Среда обучения определяет, насколько эффективно аудитория будет воспринимать новую информацию и трансформировать ее в навыки. В классе, на открытой площадке, в интернет-кабинетах и при прочих способах обучения организаторы заботятся о том, как заинтересовать публику и побудить у нее естественное желание к новым открытиям.
Продуктивная учебная среда в настоящее время – неотъемлемое условие эффективного обучения. Прогрессивные педагоги формируют ее еще в садике, далее она необходима на каждом этапе получения образования человека любого возраста.
Самостоятельное обучение не всем одинаково хорошо дается, и одна из причин этого — невозможность в должной мере организовать процесс самостоятельно, найти стимул заниматься системно без напряжения и принуждения. На онлайн-программе «Лучшие техники самообразования» вы узнаете интересные и эффективные техники и методики самостоятельного обучения без самоуговоров, с желанием. Также рекомендуем программу «Критическое мышление», на которой вы узнаете, как выбрать подходящие для себя среду, школу, информацию и что угодно еще, не опираясь на то, что думают другие, о чем говорит пропаганда и что транслирует общественное мнение.
Что такое среда обучения?
В общем смысле, образовательная среда – это совокупность условий для обучения, воспитания и развития человека [И. А. Баева, 2002]. В ней объединяются устоявшиеся исторические влияния и намеренно созданные педагогом условия и обстоятельства, направленные на личностный рост ученика и удобство его обучения, на формирование стимула к освоению новых знаний и обретению навыков. Продуктивную среду обучения еще называют «обучением, ориентированным на учащихся».
Если взглянуть на термин с точки зрения синергетики, то образовательную среду можно объяснить как взаимодействие субъектов образовательного процесса и внешней среды, в результате которого раскрываются индивидуальные черты ученика [В. С. Тарасов, 2011]. Человек в данном случае представляет самостоятельную систему. Помещаясь в образовательную среду, он проявляет характер для ее познания.
Организация среды обучения есть практически в любой школе, университете, в социокультурном пространстве, где происходит образовательный процесс и развитие личности.
Вообще, единого понятия образовательной среды не существует. Она не может быть представлена как догма, но подталкивает педагогов и психологов к поиску и созданию таких условий для учеников, в которых последним будет максимально интересно обучаться и где они смогут делать это наиболее эффективно.
Зачем и кому нужна среда обучения?
Концепция образовательной среды появилась в эпоху Просвещения, а в России в современном ее виде – в начале прошлого столетия. Она рассматривалась как благоприятная система для гармоничного учебно-воспитательного процесса и формировалась из двух составляющих:
- Внешние условия – это отношения между педагогами и учениками.
- Внутренние условия – это мотивация ученика, его мировоззрение, тяга к саморазвитию и познанию.
Среда образования и обучения помогает направить человека, какого бы возраста он ни был, на развитие способностей, раскрытие творческого потенциала, природных задатков. В таких условиях происходит переход от системы пассивного восприятия знаний, что называется «в одно ухо влетело, в другое вылетело» из-за не включенности внимания, в активную фазу обучения с самостоятельным поиском информации, формированием вопросов, построением логических цепочек и т.д. [Современные проблемы науки и образования, 2018]. При таком подходе информация усваивается гораздо лучше и качественнее, в чем и заключается главная задача образовательной среды.
Три типа среды обучения
Условия, организованные для обучения людей, определяются целью образовательного процесса. Польский педагог Януш Корчак определил три типа образовательной среды и описал их в книге «Как любить ребенка» 1919 года:
- Догматическая среда. Доминирующая и ведущая на протяжении многих веков, в ней принципиально важно соблюдение традиций, порядка, дисциплины, в основе лежит подчинение ученика учителю, принципы благочестия и христианского смирения. Ученикам отведена роль пассивного слушателя, они расценивались как сосуды для размещения информации, их самостоятельная работа не приветствовалась, как и проявление активности и инициативы. Несмотря на то, что сам Януш Корчак определил догматическую среду как «веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив», в настоящее время она показывает низкую эффективность.
- Среда безмятежного потребления. Это противоположность догматической среде, в которой предполагается создание комфортных условий для воспитания и образования ученика. Для педагога в такой модели важно дать ученику те знания, которые пригодятся человеку в будущем. По мнению Жан-Жака Руссо, франко-швейцарскиого философа, образование должно быть основано на природных потребностях человека – с этим утверждением модель безмятежного потребления тесно перекликается. Бездумное зазубривание непонятных фраз и правил в данном случае отрицается. Автор предлагает давать детям практические навыки, которые во взрослой жизни помогут адаптироваться в социуме, зарабатывать.
- Среда внешнего лоска и карьеры. Подразумевает выбор образовательных программ и методов воспитания, цель которых – построение блестящей карьеры и общественного заказа. Пример системы – принципы воспитания детей аристократических семей Англии в 19-20 веках, когда педагоги преследовали цель вырастить английского джентльмена по расписанной схеме «престижная школа – Оксфорд или Кембридж – высокий пост». Принцип предполагает формирование изысканных манер, воспитания инициативности, лидерских качеств. По подобной системе предлагал воспитывать детей как будущих советских людей и носителей коммунистических ценностей Антон Макаренко [И. А. Гаврилов, 2023].
В разной мере эти виды сред обучения существуют по сей день. Однако современная педагогика более ориентирована на прагматичный подход к образованию и создание условий формирования психологического комфорта учащихся для развития идей, направленных на потребности и потенциал человека.
В прогрессивных школах среда обучения – это пространство, в котором участники образовательного процесса идут друг другу навстречу, продуктивно взаимодействуют, не навязывают свою точку зрения, не сталкиваются с принуждением.
Как создать эффективную учебную среду?
Обучение в цифровой образовательной среде и в классической школе с аудиториями может быть одинаково комфортным при условии, если для ученика созданы располагающие к процессу получения образования условия. Рассмотрим 10 способов мотивации детей и побуждения к интересу в новых знаниях [BUOM, 2023].
Способ 1: Разные модели обучения
Ученики и студенты в одной группе – всегда разные люди. У них отличаются характеры, опыт, для них подойдут разные стили обучения и подходы к донесению информации. Меняя модели обучения время от времени, педагог может заинтересовать максимум детей в группе и получить долгосрочное влияние и авторитет как преподаватель.
Обучающихся по типам восприятия можно разделить на следующие группы:
- Слухового типа ученики лучше воспринимают информацию на слух на презентациях, на лекциях, когда педагог рассказывает материал устно. Некоторые ученики предпочитают говорить на определенные темы, в том числе трудные для самостоятельного освоения по учебнику. Таким детям целесообразно предлагать групповую работу и обсуждения, перечитывать свои записи, слушать запись собственного голоса с выступлений и ответов.
- Визуального типа ученики отлично воспринимают информацию с изображений, интересно и наглядно оформленных презентаций, диаграмм, графиков и прочих объектов, на которые надо смотреть, считывают записи с доски. У этих учеников отличное пространственное мышление, им несложно представить объект рассказа. Привлечь внимание визуалов можно рисованием, графическим планированием. Им важно давать визуальные материалы и поощрять накидывание собственных идей и виде блок-схем, наглядных визуализаций. В целом, диаграммы и изображения хороши для учеников с любым типом восприятия.
- Вербального типа ученики отдают предпочтение сочетанию письменной и устной речи, с ними хорошо проводить интеллектуальные и логические игры, читать и учить стихи. Ученики этого типа имеют хороший запас слов, стремятся к его расширению, используют свои знания в презентациях, рассказах, ответах на вопросы. Они отличные рассказчики.
- Логического и математического уклада ученики последовательны и организованы, им свойственно классифицировать, группировать информацию, структурировать данные. Логикам и математикам полезно давать задачи на логику, систематизацию объяснений.
- Физического и кинестетического типа ученики по-другому называются тактильными людьми, которые обрабатывают информацию через собственный опыт. Им свойственно делать вещи практического типа, прикасаться к предметам – благодаря этому они запоминают, а затем воспроизводят информацию о событиях, явлениях. фактах. С учениками физического типа полезно делать перерывы в учебном процессе, играть в ролевые игры, двигаться, организовывать физическое взаимодействие с другими учениками, использовать разнообразный реквизит по любому случаю.
- Социального и межличностного типа ученики хорошо чувствуют социум, они легко устанавливают контакты, становятся лидерами в группах. Это экстраверты и эмпаты, чаще визуалы и люди, отлично воспринимающие информацию на слух. С ними следует говорить о том, какие условия для них будут наиболее комфортными. Поощряйте групповое сотрудничество, выступления, ставьте созидательные задачи, давайте возможность брать инициативу, в том числе там, где нужна поддержка одноклассникам.
- Одиночки и ученики внутриличностного типа могут быть людьми с любого типа восприятием, они скорее интроверты, замкнутые на себе, дети, которым свойственны независимость, интроспективность, конфиденциальность. С такими людьми следует придерживаться принципа удовлетворения их собственных потребностей, которое и приведет к вовлеченности. Таких учеников нужно вовлекать в урок, а еще назначьте их ответственными в спокойные места, сотрудничайте тет-а-тет, чтобы обучающийся чувствовал свою значимость и адекватную подготовленность.
Сочетать в одном уроке или на нескольких занятиях групповую и индивидуальную работу, проектную и исследовательскую деятельность, проявлять интерес к отдельным ученикам несложно. Такой подход поможет вовлечь детей по максимуму и разнообразить урочную деятельность, насколько это возможно.
Разные идеи
На один предмет можно придумать несколько тем для изучения и исследования, это привносит в учебный процесс разнообразие. Соответственно, можно придумать и разные способы обучения с включением нескольких источников информации, идей, уроков, тестов, в том числе с привлечением учеников – им тоже следует предоставлять выбор, например, провести проверочную работу, небольшую исследовательскую или реферат, а может, пройти интересный тест для закрепления материала. Разумеется, если программа такой выбор допускает.
В некоторые курсы и темы можно приглашать экспертов, не относящихся к сфере образования, но имеющих отношение к делу, например, профессионалов из изучаемой отрасли. Также полезно представлять учениками разные точки зрения на одну и ту же проблему – это дает представление о разном опыте людей, их взглядах и мнениях.
Поощрение вопросов от студентов
Чем чаще студены задают вопросы, тем глубже их заинтересованность в теме. Осмысленное взаимодействие учеников с преподавателем приводит к большему и лучшему пониманию текстов, материалов, дети после тесного взаимодействия в группах становятся более социализированными, лучше находят общий язык со сверстниками.
Требовать от учеников задавать вопросы по меньшей мере странно – это должно быть их естественной потребностью, которая невозможна без заинтересованности в теме. Педагогу следует подумать над системой мотивации и поощрения для тех, кто стремится к диалогу с преподавателем. Причем побуждать следует не вопросы, напрямую касающиеся контекста, а искреннее любопытство, идеи, мнения.
Вопросы выше ответов
Обучающиеся чувствуют себя комфортно там, где есть к ним интерес, где их слышат. Они будут задавать вопросы, если увидят интерес к этому со стороны заинтересованного в них преподавателя.
Педагогу следует уделять большее значение вопросам учеников, чем поиску ответов. Это создает ценность и приписывает им кредит доверия в виде баллов, оценок, совместной работы или иного продуктивного взаимодействия, в крайнем случае, похвалы и проявления уважения, позитивного внимания. Подчеркнуть ценность вопросов – значит помочь ученикам почувствовать мотивацию к обучению, делиться информацией, искать ответы самостоятельно, предлагать идеи, мысли, решать задачи, помогать друг другу.
Положительные привычки обучения
Программа создания эффективной среды обучения предполагает выработку у обучающихся полезных привычек. Педагогический опыт предполагает, что источником следует стать учителю – если он демонстрирует способности и интерес к сотрудничеству, креативности, адаптивности, проявляет любопытство, может ставить приоритеты, пересматривать и редактировать деятельность, ученики при постоянном наблюдении за этим постепенно будут повторять подобное поведение. Занимающемуся организацией учебного процесса стоит это закреплять заданиями на принятие решений, необычное решение задач и т.д.
Персонализация материалов
Персонализировать материал для студентов с учетом их интересов и способностей, а также критериев – задача не самая простая, поэтому педагоги для этого просто используют разные варианты готовых работ, подбирают карточки или литературу из методического списка. Методика помогает выявить сильные и слабые места обучающихся, скорректировать знания, где-то восполнить пробелы. Индивидуальный подход обычно стимулирует энтузиазм и интерес к учебе.
Возможности роста и практики
Трансформация информации в навыки – ценный опыт для любого человека, особенно для ученика, который активно познает мир. В эффективной среде полезно создавать детям такие условия, где обучающиеся могут проявить свои знания и углубить понимание материала в практическом русле. Например, ученики могут проверять работы друг друга, пересматривать свои работы и ранее созданные тексты, практиковать ранее пройденные уроки. Это будет уже не простое повторение, а закрепление знаний в более интересной форме, чем простая зубрежка. Также полезно сопоставлять уже пройденный материал и новые термины в нем, альтернативные точки зрения. Это создаст целостное понимание об изучаемом предмете.
Развитие критического мышления
Любые утверждения могут быть подвержены сомнению, если не подкреплены доказательствами. Формирование критического мышления на уроках научит детей с вниманием относиться к поступающей информации и анализировать ее, требуя или ища ей подтверждение.
Критическое мышление – условие для свободы выбора и ответственности за собственные решения. Педагог, предлагая подискутировать на тему какой-нибудь теории, например, о происхождении человека, наверняка пробудит интерес не только к теме, но и к самостоятельному поиску опровержения или подтверждения предлагаемых фактов. Важное дополнение – у педагога у самого должно быть хорошо развито такое мышление, его нужно развивать и прокачивать (кстати, сделать это системно и быстро поможет наша онлайн-программа «Критическое мышление»).
Критерии успеваемости
Измерять качество знаний и в целом обучения оценками – это подход только для учителя, особенно в узкой пятибалльной системе. Ученикам следует предоставлять варианты для самостоятельной оценки, чтобы у них формировалось понимание об ожидании и измерении успешности совершаемых действий или бездействия. Это может быть готовый список критериев, более продуктивно будет спросить самих обучающихся, как они сами оценивают свою деятельность, подключать мнения-отзывы других учеников. Проводить подобную оценку следует уже после того, как материал закреплен, чтобы детям было на что опереться.
Четкое понимание критериев успеваемости делает обучающегося более мотивированным и продуктивным, если он знает, к чему стремится и каким видит свое достижение, не привязываясь нередко к субъективному мнению педагога. Последнему, в свою очередь, необходимо придерживаться установленных критериев, уйти от субъективности и импульсивности в этом процессе. В случае провала ученику следует не просто выставить «неуд» или низкий балл, а привести ободряющие отзывы, которые станут мотиватором к обучению.
Управление стрессом в коллективе
Поддержание благополучной среды – необходимость в учебном процессе. Для этого важно, чтобы у каждого участника сохранялось личное благополучие. Стресс, связанный со школой или университетом, мешает сохранить равновесие и способность к эффективному усвоению информации. По этой причине в любой среде следует выработать способы борьбы со стрессом. Это могут быть индивидуальные подходы для каждого ученика или общие упражнения, например, физическая активность в перерывах между занятиями или внутри урока, прогулки, поощрение взаимодействия с учащимися, беседы в педагогом или психологом.
Цифровая образовательная среда
В 21 веке стремительно распространяется дистанционное обучение. Такой формат разительно отличается от получения образования в аудитории, и немногие способны его принять – дома учебная среда отсутствует, ее приходится формировать самостоятельно, отстраняться от отвлекающих факторов. Также в аудиториях чаще стали применяться цифровые технологии – поиск информации в Интернете, трансляция презентаций через проекторы, просмотр фильмов и т.д.
Цифровая среда обучения направлена на повышение качества обучения и результативности технологичного офлайн- и онлайн-образования. Ее составляют следующие структурные компоненты:
- Программное и техническое обеспечение – обеспечение компьютерами, проекторами.
- Предоставление доступа к онлайн-учебникам и платформам, доступ к Интернету.
- Техническая и образовательная поддержка по интеграции технологий в учебный процесс.
- Информационное отображение учебно-воспитательного процесса.
- Перенос учебных материалов на электронные и бумажные носители.
Цифровая среда повышает эффективность и приносит разнообразие в возможности в том числе дистанционного обучения, помогает его планировать. К ней относятся оснащение аудиторий компьютерами, создание класса школы и социальных сетей, где есть актуальная информация, электронные журналы. Сайт Госуслуг – это тоже часть цифровой среды, в которой есть разделы для школьников и студентов.
Среда электронного обучения находится на начальной стадии развития – она ставит новые задачи перед дидактикой, акцент которых сделан на удовлетворении новых целей и растущих запросов современных учащихся. Во многом педагогам необходимо найти такие инструменты, чтобы технологическое обучение для детей было удобным и прикладным.
Примечательно, что цифровая среда не уменьшает и тем более не исключает роль педагога в образовательном процессе. В современном классе учитель – это эксперт, который подбирает нужную информацию для учеников, наставник, помогающий сориентироваться в информационном пространстве, и создатель уникального контента [Яндекс Учебник, 2021].
Общие правила создания эффективной образовательной среды
Для создания среды дистанционного и классического обучения необходимо соблюдение ряда критериев:
- обеспечение достаточного качества образования в любой его форме;
- соответствие задачам психосоциального развития обучающегося;
- создание комфортных условий для осуществления образовательных задач;
- выполнение программ образовательного процесса;
- организация самостоятельной и групповой работы учащихся для стимуляции их творческого потенциала и саморазвития;
- выявление талантов каждого ребенка и стимуляция их реализации в кружках, исследовательских работах, олимпиадах;
- обновление и регулярное пополнение методов и форм обучения и воспитательного процессов;
- стимуляция учащихся к выработке собственного мнения, позиции;
- стимулирование успехов у всех учеников, но в индивидуальном ключе;
- освоение педагогами методик работы с детьми с особенностями развития.
Технологии обучения в благоприятной среде предполагают задействование всех возможных инструментов, находящихся в школьном пространстве. Сюда отнесем поиск новых технологий и методик, которые помогут ученикам в освоении информации. Примечательно, что качественно выстроенная образовательная среда обеспечивает безопасность ее участников и даже способна снизить затраты на учебный процесс.
Прогрессивные школы
Онлайн-школы нового поколения создают условия для эффективного обучения учеников и студентов, где бы те ни находились. Пример – одноименная школа «Среда обучения» с личным кабинетом, в который достаточно войти, чтобы оказаться в пространстве эффективно организованной учебной деятельности.
Онлайн-программы 4brain.ru тоже созданы с тем учетом, чтобы пользователям было удобно осваивать уроки и применять знания в жизни – внутри одного мини-курса использованы разные приемы для эффективного донесения информации и трансформации ее в полезные навыки.
Школы и университеты постепенно организуют эффективную среду, адаптированную для современной молодежи, но не повсеместно – все-таки большую систему перестроить не так-то просто, это требует времени, многое зависит от педагогов. Появляются исследовательские работы и научные публикации о необходимости создания эффективной обучающей среды в высших учебных заведениях [Д. Ю. Буренкова, 2021]. О комфорте учеников в рамках реализации ФГОС говорят на педагогических семинарах [ООШ №18, 2023].
При выборе учебного заведения для первоклашки, перевода ученика в другую школу, при поступлении в университет или на курсы дополнительного образования нелишним будет узнать о реализации программ эффективной среды обучения. Для этого исследуйте сайт образовательной организации, общайтесь с директором или педагогами, читайте отзывы.
На онлайн-программе «Лучшие техники самообразования» вы не просто познакомитесь с эффективной образовательной средой дистанционного формата, а узнаете, как научиться учиться с интересом и высокой степенью продуктивности на любых курсах, уроках, в учебных заведениях и при самостоятельном поиске информации. Программа «Критическое мышление» даст вам базу для самостоятельной оценки любых фактов на достоверность без принятия данных «из достоверных источников» за чистую монету.
Учитесь эффективно и с пользой для дела! А чтобы закрепить материал статьи, пройдите небольшой тест: