Одной из наиболее важных задач педагогики вообще и образовательной системы в частности является развитие личности ученика и помощь ему в овладении рациональными приемами самостоятельной работы с информацией. В результате ученик должен научиться сам организовывать свою познавательную активность от А до Я. Достигается же это через овладение общеучебными навыками и умениями – ведущими компонентами учебной деятельности.
Зачастую причина неуспеваемости учащихся, по мнению психологов, как раз и кроется в низком уровне развития общеучебных умений школьников. Это может быть неумение бегло и осмысленно читать и писать, искать и находить материал, запоминать информацию и т.д. В этой статье мы расскажем о том, какими же навыками нужно владеть учащемуся по мере обучения в школе и в общих чертах рассмотрим основы их формирования.
Эта информация поможет вам понять, какую роль играют общеучебные навыки и умения в становлении всесторонней и образованной личности, а также научиться создавать условия, необходимые для успешного обучения, в том числе и для самообразования.
Общеучебные умения и навыки и их классификация
Учебная деятельность – это совокупность множества отдельных действий самой разной структуры. Есть простейшие действия, такие как написание цифр, чисел, букв и знаков, чтение текста и т.д. Эти действия в свою очередь составляют более сложные действия, причем в процессе обучения они должны совершаться безошибочно и быстро, т.е. автоматизировано.
Автоматизированное выполнение простейших действий – это и есть навык, а сами действия, которые выполняются посредством навыков, становятся операциями и составляют элементы более сложных действий. Чтобы выполнять сложные действия, ученику нужно научиться применять знания и навыки, т.е. овладевать умениями.
Общеучебные умения и навыки обуславливают подготовленность учащегося к совершению теоретических и практических действий по самостоятельному получению знаний, совершаемых на основе уже имеющихся знаний и полученного опыта. Сегодня можно найти несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Одна из самых популярных принадлежит педагогу-психологу Н. А. Лошкаревой.
Первая группа – учебно-организационные умения и навыки
К группе учебно-организационных умений и навыков относятся:
- организация места для занятий;
- следование правилам гигиены обучения;
- принятие учебных задач;
- выбор методов работы;
- консультирование;
- планирование.
Общеучебные умения и навыки этой группы важны как на этапе школьного образования, так и в будущей жизни. Формирование этих умений и навыков происходит путем постановки целей каждого занятия (для обучающих и для учащихся). А в процессе каждого занятия необходимо учить учеников планировать выполнение заданий, искать оптимальные методы работы, прививать навыки самоконтроля во время занятий.
Важно контролировать учебный процесс, предлагая учащимся образцы для отработки учебно-организационных навыков, стимулируя их к дальнейшему обучению, осмыслению и творческому применению полученных знаний на практике.
Вторая группа – учебно-интеллектуальные навыки
К группе учебно-интеллектуальных навыков можно отнести:
- абстрагирование;
- сравнение;
- моделирование;
- анализ;
- классификацию;
- обобщение;
- систематизацию;
- выявление причинно-следственных связей;
- проведение мысленных экспериментов.
Буквально для каждого предмета данные навыки имеют огромное назначение. Поэтому нельзя забывать о том, что сами по себе они не появятся. Формирование общеучебных умений и навыков этой группы должно происходить под тщательным контролем, а основываться оно должно на идеях, уже имеющихся у учащихся.
Нужно организовать учебный труд правильным образом. Это обеспечит не только осмысление и усвоение учениками всей преподносимой информации, но и полноценное понимание совокупного объема научных знаний.
Третья группа – учебно-информационные умения и навыки
В группу учебно-информационных умений и навыков входят следующие:
- работа с учебником;
- чтение текста;
- практические занятия;
- работа с дополнительными источниками;
- работа со справочными источниками;
- работа с видео- и аудиоматериалами, компьютером.
Помочь учащимся овладеть этими навыками и умениями можно с помощью преподавания техники чтения (включая индивидуальный подход к каждому ученику), методов работы с учебными пособиями (включая медиаматериалы).
Четвертая группа – учебно-коммуникативные умения и навыки
В группе учебно-коммуникативных навыков выделяется несколько их подгрупп:
- письменная речь: умение правильно оформлять письменные работы, умение писать диктанты, сочинения и изложения, умение конспектировать;
- устная речь: умение вести рассуждения, умение отвечать на вопросы, умение пересказывать;
- учебное слушание: умение слушать и слышать, умение выделять главное из услышанного, умение задавать вопросы.
Представленные общеучебные навыки учащихся формируются через подключение учеников к диалогу, развитие их умения высказывать мысли, совершенствование техники письма, развитие навыка активного слушания, а также ведения записей по мере чтения учебного материала или его объяснения учителем.
Одновременно с этим, вне зависимости от группы общеучебных умений и навыков, технология, по которой они формируются всегда будет оставаться единой.
Технология формирования общеучебных умений и навыков
Технология, по которой формируются общеучебные умения и навыки, состоит из нескольких этапов:
- выявление учеников со слабо развитыми общеучебными умениями и навыками;
- обеспечение учеников заданиями на формирование слабо развитых навыков;
- выполнение учениками заданий (чтение задания и его понимание, выбор алгоритма выполнения, проверка выполнения);
- поэтапное обучение учеников выделению главных мыслей (чтение и осмысление, составление плана, составление схемы текста, составление конспекта);
- поэтапное обучение учеников краткому изложению объемных текстов (чтение и осмысление, составление плана, составление резюме).
Таким образом, мы рассмотрели основную информацию на тему общеучебных умений и навыков. Но в дополнение к ней советуем посмотреть небольшое видео о том, как формируется навык из умения. Это поможет лучше вникнуть в особенности данного процесса. После этого мы поговорим о том, какие существуют общеучебные умения и навыки младших школьников, учеников средних и старших классов и коротко расскажем о мероприятиях, необходимых для их развития.
Общеучебные умения и навыки для трех ступеней обучения
Как уже было сказано, общеучебные умения и навыки применяются учащимися в самых разных типах учебной деятельности. И по мере перехода учеников от начальных классов к старшим, эти навыки будут меняться.
Начальное образование (1-3/4 классы)
Основными направлениями на первой ступени образования являются познавательная и речевая деятельность, а также работа с информацией.
Познавательная деятельность развивается через:
- наблюдение объектов окружающего мира (с определенной целью);
- фиксирование изменений с этими объектами (включает в себя наблюдения, опыты, работу с источниками информации);
- устное описание наблюдаемых объектов;
- соотнесение результатов наблюдения с его целью.
Также учащиеся должны сравнивать отдельные признаки разных объектов, анализировать свои сравнения, искать схожести и различия, объединять предметы по общим признакам. Сюда же можно отнести проведение элементарных измерений, работу с инструментами для решения практических задач.
Необходимо развивать в учениках способность к решению творческих задач, импровизировать, продумывать план работы, проявлять креативность, применять фантазию и воображение, проводить мысленные эксперименты.
Развитие речевой деятельности и умения работать с информацией происходит через:
- работу с текстами (научно-популярными, художественными, учебными – они должны соответствующими возрасту учащихся);
- осмысленное чтение вслух (с расстановкой пауз, интонаций, ударений и других смыслообразующих элементов);
- чтение про себя;
- определение тематики и основной мысли текстов (как устных, так и письменных);
- построение высказываний (на конкретную тему, по конкретному вопросу);
- простейшее обоснование высказываний.
Плюс к этому учащимся нужно учиться искать, преобразовывать, хранить и передавать информацию, работать с компьютером, словарями, каталогами библиотек, представлять материал в виде таблиц, упорядочивать его по параметрам (буквенным, числовым и т.д.)
Формирование общеучебных умений и навыков школьников младших классов будет происходить намного быстрее и эффективнее, если учащимся будут даваться точные инструкции, примеры, образцы и простые алгоритмы. Но при этом они должны учиться самостоятельно определять последовательность шагов, контролировать и оценивать свои действия, устанавливать причины трудностей, предвидеть их и устранять, находить и исправлять ошибки.
Достичь этого ученики могут, если всегда будут задавать себе специальные вопросы, такие как «Зачем это делать?», «Как это сделать, чтобы добиться результата?», «Достигнут ли результат?», «Правильно ли я все сделал?», «Почему не получилось это сделать» и т.д. Эти вопросы и ответы на них придают мышлению верное направление.
Основное общее образование (5-9 классы)
Получая основное общее образование, учащиеся совершенствуют уже полученные и осваивают новые общеучебные умения и навыки. Основной уклон здесь делается на познавательную и информационно-коммуникативную деятельность.
С целью познания окружающего мира учащиеся учатся наблюдать, проводить измерения, эксперименты и опыты, моделировать, определять структуру объектов познания, искать и выделять взаимосвязи между разными частями одного целого, разбивать процессы на этапы, выявлять причинно-следственные связи.
Ученики должны учиться находить оптимальные способы решения учебных задач, использовать для этого новые и комбинировать уже знакомые алгоритмы, применять их к решению нестандартных задач. Помимо этого, необходимо обучать их:
- сопоставлению;
- сравнению;
- ранжированию;
- классификации.
Особую важность представляет умение различать факты, мнения, гипотезы, доказательства и аксиомы, исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения и проверять их на практике, выполнять лабораторные и практические работы, проводить элементарные эксперименты и описывать их результаты.
Что касается информационно-коммуникативной деятельности, то общеучебные умения и навыки, связанные с ними, включают в себя:
- правильное восприятие устной речи;
- передача прослушанного в развернутой или сжатой форме;
- осмысленное беглое чтение текстов разных направлений, стилей и жанров;
- поисковое, просмотровое и ознакомительное чтение;
- информационно-смысловой анализ текстов;
- монологическая и диалогическая речь;
- понимание точки зрения собеседника;
- признание права на противоположные мнения.
Не менее важно обучать учащихся высказываться письменно, адекватно передавать в письменной форме полученную информацию (полно, выборочно или кратко). Составлять конспекты и их планы, формулировать тезисы, приводить примеры, аргументировать свои слова, делать выводы, перефразировать мысли.
Сюда же можно отнести умение выбирать и применять подходящие языковые средства и знаковые системы (схемы, таблицы, тексты и т.д.), принимать во внимание коммуникативные задачи и ситуации, решать коммуникативные и познавательные задачи, работая с разными источниками информации (книги, учебники, словари, Интернет и т.д.)
Овладевая общеучебными умениями и навыками представленной группы, учащимся необходимо работать и над своей рефлексивной деятельностью. Сюда относятся:
- самостоятельная организация учебного процесса (целеполагание, планирование, выбор средств работы и т.д.);
- самостоятельный контроль и оценка своей работы;
- предвидение возможных последствий своих действий;
- определение и устранение трудностей, а также их причин;
- оценка собственных учебных достижений;
- самооценка (оценка черт своей личности, поведения, эмоционального и физического состояния);
- определение сферы собственных интересов;
- определение своих возможностей.
И, конечно же, необходимо стимулировать учащихся к соблюдению социальных норм, правил поведения в обществе, ведению здорового образа жизни, совместной работе с другими учащимися, учету поведенческих ролей, стремлению к внесению вклада в общее дело и его оценке.
Получая основное общее образование, учащиеся не просто овладевают общеучебными умениями и навыками, а осваивают и впитывают в себя нравственные, правовые и эстетические ценности, усваивают свои учебные, социальные и гражданские права и обязанности.
Среднее (полное) общее образование (10-11 классы)
Как и в предыдущем случае, учась в старших классах, учащиеся закрепляют и совершенствуют уже имеющиеся и осваивают новые общеучебные умения и навыки, овладевают новыми способами деятельности. Собственно, и уклон также делается на познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность.
Познавательная деятельность должна организовываться учащимися самостоятельно, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой полученного результата. Должны применяться элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследоваться более сложные (чем на предыдущей ступени обучения) реальные связи и их зависимости.
Есть и другие не менее важные умения:
- определение свойств и характеристик изучаемых объектов;
- выбор оценочных, сравнительных и классификационных характеристик;
- выдвижение и проверка гипотез;
- проведение исследований;
- прогнозирование;
- поиск информации и работа с источниками;
- творческое решение задач и проблем.
Ученики должны учиться грамотно формулировать полученные результаты, выполнять больше самостоятельных работ, моделировать процессы, объекты и явления, придумывать свои оригинальные замыслы и осуществлять их. Очень важно учить их импровизации и использованию различных художественных средств.
Информационно-коммуникативная деятельность включает в себя работу с материалами с элементами различных знаковых систем (аудиовизуальные материалы, диаграммы, графики, таблицы, тексты и т.д.), выделение главного и второстепенного, критический анализ информации, формулирование выводов в разных формах (полной, сжатой, выборочной и т.д.)
Кроме того, учащихся на этом этапе обучают переводить информацию из одних знаковых систем в другие, выбирать знаковые системы, учитывая особенности коммуникативных и познавательных ситуаций, давать развернутые обоснования суждения и определения, приводить доказательства, самостоятельно подбирать оригинальные примеры.
Есть и целый ряд умений, связанных с работой с текстами:
- поисковое, просмотровое и ознакомительное чтение;
- свободная обработка художественных, публицистических и официально-деловых материалов;
- редактирование текстов.
Еще одно важное умение – это умение адекватно воспринимать язык СМИ, а также пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации и передачи информации, составления баз данных, представления результатов учебного труда.
Среди более специфических общеучебных умений и навыков на этой ступени обучения можно назвать:
- основы публичных выступлений (полемика, дискуссия, монолог, высказывания и т.д.);
- соблюдение правил и этических норм ведения диалога;
- объективная оценка своих учебных достижений и личностных характеристик;
- учет мнения окружающих при определении собственной точки зрения;
- соотнесение своих усилий и полученных результатов;
- участие в групповой и командной работе;
- учет индивидуальности других людей при совместной работе;
- адекватное восприятие других (в том числе и противоположных) идей и мнений;
- оценка личного вклада в достижение общей цели.
За счет формирования этих общеучебных умений и навыков учащиеся старших классов овладевают способностью оценивать и корректировать свое поведение при общении с другими людьми, выполнении практических задач. Они учатся стремиться к экологичности общения, начинают более глубоко осознавать свою принадлежность (социальную, национальную и т.д.).
Формируется индивидуальное отношение к явлениям и событиям жизни, мировоззрение и взгляды, начинает проявляться социальная и гражданская позиция, личностное развитие, обучение и самообразование начинают восприниматься как фундаментальные средства развития личности.
Не менее важно и то, что благодаря получению полного среднего образования и закреплению полученных умений и навыков выпускники школ подготавливаются к вступлению во взрослую жизнь и осознанному выбору вариантов дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Подведем итог
Мы с вами рассмотрели все общеучебные умения и навыки, которыми овладевают учащиеся младших, средних и старших классов по мере обучения в школе, а также указали на основные пути их формирования и развития. Именно на них всегда должны быть выстроена система передачи знаний в процессе образования.
Интересно и то, что представленная информация может быть полезна не только тем, чья деятельность связана с обучением, но и людям, планирующим или уже активно занимающимся самообразованием. Зная об умениях и навыках, которые мы сегодня рассмотрели, можно разработать очень эффективную стратегию самостоятельного обучения или же доработать уже имеющуюся.
Для повышения эффективности обучения необходимо также осваивать специальные методики, применяющиеся как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях. О них мы сегодня, естественно, речь вести не будем, однако напоследок предлагаем посмотреть интересный видеосюжет на тему понимания информации, что в процессе обучения играет одну из первостепенных ролей.
Желаем вам успехов в работе и обучении!