Сколько времени необходимо, чтобы написать роман? Полгода, год, несколько лет? Ответы могут быть разными. А вот чтобы написать черновик романа, достаточно и месяца. Он позволит проверить насколько интересна ваша задумка, оценить масштаб идеи и требуемые ресурсы. И в итоге понять, стоит ли приниматься за написание.
Итак, как быстро написать черновик своего романа?
Выберите жанр
Основными жанрами условно являются следующие:
- Приключенческий боевик («Остров сокровищ»)
- Мистерия (детективные истории Агаты Кристи и Артура Конан Дойла)
- Фэнтези («Хроники Нарнии», «Гарри Поттер»)
- Ужасы (книги Стивена Кинга)
- Историческая беллетристика («Еще одна из рода Болейн»)
- Выдуманная история («Имя розы», «Великий Гэтсби»)
- Любовный роман («Гордость и предубеждение»)
- Научная фантастика (работы Айзека Азимова)
- Криминальная фантастика («Девушка с татуировкой дракона»)
Разумеется, ваша книга может иметь признаки нескольких жанров, но не переусердствуйте. Лучший совет при выборе — писать в том жанре, который вы любите читать. Интуитивно вы уже будете знать основные его правила.
Резюме основных элементов романа
Основные элементы романа:
- Тема — это «почему». Это послание автора и одна из причин, почему он написал книгу.
- Настройка — это «когда» и «где». Когда и где происходит история.
- Персонажи — это «кто».
- Конфликт — это «что». То есть, в чем проблема, что происходит?
- Сюжет — это «как». Сюжет развивается и в конечном итоге разрешает конфликт.
Тема
Тема — центральное сообщение романа, которое передается через персонажей и обстоятельства. Это заявление, которое вы хотите раскрыть. Кроме того, это объединяющий элемент для всего, что вы вкладываете в свой сюжет. Вот пример:
- Тема шекспировского «Отелло» — предательство. Постановкой для «Отелло» является прибрежный город на Кипре конце XV века. Отелло — венецианец, который действует как губернатор Кипра. Он ошибочно полагает, что его жена, Дездемона, ему неверна. Испытывая ярость и ревность, он убивает ее.
Настройка: когда и где
Настройка — это фон, на котором происходит история. В принципе, это когда и где, но он может также включать образ жизни:
- Место. Это географическая локация истории, физическая среда. Действия романа могут перемещаться из одного места в другое. Подумайте о создании карты, которая показывает, где все действия будут иметь место. Это поможет вам измерять расстояния и указывать время, необходимое для перемещения ваших персонажей из одного места в другое.
- Время. Роман может относиться к конкретному периоду истории. Ваше повествование может иметь место в прошлом, это может быть современный роман, или же его события будут происходить в будущем. Вы должны решить, в какой момент история начнется и закончится. При описании вы можете указать сезон, месяц и даже время суток. Можете сделать график событий в романе.
- Образ жизни. Относится к повседневной жизни персонажей. Если история имеет место в определенный исторический период, образ и стиль персонажей — это тоже настройка.
Например, «Грозовой перевал» английской писательницы Эмили Бронте имеет место в конце XVIII – начале XIX веков. Все действия установлены в двух соседних домах или вокруг них.
Создание профилей персонажей
Вам понадобятся следующие персонажи:
- Протагонист: это герой вашей истории.
- Антагонист: это тот персонаж, который стоит на пути вашего главного героя.
- Второстепенные персонажи: это персонажи, которые играют второстепенную роль в истории.
Многие опытные писатели (например, Анджей Сапковский) рекомендуют создавать персональные профили для главных персонажей. Это помогает привести героев в жизнь и обеспечить непрерывность всей истории.
Профиль персонажа может состоять из следующих элементов:
- Возраст
- Внешность
- Должность
- Доход
- Образование
- Семейное положение
- Последние отношения
- Дети/родственники
- Симпатии и антипатии
- Сильные и слабые стороны
- Особые характеристики (движение, речь, смех)
- Любимые высказывания
- Дата рождения/знак зодиака
- Прозвище
Хорошее эмпирическое правило состоит в том, что главный герой будет противостоять тому, чего он больше всего боится, и должен преодолеть это, чтобы получить то, чего он больше всего желает.
Используйте архетипы
Виктория Шмидт в своей книге «45 мастерских персонажей» утверждает, что архетипы — это чертежи для создания четко определенных персонажей, будь то герои, злодеи или поддерживающие действующие лица. Как объясняет Шмидт: «Каждый архетип имеет свой собственный набор мотиваций, страхов и забот, которые двигают их вперед так же, как и сюжет». Архетипы — это основа ваших персонажей.
Греческие боги и богини представляют собой основные архетипы. Каждый бог или богиня имеет как положительный, так и отрицательный аспект.
Создание женских героев и злодеев
- Афродита: соблазнительная муза и роковая женщина
- Артемида: амазонка и горгона
- Афина: отцовская дочь и предательница
- Деметра: воспитатель и сверхконтролирующая мать
- Гера: матриарх и презираемая женщина
- Гестия: мистик и предатель
- Исида: женский мессия и разрушитель
- Персефона: дева и трудный подросток
Создание мужских героев и злодеев
- Аполлон: бизнесмен и предатель
- Арес: защитник и гладиатор
- Аид: затворник и чернокнижник
- Гермес: дурак и изгой
- Посейдон: художник и обидчик
- Зевс: король и диктатор
При этом помните, что стереотипы — это не архетипы. Стереотипы — это упрощенные обобщения, которые ограничивают вашего персонажа.
Что еще можно сделать
- Опишите, как выглядит типичный день вашего персонажа.
- Создайте предысторию своего персонажа. Даже если вы никогда не включите это в историю. Если вы знаете прошлое своего персонажа, то сможете сделать его или ее более убедительным для читателя.
- Создайте профиль для каждого из ваших персонажей по примеру Twitter или Facebook.
- Нарисуйте семейное древо персонажа.
- Набросайте эскиз своего персонажа, чтобы лучше понимать, как он выглядит.
Сюжет: история
Сюжет — это то, что происходит в романе. Э.М. Форстер объясняет разницу между историей и сюжетом в «Аспектах романа» следующим образом:
- «Король умер, а затем умерла королева» — это история.
- «Король умер, а затем королева умерла от разбитого сердца» — это сюжет.
Большинство сюжетов имеют классическую трехступенчатую структуру:
Действие I. В первом акте мы встречаем персонажей, задаем настройку и выясняем, какова главная проблема истории. Это подготовительный акт для читателя.
Действие II. Второй акт представляет собой усложнение. Проблема, которую мы создали в первом акте, становится более опасной и трудной. Попытки героя решить проблему терпят неудачу, герой теряет веру в себя.
Действие III. Третий акт представляет собой решение проблемы. В третьем акте вы завершаете рассказ и связываете свободные концы.
Несколько идей для спасения вашего сюжета
Если вы проработали две недели, а сюжет кажется странным, его можно попробовать доработать. Вот способы сделать это:
- Убейте главного героя.
- Сделайте название текущей песни своего плейлиста названием следующей главы.
- Ваш главный герой находит старое письмо в библиотечной книге.
- Включите предательство в сюжет.
- Перелистайте журналы или художественные книги. Просмотрите газету. Вырежьте три абзаца, чтобы вдохновить себя на интересную сцену.
- Понаблюдайте за людьми, за их разговорами и поведением. Соберите пять обрывков разговора.
- Напишите список слов, которые являются общими для вашего жанра, и объедините их интересными способами, чтобы придумать заголовки для ваших глав (дракон, замок, ров, рыцарь). После того, как у вас есть заголовок, создайте завихрение сюжета на основе этого названия.
- Подумайте об историях членов вашей семьи, о которых вы слышали.
- Ваш персонаж теряет что-то очень дорогое ему.
- Ваш персонаж в беде. Мозговой штурм: десять возможных способов решения проблемы.
- Украдите у лучших: вспомните любимый роман и позаимствуйте в нем сцену, конфликт, часть сюжета.
Конфликт
Конфликт — это борьба между противостоящими силами в истории. Конфликт вызывает интерес и напряжение. Существуют различные типы конфликтов, которые обычно можно отнести к одному из следующих:
- Персонаж борется с природой.
- Персонаж борется с другим персонажем.
- Персонаж против общества.
- Персонаж против самого себя.
Сцены
Сцены — это капсулы, в которых убедительные персонажи совершают важные действия ярким и запоминающимся способом, который позволяет читателям чувствовать себя так, как будто все происходит в реальном мире.
Когда сцена является сценой? Когда что-то меняется. Что определяет завершение сцены? Момент изменения. У каждой хорошей сцены есть цель и это приводит к следующей хорошей сцене.
Точка зрения
Точка зрения — это перспектива, с которой рассказывается история. Это «угол камеры», через который действие будет отфильтровано. Выберите точку зрения, которая наиболее эффективно позволит вам раскрыть персонажей и рассказать свою историю. Точки зрения, которые вы можете принять, в основном таковы:
От первого лица. Все с точки зрения первого лица происходит с перспективы главного персонажа. Мы можем знать только то, что знает этот персонаж, и наши знания могут быть искажены предубеждениями этого персонажа.
От третьего лица. Это наиболее часто используемая точка зрения. Когда вы пишете в третьем лице, вы используете местоимения, такие как «он» или «она». Это дает вам следующие варианты:
- Всезнающий, где мы можем слышать мысли и видеть действие с точки зрения любого персонажа.
- Объективный, когда рассказ, диалог и описание используются, только чтобы рассказать историю, и мы не допускаемся ни к каким мыслям.
- Ограниченный, где мы видим историю с точки зрения одного или нескольких персонажей, и можем слышать только мысли этих персонажей.
От второго лица. Точка зрения от второго лица — форма «вы» — необычна. Большинство романов написаны либо в первом, либо в третьем лице, поэтому использование второго лица может смутить читателей. Но если это подходит вашему роману, дерзайте.
Желаем вам удачи!