Блог о саморазвитии

Многозадачность: к каким последствиям приводит одновременное выполнение нескольких задач?

mnogozadachnost-k-kakim-posledstvija-privodit-odnovremennoe-vypolnenie-neskolkih-zadach

Жизнь современного человека наполнена бесконечными потоками информации и дел. В попытках все узнать и успеть мы вынуждены (а иногда и сами выбираем) делать несколько дел одновременно.

Многие люди уверены в том, что работа в многозадачности позволяет им закончить намного больше задач, нежели их постепенное выполнение. Ученые проводят множество исследований, но не могут прийти к единой оценке многозадачности и ее последствий.

До сих пор много вопросов, касающихся многозадачности, остаются открытыми:

  • Способны ли мы эффективно выполнять несколько задач одновременно?
  • К каким последствиям приводит многозадачность?
  • Должны ли мы работать и жить в этом режиме или нам следует избегать его?

На эти и многие другие смежные вопросы мы попытаемся ответить в нашей статье.

А если вы хотите всегда быть максимально эффективными, но при этом не ставить под угрозу свое здоровье, обязательно пройдите нашу программу «Лучшие техники тайм-менеджмента», на которой вы получите системные знания о самых эффективных техниках управления своим временем и научитесь ставить перед собой правильные цели, а также грамотно приоритизировать и планировать задачи.

Исследования многозадачности

Прежде чем перейти к всестороннему рассмотрению феномена многозадачности, необходимо дать точное определение этому понятию, поскольку существует ряд действий, каждое из которых носит одно и то же название, однако все они качественно различаются. Чтобы изучение многозадачности было для нас более понятным и простым, выделим основные ее виды и рассмотрим каждый из них подробно.

Параллельная многозадачность

Заключается в параллельном выполнении нескольких действий (задач) в один и тот же момент времени. Во время такого рода многозадачности ваше внимание распределяется на два объекта, поскольку человек обладает когнитивной способностью реагировать на несколько раздражителей одновременно. Однако многозадачность напрямую зависит от когнитивных ресурсов, которые требуются для выполнения различных действий и от того, насколько сильная концентрация внимания необходима.

Некоторые смешанные действия человек может выполнять очень просто. Мы способны одновременно выполнять несколько простых действий, например, есть и слушать музыку, играть на гитаре и петь, гулять и разговаривать и т.д. Выполнение таких одновременных задач не представляет никакой сложности для человеческого мозга, поскольку как минимум одна из этих задач осуществляется автоматизировано, т.е. не требует концентрации внимания и умственного напряжения.

Однако в том случае, когда на выполнение обоих действий требуется высокая концентрация внимания, начинаются сложности. Дело в том, что человеческий мозг обладает ограниченными возможностями обработки информации и не может обеспечить полноценную и равнозначную реакцию на два равнозначных по силе стимула в одно и то же время.

Например, нашему мозгу невероятно сложно одновременно поддерживать беседу и проверять почту, что уж говорить о случаях, когда мы пытаемся читать книгу и при этом готовить. В этих ситуациях наш мозг не способен обеспечить эффективное выполнение двух задач, в результате чего мы либо уделяем одной задаче больше внимания, от чего страдает выполнение другой, либо постоянно «мечемся» между выполнением двух задач, а в итоге не можем выполнить ни одну из них так, как нам хотелось бы.

Концепция многозадачности пришла к нам из мира компьютеров, в котором процессор последовательной обработки данных, работающий так же, как наш мозг, устроен таким образом, что всегда выполняет лишь одну задачу. Однако он способен переключаться между задачами с такой скоростью, что создается впечатление, будто он делает несколько задач одновременно.

В области информационных технологий можно встретить понятие «вытесняющая многозадачность», которое предполагает, что решение компьютером принимается в соответствии с приоритетами задач: когда планировщик процессов вызывается слишком часто, процессорное время начинает расходоваться впустую. Для того, чтобы переключиться между задачами, процессору необходимо перемещать информацию во временную память, которая имеет ограниченные ресурсы. Когда внутренняя память заполняется до своего предела, старую информацию необходимо стереть, чтобы освободить место для новой информации. Этот пример наглядно демонстрирует, как работает система многозадачности и что в это время происходит с нашим мозгом.

