Одна из главных причин, по которой люди не любят учиться – скука. Этот процесс кажется им каким-то очень нудным и неинтересным. Но мы хотим развеять этот миф: если учеба кажется скучной и вам, просто попробуйте следовать советам из нашей статьи.
Ищите интерес в теме
Интерес является ключевым моментом. Чтобы очень сильно захотеть погрузиться в более подробные и глубокие аспекты любой темы, в первую очередь вы должны быть заинтересованы в этом. Обычно люди сначала читают «Властелина Колец», прежде чем взяться за изучение истории Средиземья, и никто не изучает программирование на Python, если ему не хочется создать что-то на этом языке.
Лучшие педагоги в мире отлично понимают это. Вот почему популяризатор науки и телеведущий Билл Най красочно показывал, как ведет себя электричество, а не погружался в детали закона Ома. Точно так же поступал и натуралист Дэвид Аттенборо в своих программах, посвященных дикой природе. Он объяснял, как акулы охотятся на свою добычу, не концентрируясь на гемодинамике плавников.
Примите «мышление роста»
В своей книге «Мышление: Новая психология успеха» профессор психологии Кэрол Двэк приводит в пример результаты исследования различных подходов к обучению у студентов.
Часть из них придерживалась фиксированного стиля мышления – они считали, что интеллект и способности заложены генетически и не меняются. Если они встречались с какой-то трудной математической задачей, они обычно быстро сдавались, объясняя это тем, что «видимо, я не математик».
В отличие от этого, студенты с менталитетом развития верили, что они могут меняться и улучшать себя в каждой области жизни. Если им попадалась трудная задача, они думали: «Я могу стать лучше в этом, если я преодолею это».
Приверженность к определенному стилю также играет большую роль в заинтересованности к обучению. Вот как Кэрол Двэк описывает поведение студентов с фиксированным стилем:
«Студенты с фиксированным мышлением интересовались предметом только тогда, когда они сразу преуспевали. Если же у них что-то не получилось, они показывали резкое падение интереса и удовольствия от учебы. Если это не было свидетельством их интеллекта, они не могли наслаждаться этим».
Иначе вели себя студенты с мышлением роста:
«Они демонстрируют тот же высокий уровень интереса, даже если находят предмет очень сложным. Вызов и интерес идут рука об руку».
Итак, если вы хотите добиться успеха и получать удовольствие от учебы, переосмыслите свое отношение к ней. Вместо того чтобы думать о занятиях, как о серии тестов, которые показывают, насколько вы умны (или нет), думайте о них как о постоянных возможностях учиться и расти.
Найдите партнера по обучению
Наличие партнера – это отличный способ добавить у процессу мотивации и контроля, интереса и продвинутых техник обучения, таких как метод Фейнмана. Объяснить что-то своими словами другому человеку – один из лучших способов понять это самому и запомнить. И, согласитесь, это именно то, чего мы добиваемся, – учиться с напарником намного веселей.
Однако в таком подходе есть две опасности, которые могут свести ваши усилия на нет.
Во-первых, наличие партнера помогает мотивировать друг друга. Однако точно так же вы можете отвлекаться, становясь чемпионами по прокрастинации. Во-вторых, можно иметь суперумного приятеля, которому будет неинтересно с вами, а вы просто не будете поспевать за его темпом. Выход один – подбирать друга по обучению очень тщательно.
Найдите нескучное место
Наличие среды, благоприятной для фокусировки и глубокой концентрации, важно для наслаждения вашей работой. К примеру, вместо того, чтобы учиться в шумной комнате, где ваш сосед играет в видеоигры, отправьтесь в библиотеку или кафе. Найдите то место, которое будет вдохновлять вас и создавать максимально приятную, но вместе с тем рабочую атмосферу.
Еще один способ – добавьте себе правильной музыки, которая улучшает концентрацию внимания. Согласно исследованиям [Anneli B. Haake, 2011], такая музыка должна быть простой по структуре и не содержать слов. Примером может послужить этот плейлист, созданный специально для обучения.
Используйте креативные техники обучения
Возможно, вам просто надоело сидеть на скучных лекциях, писать скучные конспекты и заучивать массу скучных определений. Тогда стоит попробовать некоторые инновационные методики обучения. Они не только повысят вашу продуктивность, но и придадут вам больше интереса и веселья. Мы уже упоминали метод Фейнмана, а вот еще несколько таких техник:
- флэш-карты;
- интеллектуальные карты (майнд-мэпс);
- концептуальные карты;
- мнемотехники;
- Корнелльсий конспект;
- скетчноутинг.
Создайте систему мини-наград
Ваша мотивация для работы над задачей частично зависит от награды, которую вы получите за ее выполнение. Обучаясь, вы рассчитываете на относительно долгосрочные награды, такие как оценки, диплом и вообще возможность работать в будущем на интересной и высокооплачиваемой работе. Но зачастую столь отдаленных перспектив не хватает, чтобы получить мотивацию прямо сейчас, но вы можете создать ее сами.
К примеру, наградите себя шоколадным батончиком за изученный раздел книги или посмотрите любимый сериал вечером, после того как хорошо потрудитесь над своими заданиями.
Важно заранее планировать свои награды. Как отмечает психолог Пирс Стил в своей книге «Уравнение прокрастинации», так вы получите больше мотивации, потому что такие запланированные награды строят определенные ожидания. Зная в глубине души, что впереди вас ждет что-то веселое и приятное, вы будете с большим усердием продвигаться в своих делах.
Резюме
Чтобы сделать процесс обучения не таким скучным, придать ему игрового элемента и поднять свою мотивацию, нужно выполнять следующие рекомендации:
- ищите интерес в теме – это ключевой фактор увлекательного обучения;
- относитесь к образованию как к возможности для роста;
- найдите товарища, который будет мотивировать вас и помогать в учебе;
- занимайтесь в месте, которое будет вдохновлять вас;
- пробуйте нестандартные и креативные методики обучения.
Однако главным ключом в успехе здесь являются вовсе не рекомендации, а ваше желание сделать из учебы увлекательное мероприятие. Если оно имеется, добиться этого будет очень просто, но если его нет, есть вероятность, что вы занимаетесь не тем, чем вам действительно хочется. Подумайте об этом тоже. Желаем вам успехов!