В школе детям рассказывают, что в древности люди жили и работали сообща. В эпоху Просвещения, торжества науки и упадка роли церкви родился индивидуализм. Появились нуклеарная семья и пенсионная система.
Когда в конце 20 века индивидуализм уже готовился праздновать окончательную победу, его свергла с пьедестала концепция «коллективного интеллекта». На ее стороне крупнейшие корпорации и демократии планеты, Интернет, Вики и социальные сети. Кто кого?
Ответ на этот вопрос не только поможет вам понять, как устроен современный мир, но и то, какую роль в нем можете сыграть лично вы – шаг к самооценке 360°.
Многие из нас слышали о том, что интеллект бывает:
- Индивидуальный.
- Социальный.
- Эмоциональный.
- Искусственный.
Оказывается, что интеллект бывает еще и коллективный. Как у муравьев? Почти.
У муравья около 250 тысяч нейронов, у человека – 86 млрд нейронов [A. Fidalgo, 2016]. Этот факт позволяет людям утверждать, что они гораздо умнее муравья.
Однако муравьи от природы обладают так называемым коллективным разумом, который фундаментально основан на трех принципах:
- Его цель – процветание всей колонии. Если сопоставить человеческий мир и муравьиный, у этих насекомых индивидуумом является колония, а не отдельный шестилапый.
- Коллективный разум возникает для разрешения невзгод.
- В колонии нет лидеров, которые бы руководили коллективными действиями. Первых двух принципов достаточно для активации коллективного разума.
Из всего этого следует вывод, что благодаря коллективному разуму колония муравьев гораздо умнее одного конкретного муравья. Немаловажный факт, поскольку в муравейнике могут сосуществовать несколько миллионов муравьев, но существуют и суперколонии муравьев, где может быть более 300 миллионов муравьев и более миллиона муравьиных маток [A. Fidalgo, 2016].
Этолог Карл фон Фриш сказал: «Муравей – коллективно разумное и индивидуально глупое животное. А человек как раз наоборот». Т.е. это насекомое способно совершать подвиги благодаря своему коллективному интеллекту. Надо просто рассмотреть сложность их муравейников. Однако в одиночку муравей не может питаться, размножаться или создавать свое собственное гнездо.
А люди могут. Особенно сегодня. Тенденция к индивидуализму стабильно укрепляется последние несколько веков. Типичный для прошлого вопрос «А кто же тебя там накормит?» в 21 веке выглядит уже странным.
Однако еще в 20 веке социологи обратили внимание, что рост индивидуализма идет рука об руку с резким ростом численности населения людей на Земле. Более тесная связь, которую создает нынешнее общество, заставляет задуматься о личной и групповой эффективности. В эпоху технологической революции, когда все гиперсвязано, симбиоз и вовсе начинает преобладать над эгоцентризмом, считают испанские исследователи [Santander Open Academy, 2023].
Ученые пытаются доказать тезис, что объединение сил приводит к лучшим результатам, чем простая сумма вклада участвующих сторон. Например, компании, в которых работают разные команды, могут увеличить финансовые показатели на 30% [M. Page, 2022].
Что такое коллективный интеллект?
Еще в Древней Греции Аристотель в своем труде «Политика» утверждал, что вклад многих людей дает лучшие результаты в принятии решений. Рабов Аристотель за людей не считал.
Однако именно в условиях нынешней технологической революции эта идея приобретает максимальную известность благодаря сильному взаимодействию, которое Интернет создает между группами людей и системами.
На Западе принято опровергать предположение о том, что именно Интернет породил концепцию коллективного интеллекта. Однако с исторической точки зрения все обстояло именно так: Интернет зарождался как экспериментальный проект в недрах силовых ведомств США в 1950-1960 годы, а концепция коллективного интеллекта была представлена лишь в 1994 году.
Ее автор – Пьер Леви. Он:
- сефард;
- уроженец Туниса;
- выпускник парижской Сорбонны.
Перепробовав историю, социологию и философию, Леви остановился на последней. Именно как французский философ Леви выпустил монографию «Коллективный разум: развивающийся мир человечества в киберпространстве», тезисы из которой в Интернете подаются как общеизвестная данность.
После выхода этой книги к Леви пришла мировая слава. Его пригласили заниматься прикладными разработками концепции коллективного интеллекта в Канаду, где он и обосновался в последние десятилетия, став канадским исследователем.
Вот как Леви характеризует человеческий коллективный разум: «Это интеллект, распределенный повсюду, постоянно оцениваемый, координируемый в режиме реального времени, что приводит к эффективной мобилизации компетенций».
По факту, это продукт, возникающий в результате сотрудничества многих людей.
Речь идет об объединении:
- возможностей;
- знаний;
- точек зрения;
- способностей нескольких людей для достижения более обогащающих решений.
Вместо того, чтобы полагаться исключительно на одного человека или эксперта, коллективный интеллект выступает за сотрудничество и активное участие многих для достижения более эффективных результатов.
Это новая парадигма, которая осуществляет смену менталитета с «Я» на «Мы», основываясь на принципе наибольшей эффективности «мудрости толпы» от Джеймса Суровецки.
Цель коллективного разума – взаимное признание и обогащение людей, провозглашает Леви.
Если, когда вышла его книга, вы еще учились в школе или вузе, и уже слышали о чем-то подобном, вам не кажется. Так оно и есть.
У истоков идеи коллективного интеллекта стояли такие великие русские мыслители как:
- Петр Кропоткин (1842 – 1921).
- Владимир Вернадский (1863 – 1945).
Если ваши французские или канадские друзья на это возразят, что неотделимую от концепции коллективного интеллекта идею ноосферы миру представили математик из Сорбонны Эдуард Леруа и католический философ Пьер Тейяр де Шарден, не стоит с ними спорить. Это действительно так.
Вот только семена теории ноосферы во взрастившую Леруа и Леви Сорбонну закинул именно Вернадский, который много лет читал там лекции по геохимии.
Именно Вернадский предсказал:
- Появление Интернета (как качественное преобразование связи между странами, людьми и континентами).
- Покорение космоса.
- Принципиально новые источники энергии.
Но если невоцерковленного вольнодумца Вернадского тянуло в геохимию, то для верующего в Бога Шардена концепция ноосферы была именно убеждением в том, что человечество как коллектив можно рассматривать как единое целое, своего рода коллективный разум, который охватывает все знания и информацию, созданные человечеством на протяжении всей истории.
Позже именно этот гуманистический и одновременно очень христианский подход стал доминирующим на Западе, а исходный геологический подход Вернадского был забыт.
Согласно теории коллективного разума, появление Интернета позволило людям объединять микрознания в коллективный интеллект, чтобы:
- Преодолевать индивидуальные когнитивные предубеждения, помогать людям открывать свой разум.
- Расширять свои способности, тем самым улучшая критическое мышление.
- Воспитывать в этой культуре молодое поколение. «Посредством групповых занятий или в тех случаях, когда новые технологии являются активной частью нашей деятельности, мы можем заставить наших учеников начать строить свой собственный коллективный разум», – утверждает исследовательница Университета Карнеги – Меллона из США Анита Уильямс Вулли [Excelence Management, 2021].
Из ее слов выходит, что коллективный интеллект – уже не мечта, как во времена Вернадского, а наша с вами реальность, конкретная техника, в которой воспитывают новые поколения. Так ли это?
Между тем, Томас В. Мэлоун, автор «Справочника по коллективному интеллекту» и основатель Центра коллективного интеллекта Массачусетского технологического института, призывает адекватно использовать принцип организации и создавать системы, максимизирующие коллективный интеллект [F. Sánchez Vera, 2013].
Какие преимущества дает коллективный интеллект?
Ключом к развитию коллективного интеллекта является то, что вы сможете максимизировать человеческий потенциал и достичь более сильных, более творческих и эффективных результатов, позволяя объединять и совместно использовать индивидуальные навыки и знания.
Неудивительно, что, согласно исследованию IBM, проведенному в 2021 году, 78% компаний считают сотрудничество важным аспектом успеха в бизнесе и что семь из десяти организаций планируют увеличить инвестиции в социальное программное обеспечение и групповые коммуникации [IBM, 2021].
Имейте в виду, что коллективный интеллект включает в себя знания и возможности всех членов группы, что приводит к появлению более инновационных идей. В результате общий результат будет больше, чем сумма отдельных результатов.
Наряду с этим, поскольку каждый участник будет обладать взаимодополняющими навыками и разной информацией, принятие решений будет осознанным и точным, а решение сложных проблем станет быстрее и проще.
Кроме того, эта сумма умов позволяет противостоять различным точкам зрения, уменьшая когнитивные предубеждения и повышая удовлетворенность членов команды, поскольку они чувствуют себя уполномоченными и активными участниками процесса, не забывая при этом об отношениях доверия, которые генерируются на межличностном уровне.
Однако, чтобы выгоды были реальными, мы также должны знать и избегать рисков, связанных с коллективным разумом. В этом смысле такая совместная работа может привести к тому, что члены команды будут склонны соответствовать мнениям и идеям большинства.
А это уже риск конформизма. Не забывайте, что большинство не всегда предложит лучшее решение. Кроме того, важно принимать во внимание реальное разнообразие, которое представляет группа, а также степень участия ее членов, поскольку иногда одни люди монополизируют вклады, а другие хранят молчание. Как отмечает Леви, синергия стремится к признанию и взаимному обогащению, а не к культу фетишизированных сообществ, порождающих тоталитаризм [P. Levý, 2004].
Как развить коллективный интеллект?
Вот почему, чтобы вы могли максимально раскрыть потенциал группового или совместного интеллекта, при его применении на практике желательно принять во внимание следующие рекомендации:
- Создайте среду сотрудничества. Физическую или виртуальную, в которой сотрудничество ценится и поощряется в атмосфере уважения и доверия. Речь идет о том, чтобы люди могли встречаться, обмениваться идеями и вместе работать над общими проектами.
- Поощряйте разнообразие. Убедитесь, что рабочие группы неоднородны. Разнообразие с точки зрения навыков, знаний, опыта и точек зрения имеет важное значение для обогащения процесса сотрудничества и генерации идей.
- Облегчайте общение. Еще одним важным аспектом является наличие эффективных каналов связи, позволяющих обмениваться информацией и вести дискуссии между членами группы. Кроме того, не забудьте гарантировать равное участие в этом процессе, убедившись, что в нем участвуют все.
- Создайте системы принятия решений. Чтобы совещательный процесс не стал перманентным, необходимо установить методы, которые будут использоваться для принятия решений.
- Признайте вклад. Наконец, цените вклад, внесенный как индивидуально, так и группой посредством публичной похвалы, наград или материальных стимулов. Признание будет способствовать мотивации и приверженности членов группы [Santander Open Academy, 2023].
Исследование, которое Мэлоун возглавлял в Массачусетском технологическом институте, позволило выделить три фактора, которые позитивно коррелируют с коллективным интеллектом:
- Эмпатия. Группы, сформированные из людей с большей способностью воспринимать эмоции других, глядя им в глаза, как правило, лучше функционируют, производят меньше конфликтов и достигают большего коллективного интеллекта.
- «Принцип эстафеты». Группы, где в разговоре доминирует один человек, менее умны, чем группы, в которых время разговора более равномерно распределяется между разными членами группы.
- Гендерная квота. Коллективный интеллект группы существенно коррелирует с процентом женщин в группе. Больше женщин соотносилось с более умной группой [OBS Business School, 2018].
И напоследок, но не на последнем месте по значимости, для укрепления коллективного интеллекта будет полезно проанализировать вклад каждого из членов команды, его сильные и слабые стороны. Как? Например, мы создали для этого целую онлайн-программу – «Самооценка 360°». Приходите! Это полезно и очень интересно.
Коллективный IQ от создателя «мыши»
Однако не один только философ Леви говорил и писал о коллективном интеллекте.
Идею о том, что новые технологии способны усилить индивидуальный интеллект посредством связей между людьми, первым выдвинул создатель компьютерной мыши и гипертекста Дуглас Энгельбарт из Стэнфордского исследовательского института в США. Его называют первопроходцем, чье главное наследие состоит в том, что он помог нам осознать важность коллективного решения проблем, с которыми сталкивается человечество.
Именно Энгельбарт ввел термин «коэффициент коллективного интеллекта» (коллективный IQ). Он измеряет, насколько хорошо и быстро группа способна реагировать на важную задачу, используя:
- восприятие;
- память;
- видение;
- рассуждение;
- предвидение;
- коллективный опыт.
Энгельбарт видел в коллективном IQ меру коллективной эффективности и ключевой фактор, определяющий, насколько эффективно группа может реагировать на проблемы, с которыми она сталкивается. Чем сложнее и неотложнее задача, тем больше группа зависит от этого коэффициента, который, по мнению Энгельбарта, можно повысить с помощью тренировок.
Более подробно теория коллективного IQ изложена на сайте Института Дуга Энгельбарта [Doug Engelbart Institute, 2024].
Но мы не будем вдаваться в ее подробности. Почему? Потому что Энгельбарт умер в 2013 году, а представленный в начале второй половины 20 века «коэффициент коллективного интеллекта» так и не появился. «Насколько мне известно, он так и не разработал формулу для измерения этого коэффициента, и я не думаю, что он мог бы это сделать. Для него это была всего лишь умозрительная концепция», – пишет испанский специалист по коллективному интеллекту Амалио Рей [A. Rey, 2021].
Но Вулли, Мэлоун и их оставшиеся в живых единомышленники не сдаются. В 2010 году они опубликовали в престижном научном журнале Science результаты «психометрической методологии количественной оценки фактора, называемого «коллективным интеллектом», который отражает, насколько хорошо группы выполняют схожий разнообразный набор задач по решению групповых проблем» [AAAS, 2010].
Применив факторный анализ, ученые изучали, как участники экспериментов проходили следующие тесты:
- На креативность (как еще можно использовать кирпич).
- На суждения о правильном выборе и коррупции.
- На разрешение конфликтов.
- На владение психомоторными навыками.
- На игровое и проектное мышление.
Выяснилось, что совокупный коллективный интеллект группы больше зависел от отдельных человеческих качеств участников, нежели от индивидуальных интеллектуальных способностей.
Авторы исследования пытались применить к измерению коллективного интеллекта количественные методы, и если у Энгельбарта был «коэффициент», то у них – «показатели коллективного интеллекта», которые, соответственно, высчитываются на основе подпоказателей. Именно они, эти подпоказатели, и являются той универсальной валютой, которую Вулли, Мэлоун и их единомышленники пытаются продавать по всему миру как свое запатентованное ноу-хау.
Спектр применения очень широк: от бизнеса до футбола. Везде, где может и должен царить командный дух.
Вот лишь некоторые темы, которые авторы концепции коллективного интеллекта считают для себя приоритетными:
- Корреляция между индивидуальным и групповым интеллектом.
- Модели сотрудничества, возникающие в небольших рабочих группах.
- Визуализация данных в социальных сетях.
- Влияние динамики краудсорсинга.
- Распространение знаний среди сообществ.
- Новые технологии, которые помогают группам стать умнее.
- Совместная разработка государственной политики.
- Влияние зарождающейся культуры сотрудничества на крупномасштабные процессы социальных преобразований или коллективное поведение популяций животных.
Как утверждают Томас Мэлоун и Майкл Бернштейн в своем «Справочнике по коллективному интеллекту», именно эти дисциплины оказывают наибольшее влияние на современные достижения коллективного интеллекта:
- Информатика: как группы людей и компьютеры работают вместе или как группы «агентов» могут демонстрировать разумное поведение.
- Когнитивные науки: разумное поведение во всех его проявлениях, но в коллективном масштабе: восприятие, память, рассуждение,
- Биология: групповое поведение и индивидуально-групповое взаимодействие внутри каждого вида.
- Менеджмент.
- Организационный дизайн.
- Наука о сетях: фильтрация информации. Влияние сетевых топологий на эффективность коллективного принятия решений. Влияние скорости информации на коллективную способность решать проблемы.
- Экономика: коллективное поведение рынков.
- Социальная психология, антропология или социология: анализ поведения человеческих групп.
- Политическая наука: исследования того, как демократические правительства принимают решения и справляются с проблемами [A. Rey, 2021].
Команда Вулли и Мэлоуна сегодня активнее всех на планете продолжает дело своего соотечественника Энгельбарта. Почему они так до сих пор и не разработали формулу для его коэффициента, остается загадкой.
Примеры применения коллективного интеллекта
Апологеты этой концепции совершают уже упомянутую ошибку, выдавая причину за следствие, утверждая, что Интернет, социальные сети, краудсорсинговые платформы и даже Википедию породил именно этот коллективный интеллект. Хотя мы уже знаем, что в хронологическом плане все было наоборот.
Википедия действительно использует эту философию для разработки контента, используя знания со всего мира для создания, исправления и расширения своих статей.
Однако схожую философию тысячелетиями использовали индийская аюрведа и китайская традиционная народная медицина, где резервуар общих знаний постоянно пополнялся ручьями отдельных анонимных знахарей.
В качестве примеров применения коллективного интеллекта испанские исследователи также приводят:
- Программы с открытым исходным кодом. Разрабатываются с участием экспертов со всего мира.
- Онлайн-игру Eyewire, которая позволяет ученым получать данные о нейронных связях, пока игроки решают предложенные головоломки.
- Технику мозгового штурма [Santander Open Academy, 2023].
Анализируя предложенные примеры, можно легко заметить, как западные ученые экстраполируют пользу от сотрудничества в целом конкретно на их концепцию коллективного интеллекта.
Если все упирается в древнюю мудрость «Одна голова хорошо, а две – лучше», то не эффективнее ли налаживать собственные навыки общения и сотрудничества? Если вы тоже склоняетесь к этой мысли, приходите на нашу онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации».
Итоги и перспективы
Изучая коллективный интеллект, можно задаться вопросом, что именно авторы концепции подразумевали под «интеллектом».
Как уже упоминалось выше, ее создатели были католиками, представителями конфессии, которая главенствовала на Западе около двух тысячелетий и одним только этим Западом не ограничилась.
Католическая церковь, а вместе с ней и многие другие христианские конфессии, включая православие, веками утверждали, что интеллект в значении «разума» в человеке – это Образ Божий [Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько, 2024].
По этой логике, у, к примеру, птиц, интеллекта нет, потому что нет дарованной Богом души. Хотя любой, кто наблюдал, как птица вьет гнездо, и пытался это повторить, начинал подозревать, что что-то такое она все же знает.
Хотя не существует обобщенного определения термина «интеллект», можно сказать, что это, в широком смысле, способность воспринимать определенную информацию и преобразовывать ее в знания таким образом, чтобы, в конечном итоге, указанные знания применялись адаптивно к конкретным ситуациям.
Проще говоря, интеллект – это способность решать проблемы. Это свойство живого организма. Средство выживания.
Отсюда возникает вопрос: если авторы концепции коллективного интеллекта утверждают, что он не нуждается в централизации и может возникать в условиях автономии, то где границы между одним коллективным интеллектом и другим? Т.к. это не жизнь, а умозрительная конструкция, для чего ей знания и эффективность, если вопрос выживания перед ней не стоит?
Если мы экстраполируем биологические реалии на виртуальный мир, то тогда какие органы делают возможным функционирование коллективного интеллекта? Какова его цель и задача?
В концепции Леви, Вулли и Мэлоуна очень много оптимизма от христианской веры и очень мало научной конкретики с цифрами и собственной терминологией.
Настолько, что на Западе уже заговорили о «гибели коллективного интеллекта» и его замене на «коннективный интеллект», «интеллект связей». Такой, что «усиливает индивидуальный интеллект посредством связей, создаваемых и управляемых каждым человеком; в то время как коллектив усиливает социальный интеллект, т.е. способность жить в обществе, посредством логики, сформулированной коллективом» [A. Rey, 2024].
Наверное, любой, кто воспитывал школьника в современном мире, понимает, что Интернет и Вики – это чудесно, однако если, по словам Леви, коллективный интеллект – это продукт, то как именно его закачать в мозг одного конкретного шалопая? Вот где проблема.
Пока остается только надеяться, что всех фондов Массачусетского технологического института хватит, чтобы создать подходящий для этого инструмент. И тогда останется только дожить до этого счастливого момента.
Пожелаем им успехов! А вас просим поучаствовать в нашем опросе: