Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.
— Франклин Рузвельт
Нередко родителям приходится слышать от детей «я не смогу», «у меня не получится», «я не знаю, как это сделать». Оценивая себя, свои способности, возможности, свое место в мире, ребенок порой ошибается, занижая или наоборот, завышая самомнение. Когда речь заходит о самооценке, мы говорим о важном личностном образовании, которое нельзя оставлять без внимания.
Отношение ребенка к себе складывается из двух ключевых факторов: собственные достижения («что я умею», «что я могу», «что я делаю хорошо») и оценка его личности окружающими. Но не стоит забывать и о такой важной особенности, как индивидуальность. Индивидуальные особенности влияют на самооценку, определяя, насколько важно качество или действие, которое совершается самой личностью.
Изучением самооценки занимались известные психологи и ученые. Среди них, такие имена, как У.Джемс, З.Фрейд, К. Роджерс. Важный вклад внесли Б.Г, Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон. Это далеко не весь список великих имен, которые уделяли пристальное внимание самооценке, ее структуре, функциям и закономерностям формирования.
Самооценка и ее функции
Самооценка — это сложная психологическая система. Совокупность психических процессов, явлений, активность человека позволяет ребенку познавать самого себя и выделять себя, как часть большого мира. Функции самооценки являются мощным стимулом для развития личности. Каковы же эти функции?
Самооценка выполняет три функции:
- Регуляторная – возможность регулировать свое поведение и свою деятельность
- Защитная — возможность сохранять свою личность стабильной и независимой
- Функция развития, познавая себя, давая оценку своему поведению через призму оценки себя окружающими, происходит развитие.
Формирование самооценки
Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного общения и взаимодействия. От того, насколько объективно оценивается ребенок и его поступки, зависит адекватность самооценки. От самооценки зависит активность ребенка и его стремление к самосовершенствованию. Чем раньше будет сформирована адекватная самооценка, тем больших успехов он сумеет достичь в жизни.
Придерживайтесь перечисленных пунктов, это поможет сформировать адекватную самооценку.
- Любовь и принятие
- Больше поощрений, меньше наказаний
- Позвольте ребенку быть успешным
- Детская самостоятельность, как необходимость
- Объясняйте ребенку свои требования
- Не перегибайте с властью, которая у вас есть
- Правила есть правила, их необходимо соблюдать
- Прислушайтесь к мнению ребенка, но не руководствуйтесь только его желаниями
- Научите ребенка прислушиваться к мнению окружающих, но иметь свою точку зрения
- Обучите навыкам неагрессивного поведения в случаях критики
- Учите относиться с уважением к чувствам и желаниям других детей
- Обращайтесь к ребенку с просьбами о помощи или за советом как старшему или равному (особенно важным данный пункт является при воспитании мальчиков в системе отношений «мама-сын»)
- Будьте объективны к поступкам ребенка и его поведению
Заключение и обратная связь
Итак, самооценка занимает важное место в становления личности. Самооценка может быть завышенной, заниженной, адекватной и неадекватной. Но важно понимать, что от того, насколько адекватной будет самооценка ребенка, зависит его способность правильно и верно оценивать свои умственные, физические способности, а также осуществлять выбор личностных качеств, которые требуют особого внимания и развития. Особого внимания требует подростковый и юношеский возраст, когда происходит активное формирование личности.
Как вы считаете, может ли низкая самооценка быть стимулом для саморазвития и самосовершенствования? Поделитесь своей точкой зрения в комментариях.
Автор: Алла Нагинайло, психолог