Как добиться, чтобы обучающиеся