Блог о саморазвитии

Киберспорт и развитие когнитивных навыков: миф или реальность?

Киберспорт и развитие когнитивных навыков: миф или реальность?

«Сколько можно сидеть за компьютером? Лучше бы книжку почитал или спортом занялся!» Сию ценную мысль в исполнении старших родственников приходилось слышать многим молодым людям, которые не съехали от родителей сразу после выпускного вечера в школе. Впрочем, и школьникам такое приходится выслушивать почти постоянно. Особенно, если их успеваемость оставляет желать лучшего.

Любое увлечение или хобби не должно быть в ущерб основной деятельности, коей для студентов и школьников является учеба. Читать книги и заниматься спортом однозначно нужно. А вот опасения относительно того, будто компьютерные игры отупляют и в принципе тормозят развитие когнитивных навыков у детей, младших школьников и тинейджеров, явно отстали от жизни.

Вы точно не отстанете от современных интеллектуальных трендов, если пройдете наши программы «Когнитивистика» и «Лучшие техники самообразования». А мы сегодня поговорим о том, каким образом компьютерные игры и киберспорт влияют на развитие когнитивных навыков.

Киберспорт: что это такое?

Для начала давайте уточним, что такое «киберспорт», и чем киберспорт отличается от обычного увлечения компьютерными играми. По сути, киберспорт – это игры, поставленные на соревновательную основу. Киберспорт или электронный спорт – это форма соревновательной деятельности, в которой профессиональные игроки соревнуются в компьютерных играх.

Этот термин произошел от английского слова «esports», где «e» означает «электронный». Киберспорт охватывает широкий спектр жанров игр, включая стратегии в реальном времени (RTS), шутеры от первого лица (FPS), командные многопользовательские игры в жанре «боевых арен» (MOBA), спортивные симуляторы и многие другие.

Отличие между киберспортом и обычными компьютерными играми заключается в том, что киберспорт представляет собой организованные соревновательные мероприятия, где профессиональные игроки соперничают за призовые места.

Различия между киберспортом и обычными играми:

  • Соревновательный характер – киберспорт ориентирован на соревновательную деятельность, где команды или отдельные игроки соперничают за победу в соревнованиях. В отличие от обычных компьютерных игр, целью киберспорта является достижение высоких результатов на профессиональной арене.
  • Профессиональные команды и игроки – киберспорт включает в себя профессиональные команды и игроков, которые могут быть связаны контрактами с клубами или другими структурами. Они участвуют в официальных лигах и турнирах, а их деятельность регулируется стандартами и правилами.
  • Официальные лиги и турниры – в киберспорте существуют официальные киберспортивные лиги и проводятся турниры, организованные различными ассоциациями. В частности, проводятся турниры по таким играм, как League of Legends, Dota 2, Counter-Strike и другим.
  • Профессиональные трансляции – киберспортивные события транслируются на онлайн-платформах и телевидении с профессиональными комментаторами, аналитиками и ведущими. Кроме того, есть специальные телеканалы, посвященные киберспорту и отдельным играм. Например, канал «Киберспорт 2» посвящен игре Dota 2.
  • Спонсорство и призовые фонды – профессиональные киберспортивные команды и игроки часто имеют спонсорские контракты и возможность участвовать в турнирах со значительными призовыми фондами. Помимо этого, принимаются ставки на киберспорт, что усиливает финансовую составляющую отрасли.
  • Профессиональная инфраструктура – киберспорт имеет свою профессиональную инфраструктуру, включая клубы, тренировочные лагеря, аналитические группы, менеджмент и многое другое по аналогии с традиционными видами спорта.

Таким образом, киберспорт и игры как времяпрепровождение отличаются примерно так, как отличаются любые другие спортивные игры и занятия спортом. Кто-то играет в футбол во дворе, а кто-то на Чемпионате мира по футболу. Разница существенная, хотя в том и другом случае мы говорим про футбол. Да, собственно, и сама обстановка на крупных международных соревнованиях в киберспорте визуально мало отличается от обстановки на стадионе:

Разумеется, если вы играете, к примеру, в «Стандофф» дома для души, тут про киберспорт речь не идет. Однако есть резон совершенствовать навыки и пытаться попасть в киберспорт: «Стандофф 2» – это игровая дисциплина, по которой проходят чемпионаты, в том числе в России. Игре «Стандофф» на киберспорт.ру посвящена отдельная страничка, где вы можете узнать все новости [Cybersport, 2024].

К чему мы так подробно останавливаемся на разнице между киберспортом и простым увлечением играми в рамках нашей сегодняшней темы? К тому, что примерно таким образом, как навыки профессионального спортсмена превосходят способности обычного человека, увлекающегося тем или иным видом спорта, так и киберспортсмен прокачивает свои таланты на очень высоком уровне, позволяющем принимать участие в соревнованиях и даже превратить киберспорт в источник дохода.

Какие навыки прокачивает киберспорт? Прежде всего, когнитивные навыки и способности, и это не миф, а реальность.

Что такое развитие когнитивных навыков?

Скажем пару слов о том, что такое когнитивные навыки. Это навыки, которые помогают нам усваивать новую информацию, понимать окружающий нас мир и взаимодействовать с ним. Когнитивные навыки являются умственными процессами, позволяющие нам принимать, отбирать, накапливать, перерабатывать, создавать и восстанавливать информацию.

Это, прежде всего, память, мышление, внимание, восприятие информации различными способами, способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки. Так, однажды научившись плавать или ездить на велосипеде, мы уже не разучимся это делать. Конечно, после длительного зимнего перерыва мы не так быстро доплывем до буйков, как в конце летнего купального сезона, но плыть точно сможем.

Более глубоко научные разъяснения относительно того, что представляют собой когнитивные функции, вы можете почитать в материале, подготовленном специалистами Клинического центра 1-го Московского государственного медицинского университета имени И. Сеченова [В. Захаров, 2005].

Желающим вникнуть в тему, но без сложных научных терминов будет интересна статья «Когнитивные способности: как и зачем постоянно тренировать мозг» [Е. Пирогова, 2022]. Там, кстати, вы найдете рекомендацию играть в интеллектуальные игры, решать головоломки и задания на внимательность, потому что они позволяют держать в тонусе память, восприятие, мышление, скорость и качество обработки информации.

Учитывая, что очень многие сюжетные компьютерные игры требуют не просто внимательности и сообразительности, но еще и скорости реакции, они вполне могут работать как упражнения на развитие когнитивных навыков. Давайте поговорим об этом подробнее.

Каким образом киберспорт влияет на развитие когнитивных навыков?

Тема влияния киберспорта на развитие когнитивных навыков давно не нова. Собственно, врачи и ученые заинтересовались ею практически сразу, как только компьютерные игры стали доступными и массовыми. Сначала фокус научного интереса был смещен в сторону изучения проблемы игровой зависимости.

Однако, по мере развития киберспорта стало ясно, что компьютерные игры могут не только отнимать время и деньги, но и позволять зарабатывать и быть представленными на международной арене, поэтому тут уже речь идет не о зависимости, а о самом настоящем профессиональном успехе. А когда появились дорамы про киберспорт и геймеров, стало окончательно понятно, что искать в этом явлении исключительно негатив уже нецелесообразно.

Для справки: дорама – это японский вариант слова «драма», которым обозначают сериалы из Юго-Восточной Азии независимо от их жанровой принадлежности.

Больше можно узнать из статьи «Что такое «дорамы» и почему все сходят по ним с ума?» [sobaka.ru, 2018]. Если вас интересует исключительно киберспорт – дорамы про геймеров можно смотреть онлайн с русской озвучкой на dorama.land.

Так или иначе, изучая киберспорт и когнитивные способности, ученые находят все больше плюсов в компьютерных играх [AG Media, 2023]. Более того, проводятся исследования влияния киберспортивных дисциплин различных жанров на когнитивные способности человека [А. Кожемякина, 2022].

По признанию самих ученых, объемы исследований пока не позволяют сделать некий однозначный вывод относительно того, какая игра тренирует когнитивные навыки лучше всего. Однако на сегодняшний день уже можно констатировать, что между любителями разных жанров игр существует разница в уровне развития определенных когнитивных навыков.

Условно говоря, геймеры, предпочитающие игры, требующие высокой скорости реакции, обладают более высокой скоростью реакции относительно тех, кто не играет совсем или играет в более спокойные игры, не требующие быстроты реакции.

Кроме того, все исследования показали прямую взаимосвязь между уровнем мастерства киберспортсмена и уровнем развития «профильного» навыка, необходимого для той игры, на которой он специализируется. Так, чем больше опыт и чем выше уровень мастерства, тем более ярко выражен постоянно тренируемый навык и тем лучше он развит в сравнении не только с теми, кто не любит играть, но и в сравнении с менее профессиональными киберспортсменами.

Какие именно когнитивные навыки развиваются при занятиях киберспортом лучше всего? Давайте посмотрим!

Польза киберспорта для развития когнитивных навыков:

  • Зрительное восприятие, реакция и координация движений – киберспорт требует от игроков быстрой реакции и точной координации движений. Таким образом, видеоигры способствуют развитию восприятия, моторики и улучшению способности быстро принимать решения в динамичных ситуациях.
  • Рабочая память, внимание и концентрация – в соревновательных играх киберспортсменам необходимо постоянно следить за развитием событий, действиями соперников и коллег по команде. Это способствует развитию внимания, концентрации и способности фокусироваться на нескольких задачах одновременно.
  • Стратегическое мышление – многие киберспортивные игры требуют от игроков разработки стратегий, тактического планирования и принятия оперативных решений в условиях неопределенности. Это может способствовать развитию стратегического мышления и умению адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.
  • Когнитивная гибкость и умение переключаться между задачами – быстрое развитие сюжета требует от геймеров не просто быстрой реакции, но и умения быстро переключаться между разными задачами, реагируя на изменение ситуации в разных сегментах игры. Постоянная тренировка этого навыка способствует развитию когнитивной гибкости.
  • Социальные навыки – командные киберспортивные игры подразумевают тесное взаимодействие, когда от слаженной командной работы зависит конечный результат. Это способствует развитию социальных навыков, таких как навыки общения, сотрудничества и управления конфликтами.
  • Принятие решений в условиях стресса – любое соревнование сопровождается стрессовыми ситуациями. Постоянно тренируемый навык принятия эффективных решений в условиях стресса может быть полезным в реальной жизни.

Разумеется, степень влияния киберспорта на развитие когнитивных навыков во многом зависит от индивидуальных особенностей игрока и того, насколько активно он участвует в играх. При этом важно соблюдать баланс и не забывать об основных аспектах здорового образа жизни, таких как физическая активность и социальные взаимодействия. Как именно киберспорт улучшает когнитивные навыки? Наука дает ответ на этот вопрос!

Научные исследования влияния киберспорта на развитие когнитивных навыков

Мы уже изучили пользу киберспорта для развития когнитивных навыков как таковую. Теперь давайте сосредоточимся на более узких аспектах и темы и том, как те или иные игры прокачивают те или иные когнитивные навыки.

Влияние киберспорта на зрительное восприятие информации

Когда-то давно врачи и ученые обращали внимание исключительно на отрицательные аспекты влияния компьютера на зрение. Если располагать экран слишком близко к глазам, это действительно может плохо повлиять на зрение. Однако, что касается прочих аспектов, ученые обнаружили положительное влияние видеоигр на пространственное распределение зрительного внимания.

Когда исследователи взялись оценить центральные и периферийные ресурсы зрительного внимания у геймеров и негеймеров, оказалось, что у геймеров наблюдалось превосходство ресурсов внимания по сравнению с негеймерами и на периферии, и в «центральном» зрении [C. Green, D. Bavelier, 2006].

Дальнейшие исследования показали, что геймеры со стажем могли точнее отслеживать объекты, движущиеся с большой скоростью, чем не увлекающиеся играми люди, лучше обнаруживать изменения в объектах, хранящихся в зрительной кратковременной памяти, быстрее переключаться с одной задачи на другую и мысленно вращать объекты [W. Boot et al., 2008].

Данный вывод актуален, прежде всего, в отношении играющих в экшн-игры и в принципе любые  видеоигры с высокой интенсивностью действий. Более поздние исследования показали, что экшн-видеоигры улучшают скорость кодирования визуальной информации в зрительную кратковременную память, и это улучшение прямо зависит от времени, посвященного играм [I. Wilms et al., 2013]. Проще говоря, чем больше практика игры, тем выше скорость кодирования.

Улучшаются и другие навыки зрительного восприятия. В одном из исследований было задействовано около сотни играющих в Counter-Strike: Global Offensive на уровне от новичков до экспертов. [A. Cretenoud, 2021]. Оказалось, что игроки высокого ранга имеют лучшую остроту зрения и лучшие способности к различению контраста по сравнению с игроками более низкого ранга.

Влияние киберспорта на память, внимание и концентрацию

Успех действия предопределяется не только собственно зрительным восприятием, но и вниманием, и умением осознанно управлять своим вниманием. Внимание позволяет выборочно обрабатывать информацию, имеющую отношение к цели, и как бы «отодвигать на задний план» информацию, не имеющую отношения к выполняемой задаче.

Ученые достаточно давно ищут способы улучшения внимания и концентрации, в том числе у пожилых людей, страдающих возрастным снижением когнитивных способностей. Еще в 2012 году выяснилось, что эти функции можно тренировать посредством компьютерных игр, добиваясь видимого улучшения показателей [J. Mishra et al., 2012].

Тогда, разумеется, речь не шла о киберспорте, и потенциал компьютерных игр рассматривали наравне с другими мерами по улучшению внимания. Однако думается, пожилым людям стоит задуматься о более активном освоении компьютерных игр. Благо, что киберспорт не имеет особых ограничений по возрасту, а результаты будут улучшаться в любом случае, если играть регулярно.

Киберспорт полезен еще и потому, что видеоигры улучшают не только внимание и концентрацию, но и отдельные виды памяти, что для пожилых людей не менее актуально. Ученые исследовали взаимосвязь видеоигры в жанре экшн и когнитивного контроля и пришли к выводу, что игра в шутеры от первого лица напрямую связана с улучшением рабочей памяти [L. Colzato et al., 2013].

Впрочем, эти выводы актуальны в отношении не только играющих в шутеры от первого лица, но и предпочитающих игры в жанре MOBA, в частности, League of Legends. Как выяснилось, у профессиональных киберспортсменов зрительно-пространственная рабочая память и контроль внимания развиты лучше, чем у любителей и тем более у не увлекающихся играми людей  [C. Valls-Serrano et al., 2022].

В целом, этот вывод подтверждают и исследования, не привязанные к жанру игры. Одно из таких исследований показало, что опытные геймеры значительно более внимательны по сравнению с неопытными игроками. А при воздействии раздражителей у опытных геймеров время реакции было значительно короче, чем у неопытных геймеров [L. Binkhamis et al., 2022].

Влияние киберспорта на скорость реакции и координацию

Скорость реакции – это сложный конструкт, развитие которого зависит от множества факторов. Чтобы быстро отреагировать на что-то, это «что-то» нужно вовремя заметить, оценить на предмет возможных последствий, «перебрать в уме» варианты действий, принять решение и произвести необходимое действие.

Чтобы достичь цели, предпринятое действие должно быть максимально точным, а для этого нужна развитая координация движений. В играх с быстро развивающимся сюжетом на все это есть доля секунды. Разумеется, за эту долю секунды игрок вряд ли осознает, что он произвел столько действий. Это все произойдет мгновенно на уровне рефлекса, и это и есть скорость реакции.

В далекие 80-е годы 20 века, когда только-только появились первые видеоигры, в  одном из исследований провели сравнение 31 пользователя видеоигр и 31 человека, не играющего в видеоигры. Это сравнение показало, что у игроков значительно лучше развита зрительно-моторная координация [J. Griffith et al., 1983].

Правда, на тот момент не было обнаружено связи между зрительно-моторной координацией и количеством времени, проводимого еженедельно за видеоиграми либо стажем игры. Собственно, на тот момент ни у кого и не могло быть большого стажа игры, потому что видеоигры только недавно появились.

Более поздние исследования принесли  доказательства того, что процесс игры в компьютерные игры значительно сокращает время реакции, не снижая при этом точность действий. Важно отметить, что такое увеличение скорости реакции при сохранении точности наблюдается у игроков при выполнении различных задач, выходящих за рамки игровых ситуаций  [M. Dye et al., 2009].

Таким образом, видеоигры могут, по мнению ученых, обеспечить эффективный режим обучения, вызывающий общее ускорение времени реакции восприятия без снижения точности выполнения. Уточним, что для эксперимента были приглашены игроки, предпочитающие видеоигры в жанре экшн. В частности, God of War, Halo, Unreal Tournament, Grand Theft Auto и Call of Duty.

Недавние исследования подтвердили и уточнили ранее сделанные выводы. Так, в рамках одного из экспериментов ученые исследовали время реакции и моторики в двух группах: 39 киберспортсменов (18 профессионалов и 21 непрофессионал) и 36 непрофессиональных спортсменов в так называемых «традиционных» видах спорта, никак не связанных с компьютерными технологиями [P. Bickmann et al., 2021].

Каких-то значимых различий между группами по времени простой зрительной и акустической реакции и реакции выбора не было обнаружено, из чего ученые сделали вывод, что традиционные виды спорта и киберспорт могут улучшить время реакции в одинаковой степени. Однако обнаружились некоторые различия внутри группы киберспортсменов. В частности, у игроков, предпочитающих спортивные симуляторы, время реакции в тестах на акустику и реакцию выбора было значительно короче, чем у игроков MOBA.

Влияние киберспорта на когнитивную гибкость

Когнитивная гибкость – это способность переключаться с одной мысли на другую, и обдумывать несколько идей одновременно. Как выяснилось, киберспорт положительно влияет на эту составляющую развития когнитивных навыков.

В ходе сравнительного анализа ученые выявили, что когнитивная гибкость лучше развита у профессиональных и достаточно опытных игроков в шутеры от первого лица, чем у людей, совсем не играющих в игры и тех, кто начал играть недавно [P. Leeuwen et al., 2010]. Для участия в исследовании были привлечены геймеры, игравшие в популярную на тот момент игру DOOM’d to Switch.

Весьма интересно еще одно исследование, связанное с переключением между задачами у геймеров и людей, не увлекающихся играми. В рамках эксперимента участникам нужно было переключаться с выполнения знакомого задания на новое и наоборот. Оказалось, что у не играющих в игры были большие затраты времени на переключение с новой задачи на знакомую задачу и небольшие затраты на переключение со знакомой задачи на новую задачу [M. Cain et al., 2012].

Однако геймеры легче переключались между задачами, в целом демонстрируя меньшие и более симметричные затраты времени на переключение. Это позволило ученым сделать вывод, что опыт игры в жанре экшн приводит к улучшению исполнительных функций и когнитивной гибкости.

Таким образом, на сегодняшний день учеными представлены убедительные доказательства того, что киберспорт и даже простое увлечение компьютерными играми положительно влияют на развитие когнитивных навыков. Тем не менее, важно помнить о балансе разных сторон жизни, киберактивность сочетать с обычной физической активностью, занятиями спортом и не забывать о работе и учебе.

Мы желаем вам успеха во всех видах спорта, которые вам нравятся:

Мы приглашаем вас на наши программы «Когнитивистика» и «Лучшие техники самообразования» и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,