«Пусть слово живое твой разум и сердце разбудит,
Введёт тебя в мир красоты»
— З.И. Романовская
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин одни стихи нам очень нравятся, а другие, напротив — не вызывают никаких эмоций? Отчего многие из нас, простившись со школьной скамьей, долгие годы помнят любимые стихотворения детства, легко извлекая из глубин памяти строки А. С. Пушкина: «Ветер, ветер! Ты могуч…». Или же рассказывая малышу о том, что такое хорошо, и что такое плохо, мы непременно проговариваем В.В. Маяковского: «Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо…». Оказывается, все дело в богатстве образной речи автора.
Несомненным достоинством любого стихотворения является легкость восприятия. Стихотворные тексты намного лучше улавливаются детьми. Яркие, четко обрисованные образы явлений природы, персонажей способствуют пониманию и запоминанию материала, учат сравнивать и анализировать, расширяют кругозор, формируют слуховое внимание. Помните веселую песенку в исполнении Эдуарда Хиля: «Дважды два четыре, дважды два четыре. Это всем известно в целом мире…»?! Песня несет не только положительный эмоциональный настрой, но и легко усвояемый новый материал.
Слово – могучий инструмент, которым владеет человек. И для того, чтобы сформировать у дошкольника творческий подход ко всему, в частности, интерес к словесному творчеству нужно постоянно работать со словом, звуком и рифмой. Речевые, словесные игры расширяют активный словарь малыша, учат чувствовать интонационную выразительность речи, способствуют пониманию антонимов, синонимов, многозначных слов, подготавливают почву для формирования монологической речи.
Детский психолог К. Роджерс отмечал: «Когда взрослый пытается учить ребёнка только своими методами, зачастую нудными и скучными, результаты оказываются не такими успешными, какими могли бы быть, так как подобное обучение часто даёт ребёнку формальные знания, делает его пассивным».
Совместное творчество родителей и детей создает атмосферу радости, свободы и доверия. А всплеск положительных эмоций приводит к творческому раскрепощению и самовыражению каждого члена семьи. Попробуйте рифмовать вместе с малышом любимые сказки по пути в садик, магазин или поликлинику. Рифмуйте на пляже и в саду; в транспорте или на детской площадке. Рифмуйте все, что вам нравится! Рифмуйте вдвоем или в компании близких друзей!
А сегодня мы хотели бы показать, как в простой и увлекательной форме можно помочь ребенку в изучении материала энциклопедии. Хочется верить, что наша стихотворная энциклопедия станет для вас приятным и полезным чтением!
С днем рождения, Земля!
Старая-престарая планета—
Земля, на которой живем
4,6 миллиарда лет ей
Нашим домом ее мы зовем.
А старше Земли – Вселенная
10—15 миллиардов лет назад
Возникла она после Большого взрыва
BIG BANG — так еще говорят
Гигантское облако пыли и газа
В пространстве образовалось.
В какой-то момент облако сгустилось —
Ядро, таким образом, появилось.
Оно начало быстро расти и вращаться
Так Солнце наше смогло образоваться.
Планеты Солнечной системы
Включая, Землю нашу
Возникли от мелких ядер
Что Солнце тогда окружали
Двигаясь, они сталкивались друг с другом
До тех пор, пока все планеты не образовались.
Сначала наша Земля
Очень горячую жидкость собой представляла,
Эта жидкость, вращаясь в пространстве
Постепенно форму шара принимала.
Только представьте себе: температура ее
900 С тогда достигала!
Много—много лет спустя
Земля остывать начала
Стала она чуть меньше
И на поверхности тверже.
Но по-прежнему раскалённой была
И выпускала много пара,
А этот пар превращался в огромные облака.
Постепенно температура Земли снижалась
И облака стали проливать бесконечные дожди
Дождь зарядил на века.
Так образовались первые океаны и моря.
Вокруг Земли образовалась Атмосфера—
Это защитная оболочка, планету окружающая
И, что еще не менее важно, кислород содержит она.
А потом кислород и вода
3,8 миллиарда лет назад
Первую жизнь зародили
Бактерии — это были.
Затем, постепенно — шаг за шагом
Много разных видов растений и животных
Появляться стали.
Последним появился человек!
Плоская или круглая?
В древности люди думали иначе —
Плоской считали Землю нашу
Китайцы представляли ее — четырехугольной,
Индийцы в форме лотоса цветка,
Греки в виде диска,
На который небесный свод опирается.
Первым усомнился Пифагор
Математик греческий, историк
В VI в. до н.э. жил он
Потом — Аристотель —
Философом был, в IV в до н.э. он жил
И Эратосфен — грек из Египта
III в до н.э. — время его открытий
Эратосфен и измерил размеры Земли.
В 1519 году Магеллан доказал,
Что Земля круглая
На корабле своем весь земной шар
Сумел обогнуть он.
Из Испании — вернулся он в Испанию опять
Пересек три океана:
Атлантический, Тихий, Индийский переплыл сам
Смелый был человек Магеллан.
Правильной формы — нет у земного шара
Он слегка приплюснут на полюсах
И немного расширяется в центре —
Это на экваторе так.
«Неправильная» форма Земли
Объясняется скоростью вращения планеты
Вокруг своей оси
Фигуру эту необычную Эллипсоидом вращения
Решили называть.
Геодезия — наука есть такая
Форму Земли она изучает
Помощники людей —
Искусственные спутники —
Аппараты эти — изучают звезды и планеты.
Творческому человеку интересно все, ему некогда скучать. Творческий человек никогда не одинок, потому как он интересен всем! Не упустите и вы эту возможность, введите творчество в повседневную жизнь вашей семьи.
Удачи вам!