Термин «гиперцепция» появился в 1962 году после выхода в свет книги Маршалла Маклюэна «Галактика Гутенберга». Как можно догадаться, понятие «гиперцепция» является производным от слова «перцепция», обозначающего процесс восприятия в самом широком смысле. Необходимость в новом определении процесса восприятия появилась с приходом в нашу жизнь телевидения, глобально изменившего процесс познания, и других электронных средств передачи информации.
Телевидение и прочие средства аудиовизуальной передачи информации соединили воедино слово, звук, картинку, движение и, соответственно, сделали процесс восприятия более полным, чем когда на органы восприятия человека в единицу времени воздействовал лишь один или два фактора.
Таким образом, термин «перцепция» в его первоначальном значении стал недостаточным для определения всех граней процесса восприятия. И, тем не менее, чтобы разобраться с гиперцепцией и её ролью в нашей жизни, нужно для начала понять, что же такое перцепция.
Перцепция как процесс
Перцепция является когнитивным процессом, включающим в себя определение окружающих предметов или явлений, обработку полученных данных, формирование конкретного образа в сознании. Как и любой когнитивный процесс, он имеет внутреннюю и внешнюю составляющую.
Под внешней составляющей подразумеваются предметы и явления окружающего мира со всеми их характеристиками, под внутренней – уже имеющиеся знания, внутренние установки и жизненный опыт индивида. Разницей внутренних составляющих – опыта, имеющихся знаний и установок – во многом объясняется тот факт, что разные люди одно и то же явление воспринимают и оценивают по-разному.
Самое интересное состоит в том, что формирование внутренних составляющих – установок, знаний, опыта – тоже происходит под воздействием внешних факторов. Вот здесь мы подходим к теме взаимосвязи восприятия и способа воздействия на сознание человека. В целом, формирование способа мышления во многом зависит от способов передачи информации.
Способы передачи информации:
- Устные и знаковые (до возникновения письменности).
- Посредством письменности и книгопечатания.
- Электротехнические и электронные (телефон, радио, телевидение, Интернет).
В процессе развития способов воздействия можно выделить несколько ключевых этапов. Начнем с самого начала, с первоистоков.
Перцепция в период до возникновения письменности
В первобытном обществе, когда не было письменности и возможности обмена информацией ограничивались знаковой системой и звуковыми сигналами, перцепция сводилась к простому анализу возникающих ситуаций и их оценки как опасных, полезных или нейтральных.
Так, по совокупности видимого и слышимого человек относил явление к опасному (ураган, вероятность нападения хищника) или полезному (ягоды и грибы, пригодные в пищу, возможность поймать и употребить в пищу мелкого зверя самостоятельно или крупного в кооперации с соплеменниками). Часть информации носила нейтральный характер, а часть уже тогда воспринималась как приятная (например, красивые цветы или рассвет).
Первобытный человек воспринимал всё на уровне ощущений, не имея возможности и словарного запаса назвать рассвет рассветом, хищника хищником и так далее. Однако с появлением письменности появилась возможность передавать, а, следовательно, и воспринимать информацию опосредованно, без необходимости присутствовать при каком-либо явлении лично и/или общаясь с людьми, которые лично что-то видели либо слышали.
Восприятие в эпоху книгопечатания
Возможность опосредованной передачи информации вышла на новый уровень с появлением книгопечатания, когда формализованная в буквенном виде информация могла быть растиражирована и стать доступной достаточно большому количеству людей. В Европе первым ручной типографский станок применил Иоганн Гутенберг.
Случилось это в середине 1440-х годов и, по мнению Маршалла Маклюэна, в тот момент начались глобальные перемены в процессе восприятия у людей. Фактически это была уже новая Галактика в процессе познания, которую автор книги так и назвал по имени изобретателя печатного станка: «Галактика Гутенберга».
При всей масштабности перемен книгопечатание никак не разрушило и, наоборот, укрепило линейное мышление и линейный тип восприятия информации, господствовавший в обществе: событие – реакция – вывод, прошлое – настоящее – будущее, и так далее.
А вот по-настоящему революционные перемены в процессе передачи и восприятия информации пришли в нашу жизнь с появлением электротехнических средств связи (радио, телефон, телевизор и так далее). С ними скорость передачи знаний стала равна скорости электрического сигнала, то есть практически стала моментальной. Что, конечно же, не могло не повлиять на процесс восприятия.
Восприятие информации в эпоху инновационных средств связи
Телевидение, а затем Интернет вывели человечество на новый уровень восприятия. Однако с тем же успехом можно сказать, что аудиовизуальные средства отчасти возвращают нас на тот первобытный уровень перцепции, который был до возникновения письменности.
Мы, конечно, не видели лично, как ураган где-нибудь в Калифорнии срывает крыши домов, но мы это видели благодаря выпуску новостей по телевизору. Мы не присутствовали в момент, когда хищник разорвал на части выслеженное и пойманное травоядное животное, но мы увидели выложенную в Интернет запись со скрытой камеры, установленной в каком-нибудь Национальном парке в Азии или Африке.
Чем такой просмотр отличается от того, как если бы мы всё это и многое другое видели лично? Только большим уровнем безопасности без риска пострадать от урагана или хищного животного. Однако когнитивный процесс проходит абсолютно те же стадии: определение окружающих предметов или явлений, осмысление полученных данных, формирование конкретного образа в сознании.
Возможно, стоит учесть, что запас знаний у современного человека больше, и он, в принципе, знает, что в джунглях опасно, а непогода грозит разрушительными последствиями. Но именно поэтому человек способен моментально воспринимать и оценивать соединенные воедино слово, звук, картинку, движение и верно оценивать их, делая правильные выводы, даже не присутствуя лично при каком-либо событии.
Понять когнитивные процессы нам поможет введенное Маклюэном в оборот словосочетание «Глобальная деревня». В эпоху глобализации мы узнаём всё так же быстро, как если бы что-то случилось на соседней улице в вашей деревне. Однако в эпоху глобализации, в отличие от жизни в деревне, люди более свободны сами решать, хотят ли они узнать о каком-то событии, произошедшем сегодня на соседней улице, или их более интересует событие, произошедшее на их улице вчера или неделю назад.
Гиперцепция и гипертекст
Итак, мир восприятия захватили аудиовизуальные средства, позволяющие самим выбирать тип информации и последовательность её изучения. Тут самое время вспомнить про Тэда Нильсона, придумавшего в 1962 году слово «гипертекст» для определения совокупности текстового, изобразительного, видео- и аудиоматериала, которую нельзя представить в каком-то одном формате: письменном, печатном, телевизионном и так далее.
Термин десятилетиями позже прижился в компьютерных технологиях, как нельзя лучше иллюстрирующих все перемены, произошедшие в процессе передачи и восприятия информации. С аббревиатуры HTTP от HyperText Transfer Protocol начинается адрес любого сайта в сети Интернет. Мы можем выбрать, смотреть ли нам по телевизору мировые новости или новости в стране. Мы можем выбрать ту информацию в Интернете (считайте, гипертекст), которую хотим получить в первую очередь.
Это всё, так или иначе, заметно пошатнуло незыблемость позиций линейного мышления и линейного восприятия информации. Массовое восприятие стало более глобальным, а линейность как таковая перестала быть определяющей в формировании образов и восприятии событий. И не удивительно, что термины «гипертекст» и «гиперцепция» так созвучны.
Естественно, линейность как таковая не может исчезнуть полностью, так как это бы лишило человечество даже элементарной возможности кратко пересказать суть события в узких временных рамках (что, где, когда), не говоря уже о возможности написать фундаментальный научный труд, где планомерность изложения и переход от явления к закономерности просто необходим.
Возможно, поэтому мысли Маклюэна относительно того, что линейное мышление сдаёт свои позиции, не разделяли в академическом сообществе: мы не найдём посвященных непосредственно гиперцепции трудов биологов, врачей и физиологов. И одну из следующих своих книг «Война и мир в глобальной деревне» Маклюэн писал в соавторстве с графическим дизайнером Квентином Фиоре.
Сам Маршалл Маклюэн был литературным критиком, и для иллюстрации своих умозаключений часто использовал образы из художественной литературы, в том числе Шекспира. Насколько всё это полезно в отрыве от академических исследований физиологии мозга? Давайте посмотрим!
Гиперцепция в контексте сегодняшнего дня
Итак, мы уже поняли причины, по которым термин «перцепция» в его первоначальном значении стал недостаточным для определения всех граней процесса восприятия. И теперь восприятие, способное быть свободным от линейности, принято обозначать термином «гиперцепция». В массовых масштабах оно сформировалось под воздействием развития электротехнических, а затем и электронных средств связи и передачи информации (от радио и телефона до телевидения и Интернета).
Последствия гиперцепции:
- Возрастание роли нелинейного мышления и падение определяющей роли традиционного линейного восприятия.
- Свобода выбора информации, её содержания и последовательности получения.
- Способность воспринимать одновременно несколько аспектов информации (аудио, видео, текстовой) и самостоятельно их синхронизировать.
Как следствие, всё чаще приходится слышать обвинения в адрес людей, преимущественно молодых, в их «клиповом» мышлении или же в том, что они видят мир «слайдами». В общем-то, претензии старшего поколения к более молодому совсем не новость, и опасения, что эта «клиповость» помешает получить базовые академические знания, отчасти объяснимы.
С другой стороны, «отвязка» от некогда господствовавшей линейности даёт возможность жить здесь и сейчас, не тратить впустую время на ожидание, когда наступит следующее событие из традиционной цепочки событий, которую мы привыкли ожидать. Если совсем в общем, гиперцепция – это свобода не только восприятия, но и действий. Думается, самое время этим воспользоваться!