Многие готовы скорее умереть, чем подумать.
Часто, кстати, так и случается.
— Бертран Рассел
Согласитесь, что не каждый год увидишь, как математик получает Нобелевскую премию по литературе. Многие учёные работают на стыке разных областей познания, но математика и литература по определению не мыслятся как близкие категории. Ситуация эта может показаться необычной и будет оставаться таковой до того момента, пока не будет сказано, что речь идёт о Бертране Расселе – британском учёном, одном из самых интеллектуально разнообразных и влиятельных мыслителей в современной истории. Сегодняшний материал – попытка осознать лишь крупицу эмпирического наследия этого, без преувеличения, выдающегося человека. Но и она, надеемся, будет полезна всем, кто стремится к самопознанию и желает воспитать в себе умение объективно оценивать мир вокруг.
10 заповедей
«Десять заповедей, которые я, как учитель, хочу опубликовать, могут быть изложены следующим образом:
- Ни в чём не будьте абсолютно уверены.
- Не думайте, что лучше двигаться вперёд, при этом скрывая доказательства – они обязательно станут известны.
- Никогда не пытайтесь препятствовать процессу мышления и у вас обязательно получится.
- Столкнувшись с оппозиционным мнением, даже если оно принадлежит вашему мужу или детям, старайтесь преодолеть его путём аргументов, а не власти.
- Не уважайте авторитет других, потому что всегда найдутся авторитеты, утверждающие противоположное.
- Не используйте власть для подавления мнений, которые считаете пагубными, иначе эти мнения подавят вас.
- Не бойтесь быть эксцентричным в своих взглядах: любое мнение, общепринятое сегодня, когда-то было эксцентричным.
- Ищите удовольствие в умном несогласии, а не в пассивном согласии. Ведь если оценивать ум по достоинству, первое будет значить более глубокое согласие, чем второе.
- Будьте щепетильно правдивы, даже если правда неудобна, потому что пытаться скрывать её ещё неудобнее.
- Не завидуйте счастью тех, кто живёт в «раю дураков», ведь только дурак посчитает такую жизнь счастливой».
Интерпретация
Впервые статья содержащая декалог c заповедями была опубликована в 1951 г. в «The New York Times». В ней нет прямых отсылок к тому, что приведённые в конце принципы относятся к образовательной сфере. Б. Рассел рассуждает о преимуществах либерального мировоззрения. Поэтому, коллеги из «Теорий и практик» окрестили их перевод заповедями идейного либерала. А вот на одном англоязычном ресурсе мы встретили подход, предлагающий использовать вышеперечисленные идеи в качестве образовательного манифеста. Вдаваться в пространственные рассуждения по этому поводу мы не намерены, поэтому оставим вопрос интерпретаций в стороне, а сосредоточимся на содержании. Тем более что извлечь из заповедей британского философа определённые уроки может каждый человек, стремящийся к саморазвитию и познанию не ради количества знаний, а ради их качества. Указанные принципы ставят ряд требований к организации процесса мышления. Это одинаково пригодится и в плане обучения, и для противостояния манипулированию, слепой, догматичной вере.
Заповеди сформулированы лаконично, что не всегда позволяет понять их абсолютно. Попробуем разобраться в смысле некоторых из них. Первая является, по сути, ни чем иным как призывом к критическому мышлению. Это характеристика любого не просто образованного, а мыслящего человека. Иначе мы бы до сих пор верили в то, что Земля плоская и держится на трёх слонах, плывущих по бескрайнему океану на гигантской черепахе.
Также Б. Рассел рекомендует не препятствовать процессу мышления. С учётом того, что сегодня существующую систему школьного образования очень часто критикуют именно за навязывание рамок и «убийство творчества», этот постулат выглядит предельно актуальным. Вспомните, сколько гениальных открытий было совершено лишь благодаря тому, что кто-то пошёл по непривычному пути. Ментальные ловушки и влияние психологических эффектов делают наше мышление менее гибким, предсказуемым, а значит и менее эффективным. И происходит это зачастую именно потому, что мы сами себя ограничиваем.
Каждому, кто хочет научиться продуктивно обучать следует помнить и о требовании не ограничивать других в отстаивании взглядов, с которыми он не согласен. Кстати, то же самое верно и по отношению к высказыванию собственных взглядов, даже если они противоречат общепринятым. Осознанный уход от какого-либо мнения не способен сделать человека правым, а вот неправым – вполне. Отрицание проигрывает убеждению в большинстве случаев. А логическому аргументированному убеждению проигрывает и вовсе всегда.
Спорным может показаться 5 пункт: «Не уважайте авторитет других, потому что всегда найдутся авторитеты, утверждающие противоположное». Здесь, скорее всего, следует учесть контекст, в котором писалась статья. Автор критикует фанатизм, который начал приобретать реальные очертания в разгорающейся холодной войне. Общественное мнение будоражили Корейская война и «охота на ведьм», начатая Дж. Маккарти. Так что, вполне возможно, Б. Рассел хотел ещё раз напомнить о необходимости всё подвергать сомнению. И неуважение к авторитету стоит рассматривать именно в этом ключе – как нежелание слепо следовать любым призывам.
Короткая биография
В заключение немного сведений об авторе. Бертран Рассел (1872-1970) – британский математик, философ, историк, общественный деятель. Менее известны его труды по педагогике, социологии и эстетике. Б. Рассела за его вклад в науку часто сравнивают с Вольтером, а также называют мастером английской прозы. А работы учёного в области математической логики и вовсе оценивают, как наиболее значительные и фундаментальные со времён Аристотеля.
Известен своими атеистическими и пацифистскими взглядами, пропагандой образованности. Б. Рассел достаточно часто скептично и с тонким чувством иронии и сарказма высказывал свои представления, за которые его нередко критиковали верующие и «ястребы» времён холодной войны. К содержанию некоторых его высказываний действительно можно относиться по-разному, но не оценить их меткость и художественную завершённость – в некоторой мере кощунственно. Вот несколько его изречений – судите сами:
- В нашем великом демократическом обществе по-прежнему бытует мнение, будто глупый человек большей частью честнее умного, и наши политики, используя этот предрассудок в своих интересах, притворяются ещё более глупыми, чем они родились на свет.
- В Америке каждый свято убеждён в том, что выше него в социальной иерархии нет никого. Верно, но и ниже – тоже.
- Вместо того чтобы убивать своего соседа, пусть даже глубоко ненавистного, следует, с помощью пропаганды, перенести ненависть к нему на ненависть к какой-нибудь соседней державе – и тогда ваши преступные побуждения, как по волшебству, превратятся в героизм патриота.
- Вот здесь, на этой полке, у меня стоит Библия. Но я держу её рядом с Вольтером – как яд и противоядие.
- Если какая-то точка зрения широко распространена, это вовсе не значит, что она не абсурдна. Больше того. Учитывая глупость большинства людей, широко распространённая точка зрения будет скорее глупа, чем разумна.
Отзывы и комментарии
Какая из заповедей Бертрана Рассела вам кажется наиболее мудрой? Мы безоговорочно разделяем мнение, что нельзя быть абсолютно уверенным ни в чём. А вы?