Трудно сказать, сколько уже времени длится противоборство концепций: «чтобы чего-то достичь в жизни нужно хорошо учиться» и «не важно как ты учишься, главное – уметь строить отношения с людьми». На этом фоне вся система школьной мотивации ставится под угрозу рассказами о том, как заядлый троечник и задира во взрослой жизни стал миллионером, а отличник и тихоня – продавцом с небольшим окладом. Но… сколько таких примеров? Достаточно ли они репрезентативны? И что всё-таки более важно для карьеры и жизни в целом: ум в классическом понимании или эмоциональный интеллект? Давайте разбираться.
IQ или EQ – вот в чём вопрос
Пол Галвин – основатель «Motorola» и культовая личность в сфере бизнеса любил вспоминать, что, пока его сверстники сидели на уроках, он уже зарабатывал деньги – продавал хотдоги, попкорн и мороженое на вокзале. В отличие от этого, учиться он никогда не любил, а всему, что знал о ведении дел, был обязан собственному опыту. Не блистал и величайший британец Уинстон Черчилль, успеваемость которого характеризировалась ставшей знаменитой цитатой: «Количество учеников в классе – 13. Место – 13-е». Ну и про Буша-младшего вы, наверное, слышали не один анекдот.
Наличие такого количества известных случаев, когда люди, не будучи успешными в образовании и умными в академическом смысле, добивались значимых достижений, способно даже скептика убедить в том, что роль образования значительно переоценена, и что отметки – не показатель будущих великих дел. Но не спешите делать преждевременные выводы. Не являются ли данные факты подтасовкой результатов под условие? Сколько отличников добилось таких же высоких результатов, но в их случае это считалось нормой, а вот в случае с троечниками привлекало внимание? Об этом трудно судить, ведь собрать нужную статистику невозможно. Да и дело здесь, скорее всего, в феномене эвристики доступности, ведь истории о преуспевших разгильдяях гораздо легче и быстрее приходят в голову. И из-за любви людей к необычным темам (а что необычного, например, в том, что ученик, которому пророчили великое будущее, действительно добился успеха?) мы в изобилии знаем много именно таких примеров.
Но это всё размышления. Давайте попробуем взглянуть на ситуацию объективно, с точки зрения выгод и преимуществ, которые дают IQ и EQ. Попутно отметим, что в нашем случае под этими понятиями подразумеваются не привычные категории, а немного утрированные – те, о которых речь шла во вступлении. Другими словами, вопрос стоит следующий: кто в жизни успешнее – человек, с лёгкостью овладевающий новыми знаниями, или тот, кто способен налаживать отношения с людьми?
Первое, что следует заметить – интерес к данной теме издавна подогревается журналистами самых разных рангов. И само «противоборство», как часто бывает, во многом надумано. Образованный человек может с такой же лёгкостью находить общий язык с другими людьми, как и тот, кто, говоря по-народному, «в университетах не учился». Поэтому, градус спора значительно падает, если отказаться от стереотипа, что отличник – это обязательно тихоня и зубрила, который боится слова сказать за пределами класса.
Внесла свои коррективы в процесс поиска этой, хоть и сомнительной, истины и история. Точнее один её период – десятилетие после распада СССР. В хаосе рыночных отношений, многие из вчерашних инженеров и учёных оказались продавцами на базарах. На первые же места вышли менеджеры – профессиональные управленцы, которым без эмпатии достичь успеха в карьере было очень сложно. Примерно с тех пор берёт начало и уже устоявшееся подтрунивание: «Если ты такой умный, то почему бедный?».
Правда, сегодня оно менее актуально. В современном мире можно стать миллиардером, практически не общаясь с людьми и не выходя из дома. Любой хилый ботаник (а именно так изображают одарённых программистов масс-медиа) может написать программный код и дорого его продать. Да-да, добро пожаловать в XXI век, господа! Толковые менеджеры, педагоги, хедхантеры и HR-менеджеры, для которых на определённом этапе карьеры знания становятся менее необходимыми, чем умение строить отношения, остаются в списке востребованных кадров, но пальму первенства уступают умникам-интровертам.
В то же время описанный пример не характеризирует картину в целом. Во многих сферах деятельности развитый эмоциональный интеллект является необходимым навыком для реализации задуманного. И сколько бы гениальных идей у вас не гнездилось в голове, чтобы дать им ход, нужно уметь находить общий язык с людьми, которые вам в этом деле помогут. Но с другой стороны, если не иметь образования и знаний, то не факт что такой шанс вообще представится. Для западных деловых кругов закрытые общества, начиная с братств в университетах – норма, и стать их членом задача очень трудная. В «Социальной сети» для героя Джесси Айзенберга это было вызовом и «Facebook», при всех нюансах последующих судовых разбирательств, родился вопреки. Но давайте будем объективны и подумаем над тем, сколько людей и компаний способны повторить нечто подобное в таких масштабах?
В поисках баланса
Всё вышенаписанное настолько сложно, что способно больше запутать, чем прояснить ситуацию. Поэтому перейдём в практическое измерение. Как известно с незапамятных времён – истина где-то посредине. И мы в данном вопросе также придерживаемся принципа aurea mediocritas.
Это значит, что любой стремящийся к саморазвитию человек, по нашему мнению, должен стараться уделять внимание комплексному развитию своего мышления: как логической составляющей, так и эмоциональной. Данная проблематика, исходя из предмета статьи, понимается нами в самом широком смысле, поэтому дискуссии между учёными о том, поддаётся ли IQ тренировкам или же является врождённой способностью, мы оставляем более компетентным людям. Несомненно другое – рецепт успеха для каждого свой и сказать однозначно, что один компонент важнее другого, нельзя.
Развивайте сове мышление комплексно – на курсе «Когнитивистика».
Но насколько верен в таком случае принцип, согласно которому внимание стоит уделять лишь своим сильным сторонам? Наполовину. Оставлять занятия в дискуссионном клубе, где вы добились больших успехов, ради того, чтоб «подтянуть» алгебру – неправильно. Но и не уделять ей время, в ущерб успеваемости, чревато последствиями. Это тот случай, когда нужно находить в себе силы и организовываться для погони за двумя зайцами (но с приоритизацией). Ведь хороший тренер, когда видит, что соперник его тактику разгадал, не прекращает игру и не уходит с поля? Он ищет варианты, как с помощью замен, хитростей и уловок повлиять на ход матча. Так и в деле развития своих навыков, вы стоите не перед выбором, что важнее, а перед необходимостью нахождения баланса. Время узкоспециализированных специалистов в большинстве профессиональных областей прошло – сегодня человеку нужно стремиться к универсальности.
Поэтому убеждать себя в том, что на учёбу (речь о любом обучении – в школе, университете, профессиональном и личностном росте) можно «забить», главное быть понаглее и поувереннее в себе, очень самонадеянно. Но и проводить всё время за учебниками, в ущерб общению и конкретным действиям, не правильно. Книги – это хорошо, но практический опыт приобретается за стенами уютных библиотек.