Блог о саморазвитии

12 Золотых правил для жизни – лайфхаки для улучшения жизни от Марти Немко. Часть 1

Лайфхаки для улучшения жизни от Марти Немко. Часть 1

Понравилась бы идея улучшить свою жизнь сразу в нескольких ее сферах с помощью простых и доступных приемов? Если да, то вам стоит попробовать рекомендации от Марти Немко. Немко является успешным коучем в сфере карьеры и образования, автором 11 книг и статей. За свою более чем тридцатилетнюю карьеру Марти был назван лучшим коучем по карьере области залива Сан-франциско (The Bay Area’s Best Career Coach, San Francisco Bay Guardian) и «выдающимся коучем по работе» («Job coach extraordinaire», U.S. News). Немко обладает докторской степенью, полученной в Калифорнийском университете в Беркли, где он преподавал после ее получения. В данный момент он продолжает свою преподавательскую карьеру на медицинском факультете Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

Марти Немко сформулировал свод из 24 практических лайфхаков и рекомендаций, апробированных им за долгие годы своей практики. Немко называет их 24 золотыми правилами для улучшения жизни; все они подтвердили свою действенность и полезность у множества его клиентов.

Эти золотые правила доступны всем и позволяют улучшить различные аспекты жизни: коммуникацию и общение, отношения, работу, финансы, эмоциональное здоровье и не только. Самое удобное в них то, что они просты для запоминания и исполнения, и вы легко можете запомнить их и напоминать себе в будущем. Предлагаем вам ознакомиться с 12 из этих правил и оценить, насколько полезны они могут быть лично вам. В следующий раз мы разберем остальные правила.

Давайте сегодня начнем с рассмотрения трех сфер жизни, таких как коммуникация, отношения с любимыми и близкими и работа/карьера, и познакомимся с советами Немко.

Коммуникация

Для этой области есть три практических приема, которые помогли клиентам Немко значительно улучшить личную коммуникацию. Они могут быть использованы в общении и взаимодействии с близкими, друзьями, коллегами и людьми из вашего окружения:

  1. Светофор. Представляйте, что во время разговора с кем-то для вас загорается светофор. Первые 30 секунд для вас горит зеленый свет, и вы можете спокойно говорить. После этих 30 секунд загорается желтый свет – это значит, что ваш собеседник может начать думать, что вы достаточно сказали, и начинает готовить свой ответ. Постарайтесь уложиться в одну минуту, донося свои мысли собеседнику, потому что тогда для вас уже красный сигнал светофора, и слово должно перейти к собеседнику.
  2. 20-40. Говорите не более чем 20–40% всего времени беседы. Это позволит вашему собеседнику не только высказаться, но и почувствовать свою значимость. А вы сможете узнать больше.
  3. Возражайте экономно. Относитесь к своему несогласию с кем-то или критике чужих поступков, пусть и справедливой, как к чему-то, за что вы вынуждены платить. Каждый раз, когда вам хочется с кем-то поспорить или покритиковать кого-то или что-то, спрашивайте себя, стоит ли это того. Возможно, вы захотите приберечь свои «монеты» для чего-то более значимого.

Данные советы и приемы применимы и в любовных отношениях. Но для этой сферы у Немко имеется ещё три рекомендации.

Отношения

Следующие три рекомендации затрагивают любовные, семейные, дружеские и деловые отношения. Они более стратегические, чем предыдущие три правила, и, возможно, чтобы начать их применять, придется подумать и проанализировать, где и в каких ситуациях они могут быть использованы вами. А возможно и такое, что вы уже руководствуетесь ими:

  1. Принять или уйти. В любовных отношениях бесполезно изменять чьи-то основополагающие свойства. Помните о том, насколько сложно изменить себя или искоренить какие-то свои слабые черты, а изменить другого уж подавно. В случае, если обратной связи явно недостаточно для того, чтобы ваш партнер или друг что-то начал менять в себе, то лучше принять эту его слабость. Или уйти.
  2. Проводите время с теми, кто чуточку лучше вас. Пусть эти люди будут чуточку лучше, чем вы, и неважно в чем именно. Они могут быть умнее, добрее, усерднее, музыкальнее или спортивнее вас, либо превосходить в чем-то еще, но не намного. В любом случае, взаимодействуя и общаясь с ними, вы будете что-то перенимать у них и подтягиваться до их уровня. В то же время, осторожнее с теми, кто намного превосходит вас – рядом с ними вы можете чувствовать себя некомфортно, и это вряд ли поможет вам стать лучше.
  3. Взывайте к внутренней мотивации. Совет применим и к руководителям, и к родителям. Если вы и способны заставить другого изменить поведение, то более устойчивые и надежные результаты возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека в этом. Немко предлагает сравнить два подхода, взывающих к разным видам мотивации.

Первый пример: Вы можете сказать подчиненному: «Я вижу, что в тебе есть большой потенциал, и я знаю, что ты бы хотел нести определенную ценность людям. Я также знаю, что ты можешь стать тем, кем мог бы гордиться» вместо «Если ты будешь работать лучше, можешь получить повышение». Тогда вы будете воздействовать на внутреннюю мотивацию человека, а не полагаться на внешние стимулы.

Второй пример: В разговоре со своим ребенком можно попробовать сказать что-то вроде: «Ты замечательный, и я знаю, что хочешь вести себя хорошо. Не хотел бы ты постараться приходить вовремя домой?» Такой подход включит механизмы мотивации лучше, чем «Если ты придешь домой поздно, неделю не будешь гулять».

(Больше узнать про внутреннюю мотивацию и самомотивацию можно из статьи «Мотивация и самомотивация: руководство по развитию»).

Мы познакомились с практическими методами в области отношений с людьми. Теперь давайте рассмотрим такой большой и важный пласт нашей жизни как работа и карьера.

Работа

Следующие шесть принципов – для тех, кто хочет преуспеть в профессиональной сфере в долгосрочной перспективе. Данные правила призваны служить указателями пути в стратегическом плане.

1. Следуйте за своей страстью… и голодайте. По мнению Марти Немко, огромное количество людей, которые решили заниматься тем, что любят, идут в одни и те же сферы, например, в спорт, моду или защиту окружающей среды. В результате спрос и предложение расходятся, и редкие представители следования своей страсти способны достойно зарабатывать.

2. Поставьте себя на место работодателя. Иногда соискатели подчеркивают то, что считают своими самими лучшими качествами. Полезнее использовать такой тест-вопрос для каждой фразы, которую хотите произнести: «Это заставит работодателя захотеть взять меня на работу?» Проверяйте так то, что сообщаете о себе в своем резюме, сопроводительном письме, профиле LinkedIn (или профиле на других сайтах и сервисах по поиску работы) и на самом собеседовании.

3. Никакой пыли в глаза. В наш век маркетинг во всех его формах и вариациях все настойчивее и изощреннее. Не идите у этого на поводу в попытках отретушировать свое резюме и то, как вы себя преподносите. Да, нетворкинг сегодня необходим, как и прекрасный внешный вид, но на них одних далеко не уедешь. Если вам важно преуспеть в долгосрочной перспективе и чувствовать себя уверенно и позитивно, делайте ставку на свои реальные навыки и умения. Постоянно пытаться показаться лучше, чем вы есть, и пускать пыль в глаза не получится.

4. Опирайтесь на сильные стороны, обходите слабости. Мы гораздо более устойчивы в том, какие мы есть, чем нам порой хочется думать. Марти Немко с его многолетней практикой в коучинге как никто об этом знает. Потому имеет смысл делать ставку на свои сильные стороны и достоинства, выбирая соответствующие занятия, сферу деятельности и хобби. (Лучше понять свои сильные и слабые стороны может помочь наша 4-недельная онлайн программа «Самопознание».)

В свою очередь, собственные слабости и недостатки нужно в первую очередь осознать и признать. Можно попробовать их исправить, особенно если они вам мешают жить и быть счастливым, либо же вредят другим и не позволяют выстраивать здоровые отношения с людьми вокруг. (Возможно, вам будут полезны программы, обучающие навыкам психической саморегуляции и коммуникации). Однако же мудрее будет перестать тратить силы на то, чтобы изменить себя и развить что-то вам не присущее, и играть на своих сильных сторонах.

5. Максимальный вклад вместо баланса «работа-жизнь». Немко предлагает здесь переосмыслить положения подхода «work-life balance», и посвящать свое свободное от работы время не «отдыху», а более осмысленным и социально значимым занятиям. Это может быть что-то, что улучшает жизнь людей рядом с вами, помогает тем, кому вы можете помочь, и несет какой-то ценный вклад в общество. Конечно же, обращайте внимание на то, сколько у вас сил и энергии, и помните о себе.

В то же время это может быть и прекрасным отдыхом для вас и даже увлечением. Как нам кажется, Марти Немко хочет подчеркнуть, что качество жизни не завязано на количестве отдыха и личного времени, а скорее на удовлетворении от того вклада и ценности, которые вы привносите в жизнь. Даже работая много, вы можете жить полноценной и удовлетворяющей жизнью, следуя этой рекомендации, находя применения своим дарам и способностям.

6. Вверх – это не единственное направление. Не для всех правильно и полезно стремиться к новым вершинам. Возможно, именно вам, именно сейчас или именно в этом деле стоит притормозить и оглянуться вокруг, увидеть другие направления и пути. Будет мудро увидеть всю картину в целом:

  • Имеет ли реальные перспективы данная работа, должность или направление, и стоит ли стремиться на самый верх?
  • На данном этапе моей жизни действительно так важно непременно добиваться успеха?
  • Может, наоборот, стоит отказаться от каких-то обязанностей и занятий и сбавить темп?
  • Стоит ли желаемая цель той цены, которую она запрашивает?

Таким образом, получается, что универсального рецепта идеальной карьеры и успеха нет, и в первую очередь, важно четко видеть свое направление. Предлагаем вам подумать над этими вопросами, так же, как и над вышеперечисленными правилами, прежде чем бросаться в бой за новые достижения. Вполне вероятно, что такой анализ поможет увидеть, что именно проседает в вашей сфере работы, и на что нужно направить свои усилия.

В заключение

Таковы практические рекомендации и правила от Марти Немко для улучшения жизни, касающиеся сфер коммуникации, отношений с любимыми и близкими и работы. В следующий раз мы рассмотрим оставшиеся сферы жизни и правила. Сейчас же давайте подведем итог и составим небольшой чеклист:

Коммуникация:

  1. Светофор.
  2. 20-40.
  3. Возражайте экономно.

Отношения:

  1. Принять или уйти.
  2. Проводите время с теми, кто чуточку лучше вас.
  3. Взывайте к внутренней мотивации.

Работа/карьера:

  1. Следуйте за своей страстью… и голодайте.
  2. Поставьте себя на место работодателя.
  3. Никакой пыли в глаза.
  4. Опирайтесь на сильные стороны, обходите слабости.
  5. Максимальный вклад вместо баланса «работа-жизнь».
  6. Вверх – это не единственное направление.

Итак, получилось 12 правил. Конечно, вам решать, будете ли вы им следовать и насколько они отвечают вашим запросам. Мы же предлагаем вам выполнить небольшое практическое задание для того, чтобы извлечь из прочитанного максимальную пользу.

Задание

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какая рекомендация показалась вам наиболее ценной и применимой к вашей жизни?
  2. Могли бы вы начать применять предложенные лайфхаки по коммуникации?
  3. Что из правил в личных отношениях вы уже используете и что могли бы попробовать в ближайшее время?
  4. Как рекомендации, касающиеся работы и карьеры, отражают вашу ситуацию? Что имело бы смысл начать внедрять?
  5. Продумайте свою программу для отработки понравившихся навыков. Например, выделите по 3 дня на каждый лайфхак по коммуникации или месяц на то, чтобы научиться вызывать внутреннюю мотивацию у своих близких. Внесите в календарь, поставьте напоминания, придумайте себе награду и вперед!

Желаем вам удачи!

Ключевые слова:,