В своей книге «Бегство от свободы» выдающийся мыслитель прошлого века Эрих Фромм пишет: «Новая свобода неизбежно вызывает ощущение неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы иметь возможность действовать, человек должен как-то избавиться от этого». Иными словами, вопреки всеобщему мнению, свобода большинству людей в тягость, и они стремятся избавиться от неё. Почему и как это происходит?
«Они не могут без конца влачить бремя “свободы от”; если они не в состоянии перейти от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются избавиться от свободы вообще. Главные пути, по которым происходит бегство от свободы, — это подчинение вождю, как в фашистских странах, и вынужденная конформизация, преобладающая в нашей демократии», – пишет Фромм.
И далее: «Хорошая приспособленность часто достигается лишь за счёт отказа от своей личности; человек при этом старается более или менее уподобиться требуемому — так он считает — образу, и может потерять всю свою индивидуальность и непосредственность».
Чтобы узнать, от чего (или к чему) бежите именно вы, приходите на нашу онлайн-программу «Самопознание». На программе с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.
Теперь давайте более подробно рассмотрим механизмы, которые выявил и описал в своей книге Эрих Фромм.
Авторитаризм
«Став частью силы, которую человек считает неколебимой, вечной и прекрасной, он становится причастным к ее мощи и славе. Индивид целиком отрекается от себя, отказывается от силы и гордости своего “я”, от собственной свободы, но при этом обретает новую уверенность и новую гордость в своей причастности к той силе, к которой теперь может себя причислить. И кроме того, приобретается защита от мучительного сомнения».
Чаще всего этот механизм принимает форму мазохизма и садизма.
Подчиняясь другому человеку, государству или идее, человек лишается свободы, а значит, и проблем ею вызванных. Человек при этом растворяется в чём-то внешнем, в чём-то более могущественном. Обычно это рационализируется как чувство долга, преданность и т.п.
Конечно, это не отрицает существование настоящего патриотизма, настоящей преданности, настоящей любви и т.д., но следует научиться отличать их от замаскированных мазохистских тенденций.
Садист же, управляя другим человеком, ощущает себя могущественным и сильным. Он перестаёт испытывать чувство ничтожности и неполноценности. Если жертва садиста исчезнет, он начнёт страдать. Поэтому садист зависит от мазохиста так же, как и мазохист от садиста.
Садизм тоже рационализируется, причём гораздо чаще и гораздо искуснее, т.к. он менее допустим. Например, человек с садистской тенденцией может оправдывать себя словами: «Я говорю тебе, что делать, потому, что я знаю, как тебе будет лучше, и хочу помочь!»
Чаще всего человек проявляет обе тенденции сразу: по отношению к кому-то или чему-то он мазохист, а по отношению к кому-то или чему-то другому – садист.
Разрушительность
Садистско-мазохистские отношения, как уже было сказано, – симбиоз. И тот, и другой человек находятся во взаимной зависимости. Этот симбиоз может быть связан с разрушительностью, но нельзя ставить между авторитаризмом и разрушительностью знак равенства.
Разрушая окружающий мир, человек избавляется от чувства бессилия.
«Разрушить мир — это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня. Целью садизма является поглощение объекта, целью разрушительности — его устранение».
Автоматизирующий конформизм
К этому механизму прибегает большинство населения.
«Коротко говоря, индивид перестаёт быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным “я” и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием».
Почему конформизм именно «автоматизирующий»? Фромм имеет в виду слово «автомат», то есть робота, человека, похожего на миллионы других, делающего то же, что и все остальные, без какой-либо индивидуальности.
Индивидуализация общества приводит к тому, что человек начинает чувствовать себя одиноким, покинутым, изолированным, жалким и бессильным. Но отказавшись от своей индивидуальности, от права самостоятельно выбирать жизненный путь, человек сбрасывает с себя бремя свободы и избавляется от гнетущего чувства собственной слабости и сомнений.
Означает ли всё вышесказанное, что свобода может быть только негативной? Фромм утверждает, что нет. Ключ к позитивной свободе он видит в спонтанности.
«Спонтанная активность — это свободная деятельность личности; в её определение входит буквальное значение латинского слова sponte — сам собой, по собственному побуждению. Под деятельностью мы понимаем не “делание чего-нибудь”; речь идёт о творческой активности, которая может проявляться в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также и в его воле».
Проще говоря, вам нужно признать себя настоящего и найти в себе силы быть им. Будьте непосредственны и стремитесь с полной реализации своей личности.
Желаем вам успехов!