Существует мнение, будто тайм-менеджмент загоняет человека в жесткие рамки, заставляет жить его строго по расписанию и вообще превращает чуть ли не в робота. Это заблуждение. Глобально навык управления временем учит видеть главное и достигать целей, распоряжаясь своим временем осознанно. И это отнюдь не сложно. Достаточно следовать определенным правилам, которые мы назовем навыками, чтобы уже в течение нескольких недель увидеть результаты.
Постановка целей
Вы можете научиться если не управлять временем, то хотя бы правильно его использовать. А это, в свою очередь, во многом зависит от правильной постановки целей.
Цель – это то, на чем вы фокусируетесь в данный момент. Любое действие и мысль должны подчиняться ей. Она может быть какой угодно, но не дайте себя обмануть, думая исключительно о деньгах. Да, это отличный актив, но он должен служить инструментом, а не быть самоцелью.
Когда думаете о целях, задействуйте стратегическое мышление, а также пытайтесь выбирать именно такие, которые окажут большее влияние на вашу жизнь. Рассмотрите следующие критерии:
- Каким человеком вы стремитесь стать?
- Чего вы хотите достичь в каждом аспекте своей жизни?
- Какие ожидания у вас есть относительно сотрудничества с другими людьми?
- Чему вы хотите научиться?
- Что для вас главное в жизни, в чем ее смысл?
- В соответствии с какими ценностями вы живете?
Расстановка приоритетов
Проблема современного человека в том, что он хочет успеть сделать все. И просто двигается по своему списку дел, куда записывает все свои задачи.
При этом мы в большинстве случаев понимаем, какие дела более важны, но все равно тратим массу времени на мелочи. Почему? Дело в лени и прокрастинации, которые порождает страх. Вы должны покопаться в себе, чтобы понять, откуда растут корни проблемы.
Вам даже не нужно работать на максимум, достаточно прекратить фокусироваться на несущественном. Одного этого будет уже достаточно, чтобы увеличить продуктивность, не напрягаясь. Помните о принципе 80/20, где 20% усилий приносят 80% результата.
Даже если у вас большое количество идей для творчества или бизнеса, возьмите и воплотите для начала три наиболее привлекательные. Не распыляйтесь.
Осознанность
Чтобы избежать крысиных гонок, нам нужно каждый вечер проводить в размышлениях и саморефлексии. Даже если вы при этом производите банальные мысли («вот чему я сегодня научился»), они развивают осознанность.
Старайтесь как можно чаще задавать себе следующие вопросы:
- Почему у меня не получилось?
- Где я ошибся?
- На каком этапе все пошло не так?
Осознанность позволяет вовремя задуматься о неправильном решении и изменить положение.
Самомотивация
У всех нас бывают дни, когда не хочется делать ничего: все начинается с болезни, усталости, лени. Дни превращаются в недели и даже месяцы. Человек, способный вызвать в себе в эти трудные минуты энтузиазм и мотивацию, может горы свернуть. Поэтому данный навык можно считать одним из наиболее важных в тайм-менеджменте.
Реальность не будет подстраиваться под ваше настроение и состояние. Мир не остановится, чтобы подождать. Вы и только вы заинтересованы в своих достижениях.
Тони Роббинс в своих книгах пишет о том, что мотивацию можно вызвать в себе за считанные секунды. Нужно лишь придерживаться некоторых правил:
- Не переедать, не употреблять спиртное, не курить.
- Делать утреннюю зарядку.
- Сесть на мыслительную диету: не допускать негативных и пораженческих мыслей.
Самомотивация – это навык, который требует огромной подготовительной работы. В первую очередь обращайте внимание на мысли, которые постоянно крутятся в вашей голове.
Фокус
Чем бы вы ни занимались, всегда найдется что-то, что будет отвлекать внимание. Иногда мы сами виноваты в том, что не можем управлять своим фокусом. Включаем громкую или агрессивную музыку, думаем о чем-то другом, неудобно сидим, бессмысленно серфим в интернете.
Здесь нам поможет осознанность: умение быстро осознать, что отвлеклись и тут же принять меры.
Умение принимать решения
Мы привыкли обманываться, думая, что для достижения цели нужно всего лишь взять и работать. На самом деле, нужно принять несколько ключевых решений:
- Выяснить (или выписать), какие именно задачи перед нами стоят.
- Исключить задачи, которые будут отвлекать.
- Решить, какую задачу необходимо выполнить первой.
Как научиться принимать решения? Это сложный вопрос, но если говорить коротко, то есть лишь один совет: старайтесь всегда и везде принимать решения. Мы слишком часто перекладываем ответственность на других или и вовсе не делаем ничего.
Планирование
Задачи и события имеют свойство пересекаться. А бывает так, что мы не можем приступить к одному делу, пока не закончим другое. Порой это все очень сложно и нужно быть гением, чтобы удержать в голове столько информации. Поэтому нужно планировать свою занятость, обычных карандаша и бумаги (ежедневника) будет достаточно для этого.
Умение делегировать
Вероятно, вы находились по обе стороны делегирования, поэтому прекрасно знаете, что задача эта может быть весьма трудной. В первом случае делегируют работу именно вам – и нужно правильно понять своего коллегу, задать все проясняющие вопросы.
Второй случай сложнее, ведь вы не знаете, четко ли понял человек, что вы от него хотите. Он может кивать головой, в его глазах отражается понимание, однако позже выясняется, что работа не сделана, а если и сделана, то с ошибками.
Умение объяснять, чего вы хотите от коллег и сотрудников – это и правда очень тяжелый труд. Но лучше потратить немного времени однажды и овладеть этим навыком, чем в будущем тратить его постоянно на переделку.
Умение применять копинг-стратегии
Время от времени что-то идет не так. И если в первые разы вы относитесь к этому с улыбкой, то с каждой новой неудачей энтузиазм ваш гаснет. Проявляется отчаяние, злость, возникает синдром жертвы с вечным вопросом: «Ну почему я?».
Вы должны овладеть стратегиями, которые позволят не допускать негатив, либо рассеивать его, если так случилось. Поэтому если вы чувствуете, что часто жалеете себя, сетуете на судьбу и ругаете себя, это сигнал к тому, чтобы научиться некоторым методикам.
Ведение записей
Записи позволяют упорядочивать мириады мыслей в голове, располагать их в нужном порядке, относить к определенным категориям. Глупо полагаться исключительно на память, потому что она подводит, а порой и искажает реальный опыт.
Организованность
Что значит быть организованным? В простейшем понимании – иметь достаточно времени и ресурсов, чтобы выполнять свою работу. Если вы художник, то должны не просто выделять на свою деятельность определенное количество часов в день, но и иметь при этом все необходимые инструменты, знать, где они находятся, держать их в порядке и чистоте. Без этого работа часто бывает утруднена и на нее уходит значительно больше драгоценного времени.
Терпение
Терпение – это умение сохранять голову ясной при отсутствии результатов. Это также способность быть последовательным и не наделать ошибок по причине спешки.
В мире бизнеса и творчества конкуренция очень сильная. Возможно, вам нужно будет месяцами или даже годами создавать один продукт и не получать обратной связи или финансовой выгоды. Видеоигра создается один-два года, столько же пишется книга, а стартап выходит в плюс зачастую и того позже.
Терпение формируется тогда, когда вы четко следуете намеченному курсу (но и меняете его под воздействием новых обстоятельств). Этот навык не дается от рождения, а воспитывается, поэтому прилагайте усилия для его освоения.
Желаем вам удачи!