Детский пубертат и адаптация родителей
Пубертатный период – это время больших перемен для ребенка и его родителей. Физические и эмоциональные изменения, новые интересы и приоритеты часто вызывают тревогу и непонимание у всех: и у подростков, и у их близких взрослых. В этой статье мы выясним, когда наступает кризисный возраст, как определить, что он уже наступил, что происходит с ребенком в это время и как пережить пубертат взрослым, чтобы сохранить отношения с детьми доверительными, а период переходного возраста сделать немного легче для всех.
Для подростков переходный возраст непростое время, когда буквально происходит смена жизненных этапов. Задача родителей и взрослых в это время – самим не скатиться в психозы и деструктивное поведение, которое только усложнит ситуацию. Важно держать себя в руках особенно крепко. Помогут в этом приемы нашей онлайн-программы «Психическая саморегуляция».
А когда будет казаться, что вы зашли в тупик, полезно понять, какова природа главенствующих в такие моменты эмоций и как с ними справляться. Это все вы узнаете на онлайн-программе «Сам себе психолог», которая будет полезна всем, особенно в трудные времена, когда давление происходит с разных сторон и психика действительно может не выдерживать.
Теперь поговорим о пубертате, адаптации к нему и рекомендациям родителям.
Что такое пубертат?
Пубертат (от лат. pubertas – «возмужалость, половая зрелость») – это, простыми словами, переходный возраст, когда мальчики и девочки становятся половозрелыми [MedlinePlus, 2024]. У ребенка начинается половое созревание, под влиянием гормонов изменяется его поведение. Это эмоционально нестабильные и психологически сложные годы как для ребенка, так и для его близких, по мнению психологов.
Перемены охватывают сразу психологическую, гормональную и физическую части подростка. Происходит изменение внешнего вида, ребенок начинает выглядеть старше и приобретает ярко выраженные вторичные половые особенности. Он стремится к независимости, проявляет характер, из-за чего возникают конфликты с родителями и окружением. Юноши и девушки интересуются друг другом, нередко на этом этапе случается первая любовь.
Что чувствует подросток, когда подходит переходный возраст? Отлично подходит интерпретация метафоры «Алисы из страны Чудес» Льюиса Кэрролла, где главная героиня, охваченная жаждой приключений, без колебаний прыгает в нору за белым кроликом, не задумываясь о том, как она будет возвращаться обратно, и попадает в мир, в котором интересно, но ничего непонятно.
С ребенком происходят вещи, которые ему сложно объяснить. Это и приливы слез, и хождение по кругу, и обилие советов, иногда даже противоречивых, и ощущение, будто находишься на «безумном чаепитии» – все эти ситуации, описанные в книге, во многом отражают то, через что проходит подросток. Становится непонятно, загадочно и очень волнительно. Адаптация детей к пубертату для родителей – тоже загадочный процесс, который потребует немало терпения, понимания и творческого подхода.
Знаменатели начала переходного возраста
У девочек половое созревание начинается примерно на пару лет раньше, чем у мальчиков, в среднем, по данным разных источников, в 8-13 лет против 9-14 – это общая закономерность. Запускает этот сложный процесс гипоталамус, он контролирует эндокринную систему и производит гонадотропин-релизинг гормон, стимулирующий гипофиз; запускается цепочка производства других гормонов, в том числе половых.
Если половое созревание в ожидаемое время не началось, это повод обратиться к эндокринологу для диагностики концентрации половых гормонов, исследования организма и опционального генетического тестирования [Справочник MSD, 2022].
Поздний пубертат может быть следствием разных причин, с которыми необходимо работать, чтобы избежать других последствий: задержки роста, проблем с костями, мышцами и репродуктивной системой. В некоторых случаях задержка полового созревания может также привести к психологическим проблемам – низкой самооценке и депрессии.
Как понять, что наступил пубертат?
Изменение в поведении ребенка не всегда связано с наступлением переходного возраста. А как понять, что к подростку подступил именно пубертат?
Переходный возраст всегда связан с изменением гормонального фона, который влечет ряд изменений в поведении и проявлениях ребенка [Sexual Health Tayside, 2024]. Часто это целый комплекс «симптомов»:
- Раздражительность и эмоциональная нестабильность. Подростки могут испытывать частые перепады настроения, быть более раздражительными, плаксивыми, могут испытывать гнев, непреодолимое счастье или замешательство.
- Увеличение интереса к противоположному полу. Подростки зачастую начинают флиртовать, стремиться к романтическим отношениям, у них развивается сексуальное поведение, которое родители могут отследить по тематическим словам, фразам, провокационному поведению.
- Увеличение социальной активности. Подростки могут начать проводить больше времени с друзьями, участвовать в различных мероприятиях и вступать в группы.
- Участившиеся споры. Подростки могут бросать вызов авторитету взрослых или установленным ранее правилам.
- Увеличение интереса к внешнему виду. Подростки могут начать больше заботиться о своей внешности, изменять стиль, прическу, девочки обращаются к макияжу.
- Желание большей независимости и свободы.
- Подросток может хотеть проводить больше времени в одиночестве и жаждать уединения, если он дома.
- Сверстники становятся для подростков важнее, чем родные и близкие.
- Экспериментирование и рискованное поведение. Может проявляться в желании сделать татуировку или пирсинг, сбрить бровь, покрасить волосы в яркий цвет и т.д.
Если за подростком замечены эти признаки, пора вспомнить, как проходила адаптация родителей к детскому саду и школе и снова готовиться к очередному возможному кризису.
Что влияет на годы наступления пубертата?
Современные дети взрослеют очень рано, и этому способствуют много причин:
- Генетика. Если у родителей половое созревание началось рано, то, скорее всего, и у ребенка оно начнется раньше, чем у других детей. И наоборот. Интересно, что такая закономерность чаще наблюдается у отцов и сыновей [NCBI, 2015], [Open Maricopa, 2020].
- Задержка внутриутробного развития. Тоже нередкая причина задержки наступления переходного возраста [PubMed, 2002].
- Питание. Оно влияет на гормональный фон. Так, половое созревание у современных детей начинается в более раннем возрасте по сравнению с прошлыми десятилетиями, и одна из причин этого – чрезмерное употребление обработанных продуктов с высоким содержанием жиров. Некоторые исследования показывают, что ожирение может ускорить наступление половой зрелости у девочек и задержать наступление половой зрелости у мальчиков [NCBI, 2014].
- Психологическая атмосфера в семье. Подростки, которые растут в поддерживающей и любящей среде, где есть открытое общение и доверие, легче справляются с изменениями, связанными с переходным возрастом, который может наступить чуть раньше. С другой стороны, подростки, которые часто сталкиваются с конфликтами, насилием или отсутствием поддержки, испытывают перманентный стресс и отсутствие полноценной поддерживающей опоры, что может негативно сказаться на их переходном возрасте и начале его наступления [NCBI, 2021].
У здорового подростка, который живет в поддерживающей среде, пубертат наступит вовремя и будет протекать более благоприятно, чем у ребенка, пребывающего в постоянном стрессе. Повторимся, что отсутствие признаков начала переходного возраста у мальчиков в 9-14, а у девочек в 8-13 лет – повод обратиться к доктору за консультацией и возможным обследованием.
Этапы переходного возраста
Половое созревание изучалось и оценивалось с тех пор, как исследователи осознали его важность. Пятиэтапное стадирование по Таннеру, разработанное между 1940-ми и 1960-ми годами, представляет собой широко используемую систему классификации в здравоохранении для документирования и мониторинга полового созревания у пациентов [NCBI, 2022].
Стадии Таннера по понятным причинам различаются у мужчин и женщин в зависимости от изменений, через которые они проходят, и включают в себя только физические признаки. Поэтому чаще можно встретить разделение пубертата и переходного возраста на три этапа, в которых также описывают тенденции психологических и социальных изменений. К ним мы и обратимся.
Ранний переходный возраст: до 15 лет
Первая стадия полового созревания называется препубертатной. На этой стадии организм ребенка начинает трансформироваться, но внешне это еще незаметно. Мозг только подает телу сигнал о подготовке к изменениям. Гипоталамическая железа начинает производить гонадотропин-высвобождающий гормон, который в свою очередь стимулирует гипофиз на производство фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов. Вторичные половые признаки еще отсутствуют, и половые органы сохраняют свой детский вид.
На второй-третий год с наступлением пубертата в организме подростка начинают вырабатываться половые гормоны, влекущие первые внешние признаки полового созревания. У мальчиков увеличиваются половые органы и появляются первые волосы в интимных зонах. У девочек же активная деятельность половых гормонов сопровождается развитием грудной железистой ткани, что может вызывать дискомфорт, неприятные ощущения. Также у них появляется первая растительность в интимной области и увеличивается объем бедер. В этот период дети обоих полов могут столкнуться с проблемами акне, изменением голоса и приростом веса, который нужно контролировать.
Из-за этих быстрых изменений в теле может возникнуть нарушение координации, скорости мышления и появление сильных эмоций: гнева, раздражения и агрессии. Вместе с этим происходит перестановка приоритетов. Родители, которые раньше были авторитетом, могут потерять свою значимость, и часто сталкиваются с гневом и холодностью со стороны подростка. Это нормально, поскольку подростку необходимо начать отделяться, и для него самый эффективный и понятный способ – это агрессия. В 13 лет также происходит скачок в росте, когда увеличение роста может достигать 8 см в год.
Средний переходный возраст: 15-17 лет
В этот период происходит основная фаза физического созревания подростка. И если к концу периода кажется, что он уже сформировался как взрослый человек, это заблуждение. Психологически подростки в этот период еще в самом цвету. У них происходит социальная трансформация – они находят свою группу людей, меняют интересы и мнение, устанавливают коммуникации в новом статусе, расставляют приоритеты и определяют авторитетов для себя. Нередко в процессе сталкиваются с конфликтами, и это тоже неотъемлемый аспект взросления.
Поздний переходный возраст: старше 18 лет
Любые изменения на этой стадии по системе Таннера происходят медленно и незаметно, поскольку многие считают ее концом полового созревания. Хотя мальчики могут продолжать развиваться во время и после этого этапа. Они вряд ли станут выше или у них будет более глубокий голос. У некоторых девочек могут продолжать наблюдаться некоторые изменения, но тоже не особо видимые.
В заключительной фазе подросткового периода подросток определяет свои приоритеты и ценности, устанавливает направление своей будущей взрослой жизни. В это время он достигает эмоциональной стабильности и независимости.
Современные подростки часто испытывают «отложенное взросление», когда физиологическое созревание завершено, но социальная готовность к взрослой жизни задерживается. В результате, подростковый возраст может продолжаться до 24 лет.
Подростки обоих полов проходят одни и те же этапы переходного возраста, но могут сталкиваться с различными стереотипами и ожиданиями. Юношам говорят о силе и мужественности, а девушкам – о женственности и материнстве. Однако, если отбросить эти клише, мы увидим, что всем подросткам, которые сталкиваются с физическими изменениями, стрессом, сепарацией и поиском себя, и так непросто, чтобы выдерживать дополнительное давление, так что его лучше опустить.
Когнитивные изменения в пубертате
В пубертате происходит изменение структуры головного мозга, что влечет поведенческие трансформации [Л. Стейнберг, 2017]. В раннем подростковом возрасте конкретное мышление чаще становится более абстрактным и сложным, улучшаются внимание, память; дети быстрее обрабатывают информацию, улучшается мышление.
Также изменения в дофаминергической системе мозга стимулируют мотивацию поиска ощущений, возникает потребность нахождения источников вознаграждения. Затем преобразуются центры когнитивного мозгового контроля мозга в префронтальной коре, и, как следствие, улучшается саморегуляция подростков, которая способствует их ориентации на планирование и понимание будущего.
Разные области мозга активно развиваются в разное время, что эксперт по развитию подростков Лоуренс Стейнберг сравнивает с включением мощного двигателя до того, как начинает отзываться тормозная система. Подростки, не вполне осознавая «новых себя», нередко становятся подвержены большему рискованному поведению, они могут искать острые ощущения, это причина знакомства с экстремальными видами спорта, алкоголем, курением, иногда с запрещенными веществами, и т.д. [Л. Стейнберг, 2017]. В результате подростки более склонны к рискованному поведению, чем дети или взрослые.
Отношения с родителями
В пубертате подростки больше обращают свое внимание на сверстников и отдают им приоритет в вопросах общения и доверия, однако потребность в семейных отношениях остается важной, даже если это не вполне очевидно. На этапе переходного возраста происходит переоценка любых отношений, к этому нужно быть готовыми всем членам семьи, даже тем, с кем у ребенка всегда был хороший контакт.
В пубертате важно не упускать подростка из вида, несмотря на его стремление к независимости и автономности – по-прежнему необходимо поддерживать контроль, но ненавязчивый, без давления и манипуляций. Ребенок в переходном возрасте реже находится дома, чаще он в присутствии сверстников – во многом из-за последнего факта необходимо ослабить хватку и пересмотреть проявления контроля и сбора информации, чтобы не выставить сына или дочь в позиции поднадзорного – это может навредить его репутации в его обществе [H. Stattin, M. Kerr, 2000].
Психологический контроль с манипулированием и вторжением в эмоциональный мир подростка через обесценивание чувств и давление на него, чтобы навязывать образ мыслей и вынашивание «правильные ответы и взгляды», – эти приемы часто используют родители, столкнувшиеся с пубертатом, но в результате получают только ухудшение адаптации к изменениям и для себя, и для ребенка.
Отношения со сверстниками
По мере взросления дети, как правило, начинают проводить больше времени со своими сверстниками. Детские представления о дружбе часто сосредоточены на совместной деятельности, тогда как восприятие подростков трансформируется в интимный обмен мыслями и чувствами – они доверяют друг другу свои переживания, секреты, делятся сокровенным, о чем не скажут родителям или другим близким взрослым.
Группы сверстников-подростков эволюционируют от однополых к смешанным, если в детстве друзья кооперируются преимущественно только с мальчиками или девочками, то в пубертате в компанию входят и те, и другие. Подростки в группе, как правило, похожи друг на друга в поведении и взглядах, в проявлениях и действиях – это явление называется гомофилией, когда похожие друг на друга подростки предпочитают проводить время вместе, при этом влияют друг на друга, перенимают поведение и т.д. [T. J. Dishion, J. M. Tipsord, 2011].
Влияние сверстников может быть положительным и отрицательным – все зависит от окружающей среды и членов групп. При неблагоприятном воздействии однокашников подростки могут начать принимать рискованные решения, вести себя более проблематично в «своей» компании, чем в одиночку или в присутствии, например, своей семьи. Именно в компаниях дети пробуют, а затем и употребляют алкоголь, наркотики, даже совершают преступления.
В то же время сверстники – важный источник социальной поддержки и общения в пубертатном периоде, и подростки с позитивными отношениями со своим окружением более счастливы, они лучше адаптированы к переходному возрасту и в целом к меняющейся жизни, чем те, кто конфликтует со сверстниками или вовсе не общается с ними.
Толпа – это тоже новый уровень взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте. В отличие от дружбы, которая представляет собой взаимные отношения, толпы характеризуются скорее общей репутацией, имиджем, чем реальным взаимодействием [B. Brown, L. Larson, 2009]. Такие группы отражают прототипические идентичности, например, спортсмены, модники – в каждом сообществе есть «правила» поведения, подбора стиля, часто они меняются с тенденциями, на эту тему можно вспомнить «эмо», «готов», «стиляг».
Романтические отношения
Подростковый возраст – это период, на который обычно приходятся первые романтические отношения. Это связано с расширением однополых групп до смешанных, более характерных для пубертатного периода, где и происходят влюбленности и завязывание пар [J. Connolly, W. Furman, R. Konarski, 2000].
Хотя романтические отношения в подростковом возрасте часто бывают кратковременными и не развиваются в долгосрочное партнерство, не стоит преуменьшать их важность для ребенка. Подростки уделяют много внимания и тратят немало времени на объекты-пассии, а дружба, семейные отношения и школа в это время отходят на второй план [W. Furman, L. Shaffer, 2003].
Романтические отношения способствуют формированию идентичности подростков, изменениям в отношениях в семье и со сверстниками.
Рекомендации
Поскольку подростки взрослеют под действием гормонов, родителям жизненно важно оставаться вовлеченными и присутствовать в жизни своего ребенка и поддерживать его в эти трудные годы. Вот несколько способов, как можно помочь подростку [New Port Academy, 2022]:
- Поощряйте подростка пробовать что-то новое и решать новые задачи. Захватывающий опыт и социальное участие помогают подросткам сосредоточиться на себе и обрести уверенность, а не зацикливаться на всех изменениях, происходящих в их теле и разуме.
- Держите связь открытой. Дайте знать подростку, если ему неудобно говорить с вами о процессах, происходящих с его телом и эмоциями, он может поделиться этим с другим взрослым, которому он доверяет, например, со школьным психологом или родственником.
- Создайте стабильность и безопасную обстановку дома. Насколько это возможно, обеспечьте ребенку условия для достаточного сна и физической активности, правильное питание и ограничение времени перед голубым экраном. Эти общие рекомендации по здоровью могут помочь предотвратить гормональный дисбаланс.
- Даже несмотря на то, что подросток становится все более независимым, продолжайте поддерживать дисциплину и границы, где это необходимо. Хотя девушки и юноши в пубертате могут сопротивляться правилам и ответственности, на самом деле они чувствуют себя в большей безопасности и защищенности, когда родители четко определяют правила, ожидания и последствия их поведения.
- Помогите подростку освоить позитивные механизмы преодоления стресса, например, ведение дневника, йогу, творческое самовыражение или проведение времени на природе.
- Не стоит нагружать подростка слишком многими проблемами взрослой жизни и не пытайтесь манипулировать им. Вместо этого стоит выработать стратегии для разрешения возникающих конфликтов и предоставлять подростку инструменты для их успешного разрешения. Постарайтесь быть с ним на одной стороне, предлагая различные варианты, не угрожая и не обвиняя его.
- Подросткам требуются свобода и чувство того, что они могут влиять на свою жизнь. Позвольте им решать и иметь дело с последствиями своих решений. Установите ясные и справедливые правила, чтобы подросток понимал, что допустимо, а что недопустимо.
- Не стоит запрещать ради запрета. Важно предоставлять достоверную информацию, объяснять последствия, договариваться и искать компромисс, а не запрещать и наказывать.
Главное, чтобы у подростка всегда было ощущение, что благодаря родителям у него есть достаточно сил, чтобы идти дальше своим путем. Он должен быть уверен, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Если родители предпочитают использовать методы подавления и усмирения, нагружать ребенка работой или учебой, отбирать телефон или компьютер, запрещать гулять с друзьями, это может привести к потере собственной мотивации и замене своих желаний на чужие. Хотя такие дети могут быть более удобными в быту и труде, в будущем им может быть сложно понимать себя, свои потребности и хотеть чего-то для себя.
Как родителям поддержать себя во время пубертата ребенка?
Родителям часто нелегче, чем подростку, вступившему в пубертатный период, и очень важно позаботиться о себе в том числе. Половое созревание – это начало превращения вашего сына или дочери во взрослого человека. Потратьте некоторое время, чтобы признать, что ваш ребенок, ваша роль родителя и отношения в семье претерпевают трансформацию.
Возможно, вам также придется признать, что у вас не будет полного контроля над выбором направления жизни вашего ребенка, когда он станет взрослым молодым человеком.
Также поможет уверенность в том, что вы сделали все возможное как родитель, и доверие к своему ребенку. Но если он заводит новые дружеские отношения, которые приводят к беспокоящим вас действиям, например к насилию, употреблению психоактивных веществ и т.д., обратитесь за советом к семейному консультанту или в специализированную службу, например, в ЦПМСС. Подобные организации помощи детям, подросткам и их родителям есть практически в каждой развитой стране.
Несколько советов о том, как позаботиться о себе [Better Health, 2024]:
- Подготовьте семейный план на неделю, чтобы вы знали, что будете делать – известность обозримого будущего дает ощущение уверенности и снижает градус напряжения. Включите в расписание несколько веселых семейных ритуалов, например, субботнюю прогулку или поездку на велосипеде. Не забудьте выделить время для себя.
- Развивайте свои отношения с партнером (мужем, женой). Помните, что он сталкивается со многими из тех же переживаний, что и вы. Регулярные свидания в вашем семейном расписании могут быть очень полезны для углубления вашей связи и способности поддерживать друг друга как родителей и как романтических партнеров.
- Используйте доступную поддержку, например, бабушек и дедушек, других членов семьи и друзей. Какой ребенок, включая вашего подростка, не любит, когда его балуют любящие близкие? Вы также можете разделить обязанности по совместному использованию автомобилей или общению с друзьями.
- Попросите детей помочь по дому. Ваш ребенок приобретет новые навыки, получит ответственность, и это облегчит вам нагрузку как родителям. Сосредоточение внимания на положительном подкреплении за хорошо выполненные задачи, а не на наказании за невыполненные дела, является более эффективным методом воспитания детей, где это возможно.
- Уделите немного времени себе, чтобы уменьшить стресс, и позаботьтесь о своих потребностях.
Сохраняйте позитивный настрой и смотрите на вещи в перспективе. Подростковый возраст не длится вечно, это временный этап в жизни вашего ребенка, и он обязательно закончится.
О чем поговорить с подростками?
В пубертат, а лучше, еще до его наступления, разговаривайте с ребенком:
- Раскрывайте темы, связанные с половым созреванием, включая менструацию у девочек и эрекцию и поллюции у мальчиков. Также важно говорить о гигиене тела и о том, как строить здоровые отношения, включая личные границы, согласие, дружбу и любовь.
- Обсуждайте с подростком различные ситуации из жизни, чтобы узнать его мнение и понять, что он считает важным в жизни. Не навязывайте свои взгляды, а обсуждайте их вместе. Помните, что у ребенка может быть другое мнение, которое будет отличаться от вашего, и это нормально.
- Помогите ребенку научиться анализировать свои чувства и состояния, а также находить способы справляться с ними приемлемыми способами.
- Отвечайте на вопросы подростка внимательно и предоставляйте ему необходимую информацию о том, что с ним происходит. Не должно быть запретных тем. Подросток должен знать, что он может задать вопрос родителю и получить на него ответ, а не наказание.
Даже если подросток избегает контакта и трудно общаться с ним, не прекращайте диалог и старайтесь укреплять доверительные отношения. Подросткам, какими бы колючими и неприступными они ни казались, очень важно чувствовать близость и любовь со стороны родителей.
Если вы заметили «красные флаги» в виде резкого изменения поведения, пищевых привычек, отстранения от друзей, отказа от школы в пользу социальной группы, появления мыслей о самоубийстве или пристрастии к запрещенным веществам, сначала попытайтесь выяснить, в чем проблема. Если не удастся, обратитесь за профессиональной помощью – консультации родителям при адаптации ребенка к пубертатному периоду можно получить у школьного психолога или у профильных специалистов государственных органов или частных экспертов.
В критических ситуациях понять, почему вас обуял стресс, и справиться с ним помогут приемы онлайн-программы «Сам себе психолог». А урегулировать свое состояние в любой ситуации, справиться с раздражением, тревогой, апатией вам могут помочь приемы онлайн-программы «Психическая саморегуляция», которая будет полезна всем, особенно в трудные времена, когда давление происходит с разных сторон и психика действительно может не выдерживать.
Держите себя в руках и помогите ребенку пройти через пубертат как можно бережнее. Желаем вам удачи на этом непростом, но интересном пути!
В завершение просим вас поучаствовать в небольшом опросе: