со смыслом собственного существования через семейную жизнь, профессию, социальные и политико-солидарные отношения с другими людьми.

Именно повседневная жизнь, миллион мелочей, повседневный опыт помогают создать тот семейный климат, который превращает семью в дом, в благоприятную среду для встреч и плодотворного признания. Другой миллион мелочей позволяет достигнуть трудовой компетентности, которая представляет собой повседневные способы самореализации как личности, построения культуры, цивилизации, истории, помощи другим.

Именно в повседневной жизни семьи или в повседневной работе очень ярко выковываются великие личные и общественные идеалы, которые могут привести к встрече с честью, славой, известностью, богатством, властью. Они являются жизненными моделями или ориентирами, которых многие ищут всю жизнь. Это стремление законно, но главное – осознать, какое значение обычная жизнь и обычная работа могут иметь для достижения этих целей, подчеркивает Куэльяр Перес.

С ее точки зрения, только пройдя повседневную жизнь с определенной решительностью, мы можем найти путь к лучшему. Но также и к худшему. Последняя ситуация возникает, когда та же самая жизнь кажется ее обладателю рутинной, серой из-за отсутствия понимания того, что придает именно его жизни смысл и какое удовлетворение он может получить, проживая в повседневной жизни тот самый миллион мелочей, совершая простые действия и выбирая пути, которые в конечном итоге оказываются трудными для достижения хорошей жизни.

Для тех, кто не принимает такой подход, повседневная жизнь скучна, отчуждена, бессмысленна, полна обязанностей и обязательств, которые становятся бременем, от которого нужно избавляться с помощью фантастических мечтаний.

Эти мечты могут вращаться вокруг того, кем «я хотел бы быть», поиска друзей, которые думают так же, как я, и с которыми можно «убить время». В других случаях это поиск всевозможных развлечений, включая искусственный рай наркозависимости, алкоголизм и безграничный сексуальный гедонизм, применение насилия над собой или по отношению к другим, которые еще больше превращают эту жизнь в бессмысленную жизнь, в «бесполезную страсть» по выражению Сартра.

Как и большинство современных ученых, Куэльяр Перес убеждена, что возможности для саморазвития сокрыты внутри самого человека. Ему не нужно ждать, когда «прилетит сверху», а стоит просто брать и пытаться что-то делать самому.

Чтобы облегчить выбор стартовой позиции, мексиканская исследовательница разделила нашу с вами повседневную жизнь на категории. Вот они:

  1. Светское измерение. Признание и принятие того самого «мира», который так долго и так убежденно пытались отрицать церковь и религия. Понимание того, что мир, в котором мы родились, находится в наших руках и становится благоприятной средой для роста и развития, общения с другими людьми, заботы о природе и окружающей среде, выстраивания науки и культуры, политики и экономики, торговли, развлечений и отдыха.
  2. Антропологическое измерение. Идея о том, что человек может найти и выковать смысл своего существования посредством самопознания, перспективного взгляда, малых или больших целей, касающихся семейной жизни, брака, работы или общественной жизни. Это не рутина, а драгоценные моменты самореализации, социальной открытости, совместной и предпринимательской работы, внимания, служения и признания.
  3. Этическое измерение. Понимание повседневной жизни не предполагает упрощение жизни или отсутствие границ. Если бы это произошло, интерес к универсальным моральным интуициям был бы бессмысленным, как и вопрос о значении человеческого достоинства. Как призывал немецкий поэт Иоганн Шиллер в 18 веке: «Живи и давай жить другим».
  4. Измерение отношений. Никто не приходит в мир один и не проживает свою повседневную жизнь, запертый в своей собственной субъективности, как предполагает учение Лейбница о монадах. Скорее, возникает интерсубъективность, понимающая это выражение как общение между людьми, через мысли и язык, через привязанности сердца, обмен, демонстрацию или дарение продуктов их усилий и творчества в мире работы и социальных отношений. Отношения – это не только брачные игры. Это ваш подход к окружающим, обусловленный вашим жизненным опытом.
  5. Измерение поэзии и труда. Строительство собственного будущего требует, помимо усилий, дисциплины и настойчивости, заботы о мелочах, о деталях, которые приводят к идеальному завершению начатой ​​работы (закладке «последнего камня»), что не только дает компетентность тому, кто ее выполняет, но и является постоянным источником роста добродетелей.
  6. Апоретическое измерение. Тот самый опыт ошибок. Понимание и принятие того, что жизнь соткана из света и тени, из радостей и печалей, из достижений и проблем. Кто бы что ни писал, их нужно решать ежедневно. Это вызов, который выковывает характер. Проблемы – составная часть человеческого существования и истории. Равно как и болезни, личные трудности, войны, насилие и несправедливости. Но в этом измерении важно не лелеять проблему, а знать, как ее решить, искать выходы, проявлять предприимчивость, иметь видение и открывать новые пути, которые субъективно даруют тем, кто сталкивается с ней, удовлетворение от выигранной битвы. Поиск решений – вечный путь тех, кто ищет личностного (или институционального) роста в обычной, повседневной жизни.
  7. Измерение игр и праздников. Это область, где серьезность жизни не перестает осознаваться, однако переплетается с юмором, весельем, шутками и прочими прибаутками. Любое из этих действий связано с улыбкой, которая, если она откровенна, исходит из человеческой души.
  8. Теологическое измерение. Поиск Бога, воцерковление и общение с другими верующими [Tecnológico de Monterrey, 2016].

