Блог о саморазвитии

Эффект Флинна и его реверс: куда мы движемся?!

Эффект Флинна и его реверс: куда мы движемся?!

Ругать молодежь – любимое старшим поколением занятие, не выходящие из моды вот уже сколько тысячелетий. И старших-то они не слушают, и умных книжек-то они не читают, и музыка у них какая-то примитивная. Да и вообще, мозгов больше ни на что не хватает, кроме как тыкать пальцем в смартфон.

А известно ли вам, что каждое последующее поколение умнее предыдущего? Разумеется, не все его представители, а в среднем? Вы всегда будете соображать выше среднего, если пройдете наши программы «Когнитивистика» и «Мозг и нейронауки». А наша сегодняшняя тема – эффект Флинна.

Что такое эффект Флинна: немного истории

Прежде чем разбираться с «эффектом Флинна», давайте вспомним, что такое IQ (intelligence quotient). Тесты IQ используются для оценки уровня интеллектуального развития человека. Задания тестов изначально составлены так, чтобы получить нормальное распределение результатов с медианным значением IQ μ = 100 и стандартным отклонением σ = 15 [R. Phelps, 2009].

Кроме того, тесты время от времени обновляются и проходят стандартизацию на новых тест-группах, где медианное значение аналогичным образом приравнено к 100.

Так вот, замечено, что каждое последующее поколение проходит тестирование на IQ все лучше и лучше. Эту закономерность первым обнаружил новозеландский психолог американского происхождения Джеймс Роберт Флинн (1934-2020).

Итог своих многолетних наблюдений он подвел в работе The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978 («Средний IQ американцев: огромный прирост с 1932 по 1978 год»), а открытая им закономерность впоследствии получила название «эффект Флинна» [J. Flynn, 1984].

Данное исследование наглядно демонстрирует, что каждая выборка стандартизации по шкале интеллекта Стэнфорда-Бине, WISC, WAIS, WISC-R, WAIS-R и WPPSI с 1932 по 1978 год обнаруживала нормы более высокого стандарта, чем предшествующие выборки.

Уточним, что шкала интеллекта Стэнфорда-Бине и прочие вышеперечисленные показатели, так или иначе, «завязаны» на исследование IQ, поэтому и были задействованы в данном исследовании.

Очевидная интерпретация этой закономерности говорит о том, что репрезентативные выборки американцев справлялись с тестами IQ все с большим успехом в течение 46 лет, а общий рост среднего IQ составил 13,8 балла.

Последствия сделанного вывода уточняются, потому что сочетание прироста IQ наблюдается одновременно со снижением результатов теста на школьные способности. Но это только кажется почти необъяснимым. Как считают исследователи, дело тут в устаревших нормативах и заданиях.

Выражаясь научным языком, устаревшие нормы «выступали в качестве непризнанной смешанной переменной в сотнях исследований, и прирост IQ такой величины создает серьезную проблему причинного объяснения» [J. Flynn, 1984].

Сделанные Флинном выводы предопределили научную дискуссию на долгие годы вперед, в том числе в контексте практической значимости сделанного Флинном открытия. Ярким примером тому может служить статья Bell curve: Intelligence and class structure in American life («Кривая нормального распределения: интеллект и классовая структура в американской жизни») [R. Herrnstein, C. Murray, 1994].

К слову, именно благодаря данной работе в научном обороте и закрепилось определение «эффект Флинна», которым мы пользуемся по сей день для описания открытой им закономерности. Помимо указания на дискуссионность некоторых ранее предложенных объяснений «эффекта Флинна», в статье был поднят ряд важных вопросов.

Так, была сделана попытка критически осмыслить взаимосвязь между высокими показателями IQ и положительными жизненными результатами. В частности, подробно рассматриваются три основных вопроса:

  1. Насколько значительна корреляция между показателями IQ и социально-экономическим успехом?
  2. Превосходит ли предсказательная сила показателей IQ другие переменные, такие как социально-экономический статус родителей или школьные оценки?
  3. Есть ли какие-либо возрастные или исторические изменения в отношениях между показателями IQ и социально-экономическим успехом?

Останавливаться на конкретных выводах, сделанных в статье, не будем, потому что сами исследователи признали, что хорошо контролируемые эксперименты в исследованиях интеллекта невозможны, и поэтому выводы основаны на простых корреляциях или результатах плохо контролируемых естественных экспериментов.

Соответственно, не все выводы полностью подтверждаются доказательствами и в целом принимаются научным сообществом. Возможно, для разрешения разногласий первоочередной задачей является совершенствование методологии и навыков исследования [R. Herrnstein, C. Murray, 1994].

Эта оговорка, сделанная почти три десятка лет тому назад, актуальна и сегодня, потому что в лабораторных условиях невозможно в полной мере смоделировать реальные жизненные ситуации, где интеллект и психология человека проявляются так, как они есть. Если бы существовала непосредственная линейная зависимость между увиденным в лаборатории и реальной жизнью, мир никогда бы не столкнулся с таким явлением, как обратный эффект Флинна.

Обратный эффект Флинна

Итак, мы с вами разобрались, что предполагает эффект Флинна: если сказать кратко простыми словами, он предполагает, что, по сути, каждое последующее поколение умнее предшествующего и демонстрирует более высокие показатели IQ.

Тогда что же такое обратный, он же реверсивный эффект Флинна? Как понятно из названия, это строго обратная ситуация, когда следующее поколение оказывается глупее предшествующего и демонстрирует более низкий IQ. Как такое возможно?

Для этого нам нужно снова вернуться к работам Джеймса Роберта Флинна. В частности, нас интересует его исследование Massive IQ gains in 14 nations: What IQ tests really measure. («Огромный прирост IQ в 14 странах: что на самом деле измеряют тесты IQ») [J. Flynn, 1987].

Данные из 14 стран показывают прирост IQ в диапазоне от 5 до 25 баллов в пределах одного поколения. Наибольший рост наблюдается в так называемых «культурно-упрощенных» версиях теста, а также в тестах на подвижный интеллект.

Так, данные из Норвегии показывают, что нация может добиться значительных успехов в культурно-упрощенном тесте, при этом теряя показатели в других вариациях тестов.

Данные из Нидерландов и вовсе «зашкаливают». В числе прочего, Флинн обнаружил увеличение IQ голландских призывников на 20 пунктов в период с 1952 по 1982 год.

Выше мы начали говорить о том, что гипотеза, которая лучше всего соответствует результатам, заключается в том, что тесты IQ не столько измеряют интеллект, сколько коррелируют «со слабой причинно-следственной связью с интеллектом».

Такая гипотеза способна объяснить сложные тенденции в различных тестах на умственные способности, такие как сочетание прироста IQ и снижение результатов в тестах на школьные способности в Соединенных Штатах.

Запомним это слово: «призывники», потому что оно нам еще пригодится. Новые поколения ученых решили перепроверить полученные Флинном результаты, и для лучшей репрезентативности задействовали мужское население – как призывного возраста, так и собственно призывников, т.е. тех, кто отправляется на службу.

Речь, в частности, о работе A long-term rise and recent decline in intelligence test performance: The Flynn Effect in reverse, «поднявшей на щит» тему «обратного эффекта Флинна» [T. Teasdale, D. Owen, 2005].

Ученые опираются на проанализированные данные 1980-х годов, которые показали, что на протяжении предшествующих десятилетий прошлого века результаты тестов на интеллект существенно повышались, в развитых странах обычно в пределах 3-5 баллов IQ за десятилетие.

Явление, которое сейчас называют эффектом Флинна, по-разному связывают с биологическими, социальными и образовательными факторами. И, хотя есть некоторые данные, свидетельствующие о замедлении этого эффекта в 1990-х годах, до сих пор было представлено лишь небольшое количество доказательств, свидетельствующих об остановке или изменении тенденции.

Ученые решили в какой-то степени продублировать исследование, проведенное Флинном в Нидерландах, но уже на примере Дании и Норвегии. Так, исследование коэффициента IQ молодых людей призывного возраста из Норвегии показало, что примерно с середины 1990-х годов увеличение показателей прекратилось и затем сменилось некоторым снижением. Кроме того, они исследовали данные более полумиллиона тестов IQ молодых датских мужчин, прошедших тестирование в период с 1959 по 2004 год.

Тесты показали, что пик «интеллектуальной производительности» пришелся на конец 1990-х годов и с тех пор постепенно снижался, в результате чего достиг уровня 1991 года [T. Teasdale, D. Owen, 2005]. Результаты тестов на IQ датских мужчин призывного возраста распределились по годам следующим образом:

  • 1959-1979 –увеличение на 3 пункта каждые 10 лет.
  • 1979-1989 – увеличение на 2 пункта за 10 лет.
  • 1989-1998 – увеличение на 1,5 пункта за 10 лет.
  • 1998-2004 – снижение на 1,5 пункта за 6 лет.

Как считают исследователи, фактором, способствовавшим такому падению, может быть уменьшение количества поступающих на 3-летние школьные программы продвинутого уровня для молодых людей 16-18 лет.

Ученые продолжили исследования, и буквально спустя 3 года вышла их новая работа Secular declines in cognitive test scores: A reversal of the Flynn Effect («Многолетнее снижение результатов когнитивных тестов: обращение эффекта Флинна вспять») [T. Teasdale, D. Owen, 2008].

Ученые подтвердили свой предыдущий вывод о том, что в наступившем третьем тысячелетии можно говорить об обратном эффекте Флинна. В частности, потому, что практически нет свидетельств о какой-либо продолжительности ранее наблюдавшегося эффекта Флинна конкретно в 21 столетии.

Кроме того, ученые детализировали свои более ранние исследования и утончили, что снижение результатов тестов IQ в Дании между 1998 и 2004 годами наблюдалось как среди мужчин, получающих высшее академическое образование, так и среди тех, кто ограничился получением среднего образования.

Это очень важное уточнение, потому что изменение IQ призывников может быть связано с изменением правил призыва, когда в армию попадают молодые люди из традиционно более благополучных и хорошо образованных социальных слоев, чем раньше. И в таком контексте выборка среди призывников не может быть репрезентативной для всего населения страны, а ее результаты не могут распространяться на все государство.

В качестве примера можно привести призыв в армию на общих основаниях студентов дневных отделений вузов, который практиковался в СССР с 1982 по 1989 год. В Советском Союзе тесты IQ не проводились, однако то, что средний интеллектуальный уровень призывников с началом призыва студентов вырос, не подлежит сомнению. Просто потому, что отбор в вузы всегда был более строгий, чем отбор в техникумы и ПТУ, и для поступления в вуз нужно было приложить больше интеллектуальных усилий.

Первые студенты встали «под ружье» осенью 1982 года, и далее призыв студентов шел «по нарастающей». В 1987-1988 годах отправились служить почти 85% парней, учившихся на дневных отделениях вузов. Исключение составили лишь те, кто мог не служить по состоянию здоровья и прочим основаниям, предусмотренным законом.

К осени 1989 года всех студентов стационара уволили в запас, однако военкомы и кадровые военные, служившие в те годы «в войсках», до сих пор вспоминают те времена с ностальгией. Призыв студентов привел к существенному улучшению качества призывного контингента, которому не страшно было доверить самую сложную и современную по тем временам технику.

Кроме того, заметно уменьшилось число случаев неуставных взаимоотношений, которые к началу 80-х годов стали большой проблемой в армии по причине того, что ранее начали призывать в армию лиц, имевших проблемы с законом.

Когда в конце 1988 года речь зашла о том, что студентов скоро перестанут призывать, многие родители стали «поторапливать» своих сыновей с тем, чтобы они отправлялись служить прямо сейчас, пока среди «дедов»-старослужащих много студентов, которые в меньшей степени склонны издеваться над новобранцами, нежели представители прочих социальных слоев, особенно имеющие судимость.

Больше о том, как менялись условия призыва в нашем государстве, вы можете узнать из материала «96 лет назад в СССР узаконили обязательную военную службу, а еще раньше придумали военкоматы» [С. Пивоваров, 2021]. А мы продолжим нашу тему.

Сохранился ли эффект от эффекта Флинна?

Так что же все-таки происходит с нами на самом деле? Мы умнеем или мы глупеем от поколения к поколению? Какой тренд сильнее в долгосрочной перспективе: эффект Флинна или обратный эффект Флина? Сравнительно недавно психологи вновь задались этим вопросом и поделились своими соображениями в обзоре «Верен ли эффект Флинна, или Как уровень интеллекта (IQ) меняется от поколения к поколению?» [Psyfactor, 2021].

Новые исследования, проведенные в 2018 году, позволили сделать вывод, что эффект Флинна и его реверс предопределены окружающей средой [B. Bratsberg, O. Rogeberg, 2018]. В частности, как считают ученые, обратный эффект Флина можно объяснить снижением качества образования, влиянием новых медиа и большим количеством нездоровой пищи, появившейся в рационе людей. Как известно, питание влияет на все процессы в организме, в том числе на функции мозга.

Дело в том, что каких-то однозначных закономерностей между уровнем IQ и семейным благополучием и воспитанием в данном исследовании установить не удалось, поэтому всю полноту «ответственности» за снижение IQ ученые «возлагают» на внешние факторы.

Ранее негативный тренд заметил и сам Джеймс Роберт Флинн. В исследовании 2009 года он отмечал, что уровень IQ 14-летних тинейджеров в Великобритании снизился за последние 28 лет на 2 пункта [J. Flynn, 2009]. И, кстати, тоже связал это, прежде всего, с внешними факторами и влиянием компьютерных игр, а также с тем, что в нынешней молодежной субкультуре чтение не занимает такое заметное место, как у представителей прошлых поколений.

Так что же происходит с эффектом Флинна сегодня? Ученые постоянно ищут ответ на этот вопрос. В данном плане интересна работа The Flynn Effect: A Meta-analysis («Эффект Флинна: ​​метаанализ») [L. Trahan,et al., 2014]. Эффект Флинна подразумевает, что человек, скорее всего, получит более высокий балл IQ в более ранней версии теста, чем в текущей версии.

На самом деле, тест будет завышать показатель IQ человека в среднем примерно на 0,3 балла в год между годом, в котором тест был нормирован, и годом, в котором тест проводился. Таким образом, эффект Флинна – это в определенной степени проблема измерения.

Условно говоря, та «шкала», которой вымеряется IQ, на сегодняшний день изрядно устарела. И даже периодическое обновление и стандартизация на новых тест-группах не спасают ситуацию. Дело в том, что в современном мире человеку нужен несколько иной интеллект или иные грани интеллекта, нежели 20, 30 и уж тем более 50 лет тому назад.

Это так уже потому, что сегодня человек сталкивается с принципиально другими задачами, чем в прошлом столетии. Так, в 20 веке в нашем распоряжении не было компьютера, Интернета, смартфона, мобильной связи, мессенджеров и такого мощного информационного шума, как сейчас.

Поэтому на повестке дня сейчас клиповое мышление, прикладной интеллект, умение быстро переключаться между разными задачами и разными информационными потоками. Это все «модифицирует» наш интеллект под новые вызовы, поэтому прежние принципы тестирования не могут отразить весь наш интеллектуальный потенциал.

Несоответствие способа измерения IQ сегодняшним «интеллектуальным реалиям» может вызвать отклонения в результатах и в плюс, и в минус. Многие задачи, казавшиеся сложными пару поколений тому назад, не составят труда для старшего поколения и окажутся ненужными для нынешнего.

Поэтому современный тинейджер не сможет ответить на некоторые вопросы не потому, что он недоразвитый, а потому, что в его реальной жизни попросту нет места тем задачам, с которыми он столкнется во время теста IQ. В свою очередь, взрослый человек легко справится с теми задачами, которые, возможно, вызывали затруднения у его предков.

Есть и еще один маленький нюанс, почему-то традиционно упускаемый из виду всеми исследователями. Люди, которые часто проходят тесты, со временем попросту запоминают многие вопросы и ответы на них. Поэтому, когда им повторно попадается точно такой либо похожий тест, они справляются с ним легче и с лучшим результатом, чем в первый раз.

В эпоху всеобщей доступности Интернета и цифровых версий практически любых модных тестов вполне вероятно, что достаточно большое количество людей попробовало пройти самые разнообразные варианты тестирования прежде, чем «попало в руки ученых».

Тем более что люди, с энтузиазмом проходящие все подряд тесты в Интернете, и люди, легко соглашающиеся принять участие в эксперименте, связанном с тестированием, это обычно одни и те же люди. Поэтому такое «поумнение» на несколько пунктов может объясняться хорошим знакомством с материалом теста IQ.

В то же самое время люди, не слишком озабоченные темой тестирования, могут показать в среднем более низкие результаты, чем их ровесники поколение тому назад. Сегодня нет необходимости запоминать огромный массив рутинной информации: формулы, даты, события. Все это можно быстро посмотреть в Сети, если вам вдруг понадобится вспомнить годы жизни какого-нибудь писателя или закон Бойля-Мариотта.

Наличие калькулятора в любом самом примитивном гаджете делает не слишком обязательными навыки быстрого устного счета. Требования везде и всюду, начиная от вузов и заканчивая различными организациями, подавать документы в электронном или распечатанном виде постепенно атрофируют навыки письма.

Ну и само наличие электронной почты с набором текста на клавиатуре убрало из нашей жизни целый пласт традиционного времяпрепровождения, когда мы писали обычное рукописное письмо «на деревню дедушке» или, наоборот, родителям из деревни, куда они отправили нас на целое лето к бабушке с дедушкой.

Список можно продолжать до бесконечности, а все новые поколения ученых будут подтверждать все те же выводы. В 20 веке, когда тест IQ только появился и был полностью адекватен окружающим реалиям, эффект Флинна был весьма ярко выражен, а в 21 веке, когда методика измерения интеллекта уже не успевает за происходящими изменениями, может наблюдаться обратный эффект Флинна.

Разобравшись со всем вышеперечисленным, осталось ответить на один важный вопрос: а что нам всем с того? И какая нам в принципе разница, что там с эффектом Флинна или его реверсом? А вот тут не все так просто!

Почему важен эффект Флинна?

Мы начали наш сегодняшний материал с того, что, прежде чем говорить про эффект Флинна, нужно сначала вспомнить, что такое IQ. И это неспроста. Если в нашей стране тесты IQ в их оригинальном виде – это, по большей части, чья-то частная инициатива, то в США его результаты могут иметь поистине судьбоносное значение.

Так, в США уровень IQ может стать основанием для признания ребенка умственно отсталым и нуждающимся в особых условиях обучения в школе. Если человека на основании теста на интеллект признают умственно неполноценным, это является основанием для назначения ему социального пособия по инвалидности [L. Trahan,et al., 2014].

Более того, в судебной практике зафиксированы случаи, когда низкий уровень IQ позволил подсудимому избежать смертной казни, потому что он был признан умственно отсталым и не способным в полной мере осознать последствия своих действий [Atkins v. Virginia, 2002].

В России ставки не столь высоки, потому что для вынесения неких судьбоносных решений используются комплексные методики оценки мышления и различных личностно-психологических характеристик. Для тестирования собственно интеллекта у нас наиболее распространены такие тесты, как тест Векслера, матрицы Равена и тест Айзенка-Горбова [Ю. Токарева, 2022].

Итак, мы с вами разобрались, что такое эффект Флинна и что такое обратный эффект Флинна. Думается, что, независимо от формальных выводов ученых, мы с вами и так будем вынуждены согласиться, что каждое последующее поколение умнее или, как минимум, прогрессивнее предшествующего. Просто потому, что иначе были бы невозможны научно-технический прогресс, изобретение колеса и двигателя внутреннего сгорания, электричества и электрической лампочки, самолета и ракеты, персонального компьютера и того же смартфона.

Впрочем, вы и сами это наверняка заметили, когда ваши дети разобрались с вашим смартфоном быстрее, чем вы, а ваши внуки быстрее вас сориентировались, как пользоваться электронными весами в зале самообслуживания универсама, куда вы все вместе пришли за покупками. Так что ругать молодежь – занятие, конечно, по-прежнему модное, только вряд ли сильно полезное и результативное. Ну, разве что чуть-чуть, чтобы молодые люди не зазнавались и всегда были в хорошем интеллектуальном тонусе.

Вы тоже сможете поднять свой интеллектуальный тонус, если пройдете наши программы «Когнитивистика» и «Мозг и нейронауки». Это займет буквально пару месяцев, а прямо сейчас мы просим вас ответить на вопрос по нашей сегодняшней теме:

Ключевые слова:,