Что такое искусство? Мы попытались разобраться с этим в нашем курсе «История искусства», и можем сказать, что этот вопрос так же вечен, как и само искусство, и существует с тех самых пор, когда человек начал отделять искусство от прочей своей деятельности.
Это принципиальный момент. Вряд ли первобытный человек, украшавший резьбой и орнаментом орудия труда, оперировал какими-то абстрактными понятиями наподобие искусства. И вряд ли кто-то сможет в точности воссоздать ход его первобытных мыслей. Однако мысль о том, что же такое искусство, не отпускает людей на протяжении многих тысячелетий.
Исторический экскурс
Даже с учетом того, что язык и письменность сложились намного позже, в первобытном обществе попросту не было возможности содержать за счет других отдельную когорту соплеменников, которая занималась бы исключительно украшательством. Тем не менее в полном лишений и опасностей первобытном мире человек уже испытывал потребность выйти за рамки простого обеспечения насущных потребностей и как-то украсить свою жизнь.
Все изменилось, главным образом, в период Античности. Появился запрос на возведение дворцовых и культовых архитектурных сооружений, визуализацию образов мифических существ и божеств. Появилась потребность в организации массового досуга населения, что стало предвестником развития различных форматов зрелищных мероприятий.
Соответственно, появились и люди, занятые узкоспециальной деятельностью по проектированию сооружений, изготовлению статуй, росписи стен культовых учреждений. В Древнем Риме представители знати создавали собственные оркестры, в которых на музыкальных инструментах играли рабы.
Далеко не всегда принадлежность к творческой профессии считалась престижной и элитарной. Достаточно долго актерская деятельность и участие в театральных постановках были уделом рабов и крепостных. Да и бродячие артисты европейского Средневековья, которых часто называют вагантами, были из числа не слишком обеспеченных слоев населения.
Собственно, многие и начинали заниматься певческой и сценической деятельностью потому, что оказались «не у дел» в рамках социума и изначально отведенной им роли в социальной структуре общества. Так, среди вагантов часто встречались клирики – представители духовенства, почему-либо проживавшие вне прихода, и рыцари, в силу разных причин не имевшие земельного надела и поместья.
В принципе, и сам термин «искусство» достаточно долго не предполагал никакого налета элитарности, а просто служил для обозначения какого-либо типа деятельности. Так, в период Античности к искусствам причислялась любая деятельность. Например, любое ремесло, будь то ткачество, шитье, кулинария, гончарное или кузнечное дело, считалось прикладным искусством.
В свою очередь, занятия, не требующие физических усилий, именовались свободными искусствами. В системе обучения появилось такое понятие, как «7 свободных искусств», которые должен был освоить любой получавший образование человек. Это были грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В современном понимании из этого перечня к искусству можно отнести только музыку и, с некоторой натяжкой, риторику как искусство публичных выступлений, декламации стихов, прочих текстов.
В более поздние исторические периоды неоднократно предпринимались попытки конкретизировать понятие искусства. В этом плане весьма интересна статья бельгийского художника-модерниста Анри Ван де Велде «Одушевление материала как принцип красоты», написанная им в 1910 году и вошедшая в многотомник Récit de ma vie («История моей жизни») [H. Velde, 1992].
Основным признаком отнесения к искусству в его понимании является работа над материалом, которая ведет к преображению свойств данного материала и обретению качеств, которых ранее этот материал не имел. Видение достаточно интересное, однако не отвечающее на вопрос «Что такое искусство?» по существу.
Далеко не каждое видоизменение материала можно считать искусством. Именно поэтому достаточно долго продержалось определение искусства как чего-то такого, что способно вызвать эмоциональный отклик у других людей. Впрочем, и это определение нельзя считать исчерпывающим, потому что далеко не каждое действо, вызывающее эмоции, можно отнести к искусству в привычном для нас сегодня понимании.
Культурологи 20 столетия пытались разложить эти интуитивно воспринимаемые критерии на понятные составляющие определения искусства. Одна из таких попыток предпринята в книге «Человеческая деятельность: опыт системного анализа» [М. Каган, 1974]. Так, автор предлагает рассматривать искусство и художественное творчество как синкретизм четырех составляющих человеческой деятельности:
- Познавательной.
- Эстетической.
- Синергетической.
- Коммуникативной.
Кроме того, многие искусствоведы считают необходимым дополнить это определение несколькими важными признаками, по которым возможно отнести произведение искусства к таковому [А. Свешников, 2001]. К примеру, автор книги «Композиционное мышление в изобразительном искусстве» выделяет следующие критерии:
- Искусная работа над формой и материалом.
- Наличие композиционной структуры.
- Образный смысл.
- Эстетическая составляющая.
Тут речь идет об изобразительном искусстве, однако и для других видов творчества многое тоже верно. Например, образность, композиция, эстетическая составляющая.
Как видим, любые попытки подогнать определение искусства под какие-то рамки весьма сложны и небесспорны. Поэтому часто предлагается достаточно узкое, зато не вызывающее особых возражений по существу определение искусства как художественной деятельности, а определение произведения искусства как ее результата.
В общем-то, в современном мире можно найти немало определений термина «искусство». Мы предлагаем остановиться на понимании искусства как образного переосмысления действительности и передачи смыслов художественными средствами, такими как живопись, архитектура, скульптура, музыка и т.д.
Более подробно мы рассматриваем эту тему в нашем курсе «История искусства». Кроме того, в рамках этого краткого курса мы рассматриваем историю и хронологию развития основных его видов.
Виды искусства
Итак, мы определились, что считать искусством в самом общем понимании. Но, разумеется, искусство не может существовать вне какой-либо формы и вида. Какие же виды искусства существуют? Или в каком виде может существовать искусство?
Основные виды искусства:
- Изобразительное искусство (живопись, рисунок, графика, фотография).
- Декоративно-прикладное искусство (гончарное, кузнечное, ювелирное дело, резьба по дереву, кости, камню; гравировка, литье, чеканка, ткачество, вышивка, плетение, роспись).
- Сценические искусства (театр, эстрада, опера, балет).
- Экранные искусства (кино, мультипликация, телевидение).
- Литературно-художественное искусство (проза, поэзия).
- Пространственное искусство (архитектура, скульптура).
- Музыкальное искусство (инструментальная музыка, пение).
Классификацию можно встретить самую разную, и принципы отнесения искусства к тому или другому виду могут у разных экспертов отличаться. Более того, и видов искусства при желании можно насчитать гораздо больше, ведь при желании под определение искусства попадает и бумажная аппликация, и настенное граффити, и макраме, и многое другое.
Наша цель – показать, что искусство не может существовать вне какой-либо формы и вида, и оно всегда должно принять какую-либо художественную форму, которую можно оценить при помощи органов чувств: зрения, слуха и прочих.
Весьма распространенным подходом является классификация искусства по историческим эпохам: искусство Античности, Средневековья, Ренессанса, Нового времени, современное искусство. Аналогично распространена классификация по неким эпохальным культурным трендам: искусство модернизма и постмодернизма, барокко и рококо, импрессионизма и постимпрессионизма, романтизма и классицизма.
Смысл такого подхода, думается, ясен. Искусство не может существовать вне времени или эпохи. И даже если искусство опережает свое время, является более прогрессивным и не всегда понятным современникам, оно все равно является характеристикой эпохи, предтечей будущих изменений.
Эксперты могут оценить, если можно так сказать, «процент заимствования» в том или ином стиле той или другой эпохи. И зачастую сам факт наличия таких заимствований и смешения стилей становится определяющей характеристикой искусства того или иного периода. Так, искусство постмодернизма – это, по сути, совмещение и смешение множества стилей, культур и направлений.
И, пожалуй, самым главным и самым непонятным остается следующий вопрос: зачем? Зачем человеку искусство? Что заставило нашего далекого предка, страдающего от голода и холода, в перерывах между охотой на мамонта сделать узор на рукоятке топора и украсить копье? В этом направлении дискуссий ведется ничуть не меньше, чем в направлении попыток дать определение искусству или как-то классифицировать его по видам. Что логично, ведь тема на самом деле очень интересная.
Цели искусства
Итак, зачем человеку искусство? Какие цели, осознаваемые и неосознаваемые, преследуют люди, занимающиеся искусством? Попытки найти и обозначить цели, которые преследуют люди, занимаясь искусством, прослеживаются со времен Античности. Древнегреческий философ Аристотель в своем труде «Поэтика» выделял так называемые «немотивированные цели искусства» [Аристотель, 1998]. Под этим определением Аристотель понимал природный инстинкт и стремление человека к гармонии, равновесию и ритму. Проще говоря, стремление к красоте, которое существует независимо от степени полезности красоты.
Далее, искусство позволяет подключить воображение и воспринимать этот мир без посредничества вербальных форм: видеть картину, слышать музыку, чувствовать вдохновение. На эту составляющую искусства указывал немецкий философ Иммануил Кант в своей работе «Критика способности суждения» [И. Кант, 1994]. Стремление к воображению свойственно любому человеку, что можно легко заметить, наблюдая за детьми. Они играют, фантазируют, наделяют предметы несуществующими свойствами, сами изображают животных, машины, самолеты…
Где-то рядом с воображением находится человеческое стремление к загадочности и таинственности. Тут опять можно вспомнить детей и их любовь к сказкам. И даже если взрослые не уделяют достаточного внимания чтению сказок детям, последние очень быстро начинают придумывать сказочные сюжеты самостоятельно. Интересно, что на такой составляющей целей искусства как стремление к загадочности, акцентировал внимание известный ученый Альберт Эйнштейн, автор теории относительности. В частности, он писал об этом в своей работе The World as I See It («Мир, каким я его вижу») [А. Эйнштейн, 2015].
Непосредственно связана с воображением и символическая функция искусства. С момента, когда человеческое воображение начало рисовать некую потустороннюю картину мира с мифическими существами, возникла необходимость как-то визуализировать подобные фантазии и донести их до окружающих.
К слову, возможность обратиться к неограниченному кругу лиц, с которыми человек незнаком лично, но хотел бы поделиться своими эмоциями или видением чего-либо – это тоже одна из целей, которую преследуют люди, занимаясь искусством. Таким образом, искусство может стать средством коммуникации, рекламы и пропаганды, средством психотерапии и способом выражения протеста, вариантом оформления собственных воззрений и просто развлечением.
Все вышесказанное вовсе не означает, что цели искусства всегда и всем были понятны. Или хотя бы становились понятными по мере оформления в четкие формулировки с указанием причинно-следственных связей. Тема целей искусства постоянно становилась источником дискуссий, а рассуждения на тему «зачем нужно искусство» не всегда приводили к какому-то внятному ответу на поставленный вопрос.
В качестве примера можно привести известный труд писателя Льва Толстого «Что такое искусство», написанный в далеком 1897 году [Л. Толстой, 1897]. Значительная часть работы посвящена сомнениям в пользе искусства как таковой и адекватности трудовых и финансовых затрат на создание произведений искусства.
Поводом к подобного рода рассуждениям послужила вполне себе рядовая для творческой среды ситуация, когда Льву Толстому довелось присутствовать на репетиции масштабного представления, где было задействовано около сотни музыкантов и примерно столько же актеров, не считая технического персонала и художественных руководителей. Людям, когда-то принимавшим участие хотя бы в художественной самодеятельности, не нужно объяснять, что скоординировать такое количество людей непросто, и сбоев может быть очень много, а за ними последует множество выяснений отношений, взаимного недовольства и бесчисленного повторения отрабатываемого действия.
Лев Толстой задался сакраментальным вопросом: зачем?!.. Или, как написал сам Толстой, «что же здесь делается и для чего и для кого?» [Л. Толстой, 1897]. Чтобы пояснить свою мысль, Толстой приводит пример, как ему довелось наблюдать за погрузо-разгрузочными работами и выражением чьего-то недовольства по поводу нескоординированности действий, из-за чего упал выгружаемый тяжелый предмет. В ситуации погрузки-выгрузки для Толстого причина недовольства понятна, потому что нескоординированность действий и падение выгружаемого предмета могут привести к поломке. А вот что такого ужасного случится, если актеры выйдут не достаточно синхронно, или музыканты сыграют чуть быстрее, чем требуется, писатель Лев Толстой не понимает.
Следующий десяток страниц посвящен анализу того, что сказали об искусстве в разное время различные ученые, философы и представители прочих творческих профессий. Лев Толстой приходит к выводу, что, даже если согласиться, что цель искусства – это стремление к прекрасному, то однозначного определения, что же такое красота, все равно нет [Л. Толстой, 1897].
Более того, Лев Толстой считает, что нельзя ограничивать понимание искусства стремлением к прекрасному, и дает свое определение искусства: как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство [Л. Толстой, 1897]. Чувства могут быть самыми разными, и не всегда они красивы и прекрасны. Эмоции тоже могут быть разными, и не всегда положительными. Тут вполне можно согласиться с подобным пониманием искусства.
Каковы же основные «претензии» Толстого к искусству? Если кратко, писатель считает, что искусство отдаляет людей от природы, так называемых естественных условий жизни. И даже не само искусство, а те формы, которые оно обрело в современном Льву Толстому обществе. Толстой считает, что в современном ему мире произошло замещение «идеала нравственности идеалом красоты», а искусство в существующем виде развращает людей [Л. Толстой, 1897]. Еще раз обратим ваше внимание, что эссе было написано Львом Толстым в 1897 году, и что бы он написал, увидев образцы искусства 21 столетия, остается лишь догадываться…
В то же время Толстой считает, что, цитируем: «искусство есть один из двух органов прогресса человечества. Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего, но прошедшего и будущего». Проблема, в его понимании, заключается лишь в том, что формы искусства обрели извращенный вид.
К извращениям он относит, в частности, огромные трудозатраты на создание произведений искусства – печатанье «мнимохудожественных» книг, подготовку низкосортных театральных постановок. К этой мысли Толстой возвращается несколько раз на протяжении всего своего эссе «Что такое искусство». Правда, кому доверить и как определять художественную ценность произведения искусства, у Толстого внятного ответа мы не найдем.
И самое главное, любые претензии к искусству или к формам, в которых оно существует, лишь подтверждает ранее приведенные тезисы: люди не могут обойтись без искусства, а искусство не может существовать вне какой-либо формы или вида. А значит, людям остается лишь совершенствовать формы искусства и изобретать новые, которые, возможно, когда-нибудь станут лучше, чем то, что мы видели до сих пор.
И еще один вывод, который напрашивается после знакомства со всем массивом размышлений великих людей об искусстве: искусство невозможно свести исключительно к полезности. Изначально прав был Аристотель в своем труде «Поэтика», когда выделял так называемые «немотивированные цели искусства» и объяснял, что стремление к красоте у человека существует, независимо от степени полезности красоты [Аристотель, 1998].
Данный постулат актуален и в наступившем третьем тысячелетии. В качестве подтверждения приведем лекцию британского музыканта и композитора Брайана Ино «Что такое искусство», прочитанную им в рамках ежегодного цикла лекций имени Джона Пила в 2015 году [Б. Ино, 2015].
Для справки: Джон Пил – британский радиоведущий, записавший радиоконцерты многих когда-то неизвестных музыкантов и музыкальных групп 60-х, 70-х, 80-х годов, что способствовало взлету их популярности. Ныне Джон Пил является признанным экспертом в мире современной музыки, умеющим «балансировать между вещами, о которых известно, что они нравятся публике, и вещами, о которых можно думать, что они могут понравиться людям».
Так вот, при подготовке лекции Брайан Ино задумался, откуда взялось понятие «творческая индустрия». А появилось оно по причине стремления многих творческих проектов получить государственное финансирование. Государственное финансирование проще получить, если есть возможность показать полезность проекта в цифрах, в том числе оперируя экономическими терминами, такими как «индустрия».
В понимании Брайана Ино, такой подход – это «начало конца для искусства, потому что это позволяет думать, будто то, что нельзя выразить в цифрах, является бесполезным» [Б. Ино, 2015]. Однако сводить искусство к сиюминутным текущим цифрам, по сути, неверно, потому что искусство и творчество развивают человеческое воображение, без которого человек не смог бы совершать научные открытия, представлять будущие технические и дизайнерские проекты. Да даже просто понимать других людей, потому что для этого нужно уметь вообразить себя, что называется, «в их шкуре».
Последнее, кстати, очень важно и актуально. Человек – существо социальное, и эмоции для полноценной жизни ему нужны ничуть не меньше, чем наука, знания и достижения научно-технического прогресса. Так вот искусство в самом широком смысле слова – музыка, театр, книги, телесериалы и т.д.– дает возможность переживать самые разные эмоции в безопасных обстоятельствах.
Это общее свойство всего искусства, независимо от его «национальности». Применительно к нашей субкультуре можно сказать, что нам необязательно бросаться под поезд, как Анна Каренина, или топить беззащитную собачку, как Герасим. Мы можем пережить эмоции, которые переживали герои, просто почитав художественные произведения.
Но для этого в нашей субкультуре должны быть художественные произведения такого уровня, которые вызывают мощные эмоции. А это было бы невозможно, если бы искусство и культура развивались исключительно из соображений полезности, выраженной в доходе, прибыли или количестве созданных рабочих мест. Искусство нам нужно независимо от всего этого перечня «полезностей».
Но вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок статьи: что же все-таки такое искусство? Да, мы попытались ответить на него в нашем курсе «История искусства», но при этом мы можем согласиться с определением, предложенным Брайаном Ино. Он считает, что искусство – это то, чего человек не должен делать, но все равно делает.
Человек должен кушать, чтобы получать питательные вещества, но для получения питательных веществ не нужны изысканные блюда и сервировка стола. Человек должен одеваться, чтобы не замерзнуть, но от холода защищает любая одежда, и не обязательно она должна быть модной и красивой. И топор первобытного человека – это всегда топор, независимо от того, потрудился ли человек нанести на ручку топора какой-то узор.
И как определить, сколько и каких эмоций нужно каждому из нас для полноценной жизни? И в каком формате нам нужны эти эмоции? В виде концерта классической музыки или рок-концерта, в виде картин импрессионистов или фотоотчета о путешествии в Гималаи, в виде экранизации романа «Война и мир» или очередного телесериала?
Для каждого ответ будет свой, и именно поэтому обществу нужно искусство, даже если на каком-то этапе развития оно не вполне четко осознает, что следует понимать под искусством.