Чтобы научиться видеть героическое и яркое в повседневном, нужно, прежде всего, начать с себя. Разобраться в собственных поведенческих шаблонах и установках, понять истоки рутины и апатии, почувствовать уверенность в своих силах, определить свои творческие особенности и профессиональную предрасположенность. Не умеете? Научим! Именно для этого мы создали нашу программу «Самооценка 360°».

Уроки жизни, варианты тактики

Гуманисты формируют русло стратегии для человеческой жизни, которая протекает в условиях повседневности. А как быть с тактикой? Каждый выбирает ее на основе своей культуры, своих ценностей и убеждений.

Один из вариантов тактики для повседневной жизни – японская практика кайдзен. Изначально она была разработана и реализована в промышленной сфере.

Этимология слова «кайдзен» происходит из японского языка. «Кай» означает «маленький», «непрерывный» и «хороший». «Дзен» означает «добро» и «благоприятные перемены». Данная практика является частью производственной системы корпорации Toyota, которая трактует кайдзен как «небольшие непрерывные улучшения».

Выходит, это довольно широкое понятие. Его можно прекрасно применить к саморазвитию, к повседневной деятельности и любому личному проекту, который вы решите реализовать. 10 заповедей кайдзен для повседневной жизни:

  1. Откройте свой разум для перемен.
  2. Подумайте: «Да, я могу, да, …».
  3. Объект ваших действий – процессы, а не люди.
  4. Ищите простые решения.
  5. Если сломано, почините.
  6. Используйте творчество, а не капитал.
  7. Проблемы – это замаскированные возможности.
  8. Устраните первопричину: пять раз спросите «почему» (а не «кто»).
  9. Мудрость многих лучше знания одного.
  10. В путешествии нет конечного пункта назначения [La Magia de la Mejora, 2022].

Выбирать разные тактики для повседневной жизни нужно не только отталкиваясь от собственных убеждений, но и пробуя то, что предлагают окружающие. Почему бы и нет? Только не забывайте строить логические цепочки, а еще лучше – запишитесь на нашу программу «Критическое мышление».

Мудрость в мелочах

Извлекать жизненный опыт можно по-разному. Все зависит от того, к чему вы стремитесь.

Люди веками спорят о том, кто будет более успешным в жизни: мудрый человек или умный человек. Что полезнее?

Мудрость vs Интеллект

Существует множество различных определений интеллекта и мудрости. Как связаны между собой эти процессы, которые являют собой результат работы нашей психики, нашего мозга?

Интеллект можно определить как способность приобретать и применять всю накопленную информацию. Это взаимосвязь между обучением и любопытством, которая влияет на типы и объем получаемой информации.

С другой стороны, мудрость, напрямую связанная с опытом, является более сложным навыком. Когда мы используем собственную мудрость, мы задействуем наш богатый опыт ошибок, который должен помочь нам принять решение. Если мы не воспользуемся этим опытом, мы не сможем обрести мудрость.

Выходит, мудрость и интеллект – две разные вещи. И они ни в коем случае не взаимоисключают друг друга.

У большинства людей на планете обычно представлены оба этих навыка, но в разной мере. Иногда одно более заметно, чем другое. Но на самом деле все зависит от того, заинтересованы ли мы сами больше в сборе знаний или накоплении опыта. Этот тот случай, когда правда – в глазах смотрящего.

Что означает мудрость?

Мудрость – это сочетание знаний, опыта и суждений, которое позволяет нам принимать справедливые и правильные решения в жизни. Мудрость – это качество, которое приобретается со временем и не может быть получено исключительно посредством формального образования.

Мудрость включает в себя способность понимать точку зрения других, иметь глубокое понимание жизни и человечества и уметь применять это понимание, чтобы помочь другим и самим себе.

Мудрость также означает способность противостоять трудным ситуациям спокойно и уравновешенно и принимать решения, основанные на здравых этических и моральных ценностях.

Короче говоря, мудрость – это сочетание знаний, понимания и практических навыков, которые помогают нам принимать позитивные решения и жить осмысленной и полноценной жизнью.

Что такое интеллект?

Интеллект – это способность учиться, понимать и применять знания и навыки для решения проблем и адаптации к окружающей среде.

Интеллект считается сочетанием когнитивных, эмоциональных и социальных навыков, которые позволяют людям критически мыслить, рассуждать, планировать и эффективно общаться.

Интеллект также включает в себя:

  • способность понимать и использовать язык;
  • способность учиться на собственном опыте;
  • способность меняться и совершенствоваться с течением времени.

Существуют различные теории интеллекта, в том числе теория множественного интеллекта, которая предполагает, что существует несколько типов интеллекта, таких как:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • пространственный;
  • музыкальный;
  • телесно-кинестетический.

Другие теоретики предполагают существование общего интеллекта, который представляет собой способность применять когнитивные навыки в различных ситуациях.

Интеллект можно измерить с помощью стандартизированных тестов, таких как тест интеллекта Векслера (WAIS) или тест интеллекта Стэнфорда-Бине. Однако эти тесты имеют ограничения и не измеряют все формы интеллекта.

Лучше быть умным или мудрым?

Так что лучше: быть умным или мудрым?

Короткий ответ: важно соблюдать баланс между мудростью и интеллектом. У всех нас есть обе способности, но не все из нас осознают их наличие.

Ваш образ жизни, профессия и привычки играют важную роль в развитии ваших когнитивных навыков и способностей. У каждого человека есть разные сильные стороны, которые естественным образом стимулируются окружающей средой. В конце концов, то, что вы практикуете ежедневно, предназначено для улучшения, не так ли?

Если вам нужен хороший совет, вот что следует иметь в виду. Самый простой способ достичь успешного баланса между мудростью и интеллектом – применять полученные знания в повседневных ситуациях. Именно так вы сможете построить здоровый баланс между своим опытом и знаниями.

Как стать мудрым?

Можно услышать, что мудрость приходит с возрастом. Для нее нужен многолетний опыт ошибок, поэтому мудрых молодых людей не бывает.

Профессиональные педагоги этот домысел опровергают. Молодые люди быстро учатся новым идеям и технологиям. Это помогает им развивать различные формы мудрости, которые они могут использовать в повседневной жизни.

И давайте не будем забывать о той важной роли, которую играет мотивация в приобретении интеллекта и опыта. Чем больше у вас мотивации к обучению, тем быстрее вы адаптируетесь.

Вот три способа помочь себе стать мудрее:

  1. Стремитесь к новому опыту. Выйдите в мир и исследуйте неизведанное. Не бойтесь экспериментировать и совершать ошибки. Вот в чем суть этого процесса. Именно из этого состоит вышеупомянутый опыт ошибок. Чем больше вы испытаете, тем больше мудрости вы приобретете.
  2. Станьте экспертом самих себя. Вы можете быть удивлены, насколько мало люди на самом деле знают себя. Эта форма мудрости также известна как внутриличностный интеллект. Почаще проводите время наедине с собой. Медитируйте. Выходите погулять в одиночестве. Ведите дневник. Потратьте время, чтобы узнать, кто вы есть, на более глубоком, более внутреннем уровне.
  3. Научитесь распознавать оттенки серого. Те, кто обладает истинной мудростью, не делают поспешных суждений. Они находят время, чтобы оценить сложившуюся ситуацию. Они также не видят мир черно-белым. Они понимают, что существуют различия и неопределенность. Научитесь распознавать различные оттенки серого, прежде чем принимать решение или давать совет.

Развивайте свою мудрость и интеллект, наблюдая, как другие люди учатся, реагируют и растут. Любой опыт может помочь вам улучшить свой ум [Mind Valley, 2023].

И никогда не забывайте, что опыт ошибок – это не только грусть потерь и осознание собственной неправоты. Настоящий жизненный опыт приходит к тем, кто понимает, что мудрость в мелочах, на самом-то деле, это радость в мелочах. Это счастье не забывать, что, пока мы живы, всегда есть надежда на второй шанс, на перемены, на появление радуги на пейзаже вашей судьбы.

Просто верьте в это! И обратите внимание на наш опрос: