Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое искусство и как рождается появление нового? Автор книги «Эффект Медичи» Франц Йоханссон однажды задумался и провел свое исследование. Он пришел к выводу, что дисциплинарная наука умерла. Все самое лучшее случается на стыке различных концепций, культур и дисциплин.
Любой человек, будь он человеком творческим или бизнесменом, должен выйти за рамки привычного и оглянуться по сторонам. Автор приводит несколько примеров того, как однажды один человек создает нечто новое, просто соединяя две и больше различных концепции.
История первая
В 1995 году скончался шеф-повар нью-йоркского ресторана Aquavit и владельцу ресторана срочно потребовалось найти ему замену. Пока владелец искал шеф-повара, он назначил временного управляющего по имени Маркус Самуэльсон, который только недавно стал работать в ресторане. Маркусу было 24 года, решение владельца не было лучшим из имеющихся, однако в итоге оно стало одним из самых удачных в истории ресторана.
Стоит отметить, что посетители ресторанов часто доверяются ресторанным критикам известных изданий, и одним из самых влиятельных была газета NewYork Times. Ресторан Aquavit имел всего одну звезду в рейтинге от этой газеты. Однако спустя всего три месяца ресторан получил три звезды, что считается невиданным событием. О ресторане стали писать все возможные печатные издания, а сам Маркус Самуэльсон получил огромную славу.
В чем был секрет его успеха? Маркус готовил удивительные блюда, которые поражали посетителей ресторана сначала необычными названиями, а затем и вкусом. Например, омары в карамели. Ингредиенты: колбаса из морских ежей, паста из морских водорослей и соус из цветной капусты. Или вот ингредиенты шоколадного пудинга: стручковый перец, йогурт из лимонника и малиновое мороженное. Самуэльсон сделал по сути простую вещь — он соединял шведскую кухню с кухней народов мира. Это придавало каждому блюду свою уникальность — такого сочетания посетители ресторана не могли найти нигде, кроме места, где работал Маркус.
Любое блюдо Маркуса — дерзкий вызов привередливым вкусам жителей Нью-Йорка. Следует сказать, что он не просто брал несочатаемые продукты, он знал, что делает. Мало взять три разных ингридиента и создать нечто новое, нужно еще разбираться во всем этом, экспериментировать и кое-что понимать в кулинарии. Но почему именно он, ведь в том же Нью-Йорке работают тысячи ресторанов, где шеф-повара отнюдь не являются аматорами.
У Маркуса Самуэльсона низкие ассоциативные барьеры. Он способен объединять различные концепции и делать это с умом. Когда человек слышит слово или видит объект, его мозг запускает целую цепочку ассоциаций и беда многих людей в том, что у них есть шаблоны, по которым двигается их мысль. Когда Маркус слышит «Салат Цезарь», он моментально отвечает «Суп из салата Цезарь» — и все остальные ответы на конкретные слова у него так же уникальны. Можно сказать, что мозг Маркуса запускает десятки разнообразных ассоциаций, поэтому каждый раз его ответ может быть совершенно другим. Его мозг разрушает традиционные кулинарные барьеры и это помогает ему комбинировать казалось бы несочетаемые вещи.
Почему мозг Маркуса Самуэльсона работает именно так? Достаточно проследить историю его жизни. Мальчика, родом из Эфиопии, забрали приемные родители из Швеции в возрасте трех лет. Приемный отец его был геологом, поэтому Маркусу посчастливилось побывать в самых разных странах мира. Когда Маркус подрос, он знал несколько языков. В возрасте 16 лет он устроился поваром на круизный лайнер. Ему удалось посетить страны с самой разной кухней. Вот они в Бордо, через несколько дней в Марокко, еще через пару дней в Панаме. Мозг Маркуса впитывал новые знания, как губку, кухня одной национальности сменялась кухней другой, да так, что между ними уже не было никакой разницы. Все это было пищей.
На сегодняший день в ресторане работают около ста человек сорока разных национальностей.
История вторая
Собственно, пришла пора объяснить название книги. Медичи — это семья флорентийских банкиров, которая внесла огромный вклад в развитие искусства и науки. У этой семьи было так много денег, что они могли позволить себе пригласить во Флоренцию деятелей разных областей — скульпторов, поэтов, философов, ученых, финансистов, архитекторов и художников. Такой наплыв не мог не дать результата — все эти люди общались друг с другом, делились опытом в своей области и таким образом разрушали границы между культурами и дисциплинами. Поэт учился у философа, художник у ученого, скульптор у архитектора. И все они вместе создали новый мир, плоды которого мы ощущаем до сих пор — эпоху Возрождения. Флоренция стала просто-таки эпицентром креатива и самым творческим периодом в истории человечества.
Все эти гениальные люди не смогли бы достичь такого мастерства, работай они по одиночке. Пожалуй, величие Леонардо да Винчи объясняется именно тем, что он, будучи художником, стирал грани между наукой и живописью, приборостроением и зоологией с примесью натуралистики. Он умел находить пересечения в разных областях.
История третья
Архитектор Мик Пирс принял очень сложный заказ — построить функциональное и привлекательное здание, в котором бы не было (по финансовым вопросам) систем кондиционирования воздуха. И да, сделать это нужно было в столице Зимбабве.
Пирс с воодушевлением принял предложенные условия и спроектировал такое здание, использовав приемы термитов строить муравейники.
Термиты не выжили бы без грибов, которые они выращивают. Они обязаны поддерживать в муравейниках постоянную температуру — 87 градусов по Фаренгейту. И это в условиях, когда температура в процессе дня и ночи скачет от 40 до 100 градусов. Пирс подсмотрел устройство муравейника и перенес ключевые моменты в свой проект.
Пирс интересовался природными экосистемами, поэтому идея пришла ему в голову почти сразу. Офисное здание было открыто в 1986 году и в нем естественным образом поддерживается температура 73-76 градусов по Фаренгейту. Благодаря этому компании удалось сэкономить 3,5 миллиона долларов. Пирс ступил на пересечение областей и сумел соединить природные процессы и архитектурные концепции.
Ричард Брэнсон, Шакира, Стив Джобс — далеко не все люди, опыт которых описан в данной книге. Каждый случай в чем-то уникален, но одно остается неизменным — эти люди сумели найти что-то новое на стыке разных областей. А в виду критики мозгового штурма в последнее время, данная книга выкладывает самые лучшие аргументы из истории человечества в пользу бомбардирования идеями в компании, состоящей из разных людей. Эффект Медичи доказывает нам одну простую мысль — возьмите людей из разных областей, заставьте их общаться и обмениваться опытом — и они создадут вам нечто новое. Конечно, при грамотном менеджменте.
Соединяйте разные области в своем бизнесе и творчестве. Попробуйте найти что-то общее между вашим делом и биологией, цыганскими мотивами, устройством первобытной общины, наукой о динозаврах. Самые необычные решения появляются на стыке двух и более областей.
А что вы думаете об эффекте Медичи? Оставляйте свои мнения в комментариях.