– Мой друг считает, что всегда приятнее дать, чем получить!
– Ваш друг священник?
– Нет, мой друг боксер!
Этот импровизированный диалог весьма наглядно демонстрирует, что значение слова может очень сильно зависеть от контекста, в котором оно употребляется. Так, слова «дать» и «получить» могут относиться к материальным ценностям, ситуативным действиям или общечеловеческим понятиям.
Уточним, что контекст – это как раз и есть та речевая ситуация, в которой употребляется слово. Иногда термин «контекст» переводят как «окружающий текст», подразумевая то, что написано до того или иного слова, которое может употребляться в разных значениях. Или понимают его как логически завершенный фрагмент текста, исходя из которого, можно трактовать значение слов, входящих в этот отрывок текста.
В принципе, с таким же успехом понятие «контекст» применимо к неким невербальным обстоятельствам. Так, удар в челюсть в рамках поединка на соревнованиях по боксу – это одно, а где-нибудь на улице или в общественном месте – совсем другое.
С контекстом разобрались, тогда что же такое контекстуализация? Это намного более широкое понятие. Сегодня его чаще всего употребляют в психологии, социолингвистике и цифровых технологиях, и сейчас мы будем разбираться, что же оно значит. К слову, разбираться во всем новом и непонятном вам будет легче, если вы пройдете нашу программу «Когнитивистика». Ну а мы продолжим.
Что такое контекстуализация?
На сегодняшний день существует множество определений термина «контекстуализация». Так, контекстуализацию предлагается рассматривать как некий культурный показатель. В частности, степень, в которой в различных культурах поощряют разнящиеся виды поведения в соответствии с тем специфическим контекстом, внутри которого поведение имеет место.
Еще контекстуализацию можно понимать как действие, с помощью которого трактуются те или другие обстоятельства, события, факты. Многим из нас приходилось видеть, как люди делают поспешные и неправильные выводы исключительно потому, что не владеют ситуацией в полной мере, а вырванный из контекста эпизод не позволяет понять ситуацию и прийти к правильному выводу.
Показательно, что к слову «контекстуализация» синоним как таковой отсутствует. Другими словами, нет не только четкого однозначного определения, но даже синонима, значение которого потенциально могло бы облегчить понимание. Тем не менее термин «контекстуализация» уже внедрился в словарный запас каждого мыслящего человека и активно применяется в науке и практике. И нам предстоит разобраться, для чего это нужно в науке и прикладных областях знания.
Контекстуализация в социолингвистике
Контекстуализация в социолингвистике относится к использованию языка для обозначения разных аспектов взаимодействия или коммуникативной ситуации. Заметим, что это относится как к разговорной речи, так и к языку тела, мимике, эмоциям. Это своего рода подсказки, помогающие понять ситуацию и ее различные аспекты, если учесть все составляющие. Например, понимание одной и той же темы беседы в разных обстоятельствах может отличаться, исходя из того, кто говорит, где происходит разговор, каковы взаимоотношения между собеседниками и прочие нюансы.
Эти подсказки можно извлечь также из того, как используется язык, насколько формальным или неформальным является общение, каким тоном общаются между собой участники разговора, какие у них жесты, позы, мимика и язык тела в целом. Кроме того, контекстуализация включает вербальные и невербальные подсказки относительно таких моментов, как динамика или ситуация, очевидная из анализируемого разговора. Все эти подсказки называются «подсказками контекстуализации».
Более подробно об этом можно почитать в статье The importance of contextualization. Anthropological reflections on descriptive analysis, its limitations and implications («Важность контекстуализации. Антропологические размышления об описательном анализе, его ограничениях и значениях») [R. Andersen, M. Risor, 2014].
Проще говоря, подсказки контекстуализации – это вербальные и невербальные знаки, которые используются в том или ином разговоре, действии, ситуации, и которые дают возможность максимально верно понять разговор, действие или обстоятельства всем, кто возьмется анализировать увиденное, услышанное, прочитанное. Ведь не зря классики русской и зарубежной литературы так много внимания уделяли деталям описываемых ситуаций и так настойчиво акцентировали внимание читателя на, казалось бы, малозначительных деталях внешности, обстановки, характера, речи своих героев.
Будет абсолютно правильным сказать, что контекстуализация дает людям способность понимать друг друга и различные действия, свидетелями которых они стали или о которых узнали из других источников. Особенно бесценны эти подсказки для людей, которые изучают иностранный язык и которым важно не просто верно понять ситуацию или собеседника, но и подобрать правильные слова из набора синонимов, чтобы точно передать смысл ситуации.
При допущении ошибки человека в лучшем случае посчитают недостаточно грамотным, а в худшем заподозрят в нехороших намерениях, потому что зачастую неверное употребление слова вне контекста существенно искажает смысл сообщения. Весьма подробно эта тема с примерами раскрыта в статье Language Contextualization and Culture («Языковая контекстуализация и культура») [Z. Hassan, 2014]. Там данная тема рассмотрена на примере изучения английского языка студентами из стран Ближнего Востока.
Контекстуализация в социолингвистике может позволить тем, кто изучает язык, начать понимать культуру по подсказкам, обнаруживаемым в нюансах языка. В целом, язык и контекст идут, что называется, «рука об руку». Ученые подчеркивают, как важно включать изучение культуры в изучение языков, потому что это намного лучше помогает студентам в обучении, нежели исключительно сосредоточенность на правилах и грамматике.
Информационный и ситуативный контекст, который предоставляет культура, помогает языку «обрести смысл» в сознании человека, который этот язык изучает. Таким образом, контекстуализация, при правильной реализации, может облегчить изучение языка.
Похожие выводы можно найти и в более ранних исследованиях. Например, в работе Communication breakdowns: an exploration of contextualization in native and non-native speakers of French («Сбои в коммуникациях: исследование контекстуализации у носителей французского языка и тех, для кого он не является родным») [D. Ducharme, R. Bernard, 2001].
Там наглядно показано, что, когда обучающимся предоставляются инструменты и пространство для использования контекстуализации, их успехи в изучении второго языка гораздо весомее. Таким образом, контекстуализация не только облегчает повседневное понимание языка и языковых взаимодействий, но также помогает в изучении языка и его понимании в академической среде.
Заметим, это касается не только английского или французского языка, но и любого другого. Так, в работе Learners’ perception and interpretation of contextualization cues in spontaneous Japanese conversation: Back-channel cue Uun рассмотрены примеры восприятия и интерпретации учащимися сигналов контекстуализации в спонтанном разговоре на японском языке [H. Ishida, 2006].
Таким образом, значение контекстуализации в социолингвистике можно в самом общем виде свести к двум важным аспектам:
- Помощь в изучении иностранного языка и отработка применения изученных языковых норм и правил на практике.
- Взаимопонимание в вербальных и невербальных коммуникациях, помощь в социальном взаимодействии людей.
Коммуникации и социальное взаимодействие тесно связаны с вопросами психологии. Поэтому стоит рассмотреть и это направление.
Контекстуализация в психологии
Контекстуализация в психологии – это интерпретация события в уже существующих ментальных рамках. Во всяком случае, так определяет этот термин «Психологический словарь» Американской психологической Ассоциации [American Psychological Association, 2020]. Разумеется, это лишь самое общее и, возможно, для кого-то слишком расплывчатое понимание термина. Собственно, психология как наука состоит из множества разделов и решает самые разные задачи, поэтому более конкретные определения возможны лишь в применении к четко поставленным задачам.
Например, контекстуализация очень важна в социальном взаимодействии представителей различных стран, культур и даже слоев общества. Люди, выросшие в Москве и приехавшие из глубинки, смотрят на многие вещи по-разному. Люди из стран Западной Европы и Ближнего Востока различаются в своих взглядах на жизнь, семью, работу, здоровье, досуг еще больше. Тем не менее нынешний мультикультурный и мультимедийный мир все чаще ставит на повестку дня вопрос тесного взаимодействия представителей разных культур в рамках одного проекта.
Все эти задачи может решить психология, однако для этого нужны психологи, обладающие подобными компетенциями. На подготовку таких специалистов направлен специальный учебный курс «Контекстуализация профессиональной психологии» Национального университета в столице Австралии городе Канберре [ANU, 2020].
В описании курса значится, что после его изучения студенты получат навыки общения, оценки и консультирования, необходимые для работы с людьми из разных слоев общества, будут уметь критически анализировать практику психологии для людей из разных слоев общества, а также применять различные подходы к контекстуализации психологических оценок и вмешательств.
Эта тема волнует ученых и психологов во всех частях земного шара. Как верно замечено в публикации Кембриджского университета Foundation and Parameters of a Contextualized Global Psychology Education («Основы и параметры контекстуализированного глобального психологического образования»), глобализация продолжает преобразовывать мир, и одним из результатов глобализации стал призыв к контекстуализации науки и практики психологии [M. Stevenset al., 2018].
Транснациональное движение товаров и капитала, усиление контактов с людьми самого разного происхождения, опыта и мировоззрений, доступ к информации через сложные коммуникации подчеркивают, насколько тесно взаимосвязанным стал мир. И все чаще звучат опасения по поводу актуальности и полезности преобладающей западной парадигмы. Однако единого мнения, как именно в этой связи должна меняться прикладная психологическая наука, пока не выработано. Да и вряд ли возможно выработать единые рецепты на все случаи жизни, поэтому наука будет меняться вместе с окружающим миром.
В принципе, контекстуализированная глобальная психология отчасти обусловлена культурой. Но экономический, географический, исторический, политический, религиозный, социальный и многие другие контексты также влияют на направленность и масштаб дисциплины. Поэтому предупреждают, что важно избежать так называемых «ловушек культурного редукционизма» или слишком упрощенного понимания сложных процессов как суммы простых явлений [M. Stevenset al., 2018]. По этой же причине психология не берется присвоить «пальму первенства» какому-то одному контексту из вышеперечисленных, влияющих на контекстуализированную психологию в целом.
Тут мы вплотную подходим к такому понятию, как «контекстуализация психологии человека». Говоря о всеобщей глобализации, следует понимать, что этот процесс идет не сам по себе, а благодаря усилиям множества людей, их «включенности» в данный процесс. В этом плане контекстуализация психологии человека затруднена из-за сложности измерения того, как индивидуальные черты человека влияют на его взаимодействие с окружающими социальными структурами и как это взаимодействие влияет на человека [А. Pentland, 2020].
В принципе, эта проблема актуальна и для контекстуализации психологии группы или организации. Группа или организация, к которой принадлежит человек, оказывает на него влияние, однако и сама группа состоит из множества людей, которые, собственно, и формируют характеристики этой самой группы. Этот многосложный процесс рассмотрен в научной работе The Contextualization and Multilevel Issues in Research of Organizational Psychology
(«Контекстуализация и многоуровневые проблемы в исследованиях организационной психологии») [Z. Zhang, 2021].
В целом, тема уже вышла за рамки исключительно психологии. Например, врачи тоже обязаны знать, что значит «контекстуализация процесса коммуникации». По крайней мере, такой вопрос есть в тестах системы НМО (Непрерывного Медицинского Образования) [НМО, 2020]. Правильным ответом является пункт 2: «Наличие подразумеваемых данных соответственно принятому в группе и/или обществе».
В свою очередь, процесс контекстуализации психологии затрагивает все более узкие области. Например, такие, как контекстуализация интроверсии [humaniterations, 2021]. Изучение интроверсии выходит за рамки заявленной темы статьи, поэтому подробно останавливаться на этом не будем.
Подытожим, что основное значение, которое имеет контекстуализация в психологии – это налаживание социального взаимодействия между представителями разных культур и социальных слоев общества в нынешнем мультикультурном и мультимедийном мире и помощь каждому человеку в отдельности в деле адаптации к существующим реалиям.
Уточним, что это следует понимать шире, чем значение контекстуализации в социолингвистике, сосредоточенной исключительно на вопросах коммуникации. Коммуникация – это лишь составляющая социального взаимодействия и социальной интеграции, и без помощи психологии социолингвистика вряд ли смогла бы ответить на все актуальные вызовы в этой сфере. К слову, мультикультурность и мультимедийность предлагает не только новые вызовы, но и новые решения.
Контекстуализация в цифровых технологиях
С появлением данных мобильных устройств, кредитных карт, социальных сетей и интерактивных взаимодействий область человеческой психологии может лучше понять роль социального контекста, объединив эти новые источники данных со стандартными экспериментальными методами.
Эти данные могут пролить свет на многие вопросы. В частности, такие, как влияние информационного пространства на поведение индивида, реакция индивида на тот или иной контекст нашумевших событий, взаимосвязь между поведением и жизненным успехом человека.
Предполагается, что Big Data могут помочь и в поиске ответа на такие глобальные вопросы, как социальное неравенство в мире. Пока же базы данных – это находка для маркетологов, однако и тут далеко не всем удается извлечь максимальную пользу из потока данных.
Важно не просто знать, что запрашивает пользователь, но и в каком контексте он проявляет интерес к той или иной теме. Согласитесь, для продажи туров есть существенная разница, запрашивает ли «Египет» школьник, которому нужно написать реферат по географии, или менеджер среднего звена, ищущий «горящую» путевку, чтобы отдохнуть, пока опять не закрыли границы в связи с очередной волной запретов по какому-нибудь поводу, коих в последнее время становится все больше и больше.
Так или иначе, уже почти 10 лет идет разговор о том, что «контекстуализация – это ключ к созданию эффективных и персонализированных цифровых технологий» [S. Powers, R. Rogowski, 2013].Общеизвестно, что компании хотят предоставить нужные возможности нужному пользователю в нужное время на нужном устройстве. Но расширение возможностей и растущие ожидания клиентов делают предоставление соответствующих цифровых услуг все более сложным.
Для того, чтобы добиться успеха в современной цифровой среде, компании должны обеспечивать более разумные и ориентированные на клиента взаимодействия, адаптированные под каждого пользователя. Добиться этого можно благодаря контекстуализации. Фактически, это адаптированный, адаптивный и потому предсказуемый «цифровой опыт». Но, чтобы этого добиться, нужно научиться использовать подсказки контекстуализации в виртуальном пространстве.
Мы уже рассматривали тему подсказок контекстуализации, когда говорили о социолингвистике. В цифровом пространстве вместо мимики, жестов и языка тела используются смайлики, эмодзи и прочие возможности сервисов, да и языковые формы общения изрядно упрощены. Думается, со временем удастся составить полную картину аналогов выражения тех или иных эмоций в соцсетях и на форумах, но для этого компаниям нужно налаживать более четкую обратную связь со своими клиентами.
Как говорится, «чтобы добиться максимальной релевантности, используйте всю мощь данных, а чтобы освоить контекстуализацию, собирайте 3 типа данных» [S. Powers, R. Rogowski, 2013].
Данные для контекстуализации в цифровых технологиях:
- Демографические данные – кто заказчик, его возраст, профессия, род занятий, семейное положение. Важно помнить, что эти данные находятся в постоянной динамике. Постоянные клиенты с каждым годом становятся на год старше, студенты заканчивают вуз, школьники достигают совершеннолетия, молодые люди женятся, некоторые из них вскоре разводятся. Конечно, все это влияет на структуру спроса товаров и услуг со стороны отдельного индивида и, в дальней перспективе, фанатов бренда как группы, которая взрослеет вместе с брендом.
- Исторические данные – что заказчик делал в прошлом. Big Data потому и называются Big, что содержат сведения буквально обо всех действиях покупателей и потенциальных клиентов: звонки, обращения, заказы, покупки, недовольство качеством услуг или же многолетняя преданность и готовность откликнуться каждый раз, когда компания про него вспомнила. Это поистине неисчерпаемый источник для контекстуализации и эффективного маркетинга.
- Ситуационные данные – что сейчас происходит с человеком. На это влияют не только социальный статус, работа, семейное положение, наличие или отсутствие свободного времени на хобби. На это влияют время суток, географическое положение, погода. Эти данные легко получить, сопоставив место нахождения гаджета человека с часовым поясом и погодой в регионе нахождения. Остается лишь грамотно использовать эти данные, составив максимально релевантное ситуации предложение.
Таким образом, контекстуализация в цифровых технологиях может быть весьма эффективна, но только в том случае, если ее грамотно применить. На этом, собственно, основана контекстная реклама, настройки которой позволяют учесть множество факторов.
Способы контекстного взаимодействия:
- Контент, ориентированный на местоположение – в качестве примера можно привести геолокатор GateGuru, дающий ценные подсказки путешественникам в аэропорту, новой стране, новом городе.
- Контент, учитывающий сезонные различия – к примеру, компания Home Depot дает разные настройки рекламы для жителей южных и северных регионов США, Канады и Мексики. Так, жителям южных регионов гораздо раньше начинают предлагать садовую мебель, чем «северянам».
- Контент нужного размера и функциональности – далеко не во всех случаях человек нуждается в подробном описании товара. Если товар давно знаком, нужен минимум информации для принятия решения – цена и условия доставки. Наглядным примером является мобильный сайт Amazon, где нет таких подробных обзоров и описаний, как у веб-версии Amazon. И, действительно, длинные статьи люди чаще считают с компьютера или ноутбука, нежели со смартфона.
- Смежный контент – это, если вкратце, список рекомендаций на основе ранее просмотренных или заказанных товаров.
Итак, мы разобрались, как применяется контекстуализация в психологии, социолингвистике и цифровых технологиях. Это основные сферы применения, где контекстуализация остро стоит на повестке дня.
Вы научитесь лучше улавливать информационные и научные тренды, если пройдете программу «Когнитивистика». А мы заканчиваем нашу статью и просим вас ответить на вопрос по теме статьи: