Зачастую человек овладевает каким-либо навыком, но при этом не может объяснить, как именно он этому научился. Нередко он даже не может описать, что именно он делает и почему эти действия нужно совершать именно таким образом. В качестве примера можно привести «врождённую грамотность» – человек не помнит никаких правил, но при этом пишет без ошибок; или бег, езду на велосипеде: вы вряд ли сможете быстро сообразить и вербально выразить, как ведёт себя ваше тело, но при этом вы хорошо умеете бегать и кататься. Подобные феномены и называются имплицитным (т.е. скрытым) научением.
Что называют скрытым научением?
Итак, имплицитное (также скрытое или неявное) научение – это научение, которое не осознаётся, сложно вербализируется и происходит вне зависимости от того, стремится ли субъект получить то или иное знание. Индивид не понимает, что собой представляет предмет познания, в принципе не желает ничего заучивать, но при этом бессознательно усваивает определённые взаимосвязи.
Если говорить проще, этот феномен может быть описан фразой «Я не знаю, как и почему у меня это получается, но я умею это делать». Наверняка вы тоже сможете найти у себя навыки, механизм которых вы вряд ли сможете описать словами.
Например, музыканты после амнезии могут продолжать играть на инструментах: они не помнят ни одного урока в музыкальной школе и не понимают, как у них это получается, но тем не менее они способны на такое.
Ещё одним примером может служить усвоение грамматических правил маленькими детьми: вряд ли двухлетний ребёнок сможет объяснить вам правила склонения и назвать все падежи, но при этом он умеет строить грамматически верные конструкции с правильными окончаниями. Как он этому научился? Имплицитно!
Но давайте отойдём от бытовых примеров и рассмотрим основные эксперименты, проведённые с целью изучить обсуждаемый феномен.
Научные исследования в области имплицитного научения
В 1967 году Артур Ребер – американский когнитивный психолог – провёл эксперимент по научению искусственным грамматикам. Он был уверен, что механизмы имплицитного научения помогут усвоить абстрактные правила и, следовательно, участники исследования освоят предложенную им грамматику.
В первой части опыта испытуемым предъявляли наборы букв, которые были составлены по неким правилам, а во второй – новые строчки с грамматическими конструкциями. Задачей участников эксперимента было определить, какие из новых строчек соответствуют правилам искусственной грамматики, а какие нет.
Результаты показали, что участники в большинстве случаев правильно классифицировали новые строчки, причём нельзя было сказать об обычной случайности: испытуемые действительно частично усвоили новую грамматику. Но, конечно же, они не могли объяснить, как именно они определяли правильность предложенных строчек.
Ещё один эксперимент был проведён в 1987 году. На экране монитора поочерёдно зажигались сектора, подчиняясь неочевидной закономерности. Испытуемым нужно было реагировать на возникающие стимулы, нажимая на соответствующие клавиши. С течением времени участники эксперимента имплицитно усваивали запрограммированную закономерность, что выразилось в увеличении скорости реакции и повышении количества правильных ответов.
В 2012 году психологи Грег Нейл и Филипп Хигхем предложили испытуемым обучающий список, в котором были слова двух категорий. Затем им дали другой набор слов и предложили их классифицировать. Выяснилось, что участники эксперимента успешно справлялись с заданием, но при этом не могли объяснить, какому правилу они следуют.
В результате экспериментов выяснилась ещё одна значимая деталь: вмешательство сознания ухудшает имплицитное научение. Испытуемые, которым Ребер предложил сознательно выделять правила и закономерности в искусственной грамматике, справлялись с заданием хуже, чем те, кто не пытался этого делать.
Тут также уместно будет привести более жизненный и понятный всем пример – канатоходца. Если он начнёт задумываться о том, как ему сделать следующий шаг, он упадёт. Чтобы пройти по канату, ему нужно довериться автоматизму своего тела.
Однако не все учёные согласны в двухсистемной теорией Ребера. Некоторые до сих пор считают, что имплицитного научения нет, а все эксперименты проведены недостаточно чётко. Но всё же большинство учёных согласны с тем, что скрытое научение существует, и теория Ребера доминирует в научном мире.
Ещё стоит отметить, что на сегодняшний день известно, что сознание человека во время имплицитного научения не «пустое». Оно активно во время неявного научения, а также нередко у человека возникает ощущение, что он научился чему-то, пусть и не может этого объяснить.
Заключение
А теперь давайте подведём итоги и сделаем несколько выводов. Первый напрашивается сам собой: необходимо постоянно практиковаться, чтобы научиться чему-то. Пусть вы не будете понимать, как именно вы освоили то или иное умение, но вы приобретёте новый навык.
Второй состоит в том, что не стоит придавать вербализации исключительной важности. Вы хотите уметь играть на гитаре или уметь рассказывать о том, как играть на гитаре? Иногда не стоит пытаться объяснить себе, как именно у вас получается что-либо, достаточно просто уметь это делать.
Желаем успехов!