Таким образом, на самом деле наш мозг не способен решать задачи параллельно, он всегда выполняет их последовательно. Однако, несмотря на это, выделяя виды многозадачности, мы все равно будем использовать такие понятия, как «параллельная» и «последовательная», поскольку иных прилагательных, позволяющих различать их, до сих пор не придумали.

Последовательная многозадачность

Это одновременное выполнение двух чередующихся действий, которое характеризуется постоянным переключением между ними. При таком типе многозадачности фокус внимания переключается с одной задачи на другую.

Например, когда вам необходимо опрашивать респондента, затем вносить результаты опроса в компьютер, затем опрашивать еще одного респондента, снова вносить результаты опроса в компьютер и т.д. Последовательная многозадачность не представляет никакой сложности для человеческого мозга только в том случае, если она происходит в течение короткого отрезка времени. Однако в том случае, если переключение внимания происходит постоянно долгое время, проявляются негативные симптомы.

За процесс решения задач отвечает префронтальная кора головного мозга, находящаяся в лобной зоне. Французские исследователи выявили следующую зависимость работы префронтальной коры мозга от количества решаемых задач:

  • во время решения одной задачи левая и правая доли префронтальной коры мозга работают вместе;
  • во время решения двух задач каждая из долей отвечает только за одну из них, не принимая никакого участия в выполнении другой;
  • при решении трех задач мозг периодически забывает про одну из задач [S. Charron, E. Koechlin, 2010].

Таким образом, каждое полушарие способно эффективно обрабатывать только одну задачу, что говорит о том, что многозадачность человека может не представлять существенной проблемы для нашего мозга, но только в том случае, если задач не больше двух.

Некоторые люди способны мгновенно переключаться с одной задачи на другую, в то время как для других это является крайне сложным, а иногда и вовсе непосильным. Почему же так происходит? Американские исследователи в результате проведенных экспериментов выявили, что только 2% населения способно эффективно выполнять одновременно более чем одну задачу. Дело в том, что степень эффективности многозадачности зависит от когнитивной гибкости – способности находить различные решения одной и той же задачи, а также адаптироваться к трудностям и изменениям окружающей среды, которая зависит от уровня реструктуризации в соединениях фронтальной коры головного мозга и количества ее связей с другими областями мозга.

Эти различия обусловлены генетическими особенностями строения головного мозга, т.е. склонность к многозадачности является для человека редкой особенностью, а не обыденным качеством [J. Watson, D. Strayer, 2010].

Когнитивный нейробиолог из Университета Юты Дэвид Стрэйер даже разработал тест, который позволяет каждому желающему оценить свою склонность к многозадачности. Для тех, кто не владеет английским языком на должном уровне существует адаптированный вариант этого теста на русском языке.

Несмотря на то, что некоторые люди способны переключаться с одной задачи на другую без потери эффективности деятельности, все же такой подход требует больше временных ресурсов, чем последовательное выполнение задач. Это происходит потому, что человеку так или иначе необходимо время, чтобы сконцентрироваться на какой-либо задаче: каждый раз, когда фокус внимания переключается на другую (новую) задачу, человеку требуется время, чтобы снова сосредоточиться на ее выполнении, а поскольку в рамках последовательной многозадачности фокус внимания переключается постоянно, общее время выполнения задачи увеличивается многократно.

Таким образом, когда перед вами стоят несколько задач, требующих умственных усилий и концентрации внимания, гораздо эффективнее выполнять их постепенно, а не работать в многозадачности: сначала закончить одну задачу, а только потом браться за другую. Уделяя каждой отдельной задаче необходимый объем внимания, вы сможете выполнить их гораздо быстрее и качественнее. А когда перед вами стоят простейшие, автоматизированные задачи, выполнение которых не требует особых усилий или же качество их выполнения для вас является второстепенным фактором, вы можете выполнить их одновременно.

Цифровая многозадачность

Система многозадачности включает в себя еще один ее вид – цифровую многозадачность, которая проявляется в привычке смотреть телевизор, общаясь в социальных сетях, переключаться между различными социальными сетями и другими ресурсами Интернета.

Мы живем в век информационных онлайн-технологий и для нас обыденно загружать фото в Instagram, параллельно переписываясь ВКонтакте, писать в Twitter, смотря новое видео на YouTube и т.д., однако исследования цифровой многозадачности также неоднозначны.

С одной стороны, ученые говорят о том, что она, как и любая другая многозадачность, способствует ухудшению наших когнитивных способностей и повышению стресса. Более того, люди, которые тратят все свое время на переключение между интернет-ресурсами, перестают обращать внимание на другие источники информации.

Однако существует и ряд исследований, доказывающих, что цифровая многозадачность способна принести человеку пользу. Например, ученые Портленда доказали, что подростки имеют больше склонностей к многозадачности, чем представители других возрастов. Эти способности обусловлены тем, что у подростков, выросших на пике развития информационных технологий, произошло расширение рабочей памяти, ввиду чего они лучше справляются с задачами, предполагающими отвлечение, чем с теми, на которых необходимо фокусироваться долгое время [M. Uncapher, A. Wagner, 2018]

Ложная многозадачность

Есть еще несколько вариантов выполнения нескольких действий, которые некоторые люди принимают за многозадачность. К ним относятся совершение бесконечной череды незавершенных действий и выполнение огромного список дел.

Некоторые люди сначала берутся за написание отчета, потом отбрасывают его и делают несколько звонков, после чего бегут на короткое совещание, за которым следует разговор с коллегами и другие чередующиеся задачи. Таким образом, они не уделяют ни одной задаче должного внимания, а просто рассеивают его в попытках успеть выполнить всевозможные дела, которые, вполне очевидно, никогда не увенчаются успехом. Однако такое выполнение задач – скорее, совершение навязчивых действий, а не работа в многозадачности.

Кроме того, многие люди уверены в том, что к многозадачности относится и потребность выполнить длинный список дел. Например, когда за один день человеку необходимо сходить к врачу, забрать ребенка из детского сада, записаться на фитнес, подготовиться к совещанию, заплатить за коммунальные услуги и т.д. Однако эти люди не учитывают тот факт, что им необходимо выполнить все эти задачи за день, а не за один момент времени. Такие ситуации также не относятся к многозадачности.

Польза и вред многозадачности

Согласно научным исследованиям, работа и жизнь в режиме многозадачности имеют свои плюсы и минусы. Давайте рассмотрим, к чему может привести этот режим.

Основная польза, которую человек может получить от режима многозадачности, заключается в экономии ресурсов. Многозадачность позволяет эффективно распоряжаться временем. Когда вам приходится работать в таком режиме и выполнять несколько задач одновременно, вы можете выполнять функции нескольких специалистов, что, несомненно, является благоприятным фактором для работодателя. В повседневной жизни же такая функция позволяет нам распределять свое свободное время на все занятия, которые нам интересны, обогащая нашу жизнь новыми эмоциями.

Кроме того, многозадачность способствует поддержанию интереса к деятельности. Выполнение одной и той же задачи, какой бы она ни была увлекательной, при постоянном выполнении становится рутиной и уже не приносит нам удовольствия. Разнообразие задач, напротив, позволяет сохранить заинтересованность во всех делах, которыми мы занимаемся.

Минусы многозадачности можно условно разделить на несколько групп:

  • Снижение познавательных способностей. Если вы пытаетесь выполнить больше, чем две задачи, полушария мозга буквально разрываются между этими задачами, чтобы обеспечить их выполнение. Такое положение дел наносит физический ущерб вашему мозгу: плотность префронтальной коры мозга уменьшается, в результате чего снижаются не только когнитивные способности, но и эмоциональный интеллект, а также уровень IQ [E. Ophir, C. Nass, A. Wagner, 2009].
  • Потеря продуктивности. Постоянное переключение с одной задачи на другую требует дополнительного времени на фокусировку, в результате чего вы тратите до 40% больше времени на решение задач, чем если решаете их последовательно.
  • Снижение эффективности. Еще один минус многозадачности заключается в том, что помимо увеличения времени на выполнение задач, работа в режиме многозадачности приводит к гораздо большему количеству ошибок и недочетов ввиду недостаточно глубокого внимания.
  • Дефицит внимания. Исследования показывают, что люди, которые постоянно живут и работают в режиме многозадачности, зачастую имеют трудности с концентрацией внимания: их внимание рассеивается и им сложно сфокусироваться на чем-то одном.
  • Формирование зависимостей. Когда мы выполняем какую-либо задачу, в организме происходит выброс гомона удовольствия – дофамина. Поэтому работа в режиме многозадачности способствует тому, что мозг привыкает к его выбросу и ему требуется постоянно получать его любыми доступными способами. Чтобы это сделать, человек начинает браться за абсолютно бесполезные задачи с единственной целью – получить дофамин, в результате чего тратит все свое время на выполнение каких-либо дел, но на самом деле не делает ничего значимого и полезного. Таким образом у людей формируется, например, зависимость от социальных сетей [D. Levitin, 2014].
  • Повышение стресса. Кроме дофамина многозадачность стимулирует выработку гормона стресса – кортизола, поэтому такой режим повышает уровень тревожности.
  • Физическое истощение. Постоянное переключение внимания требует высокого потребления кислорода и глюкозы, которые являются жизненно необходимым топливом для нашего организма, поэтому работа в режиме многозадачности в конечном итоге приводит к постоянному ощущению усталости.

Из этого внушительного списка видно, что постоянная работа в режиме многозадачности способна привести к серьезным проблемам. Поэтому если вы все-таки хотите придерживаться режима многозадачности или вас к этому обязывает трудовая деятельность или жизненная ситуация, научитесь использовать его с минимальным вредом для своего здоровья.

Общие рекомендации для тех, кто работает в режиме многозадачности, можно представить в следующем виде:

  • Поддерживайте общее состояние своего здоровья. Вам необходимо правильно питаться, заниматься спортом, обеспечить себе здоровый сон, принимать витамины и проходить периодические медицинские обследования, чтобы исключить возникновение проблем со здоровьем).
  • Научитесь эффективно справляться со стрессом. Используйте современные научные техники управления своими эмоциями и психическими состояниями и обязательно используйте медитацию – даже короткие медитативные сеансы принесут вам пользу, поскольку концентрация на дыхании помогает сосредоточить внимание на настоящем моменте, что способствует расслаблению, уменьшению тревожности и беспокойства, снятию стресса, улучшению настроения и обретению гармонии.
  • Правильно распоряжайтесь свободным временем. Если вы проводите большинство своей жизни, переключаясь с одной задачи на другую, вам необходимо проводить свое свободное время, концентрируясь на одной задаче или же занимаясь вещами, не требующими умственных усилий и концентрации вообще.
  • Поддерживайте свои когнитивные способности на должном уровне. Помимо здорового образа жизни, правильного питания и полноценного отдыха, этому способствуют логические игры, задачи и головоломки, однако особое внимание уделяйте именно развитию концентрации своего внимания.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что многозадачность – режим, в котором далеко не все люди способны эффективно работать без потери результата и вреда для своего мозга. Если вы по каким-либо причинам не можете отказаться от многозадачности, следуйте нашим рекомендациям, чтобы минимизировать вред от работы в таком режиме. Однако, если вы хотите достигать поистине высоких результатов своей деятельности и выполнять задачи максимально эффективно, постарайтесь все же отказаться от многозадачности в своей жизни и работе и решайте дела последовательно.

Если вы не знаете, как правильно управлять своим временем, запишитесь на нашу онлайн-программу «Лучшие техники тайм-менеджмента», которая сделает вас организованным и научит экономить временные ресурсы, ставя перед собой правильные цели и тщательно планируя пути их достижения.

Желаем вам успехов и искренне верим в то, что вы сможете подчинить себе время! И еще предлагаем пройти небольшой тест на проверку знаний по теме статьи:

Ключевые слова: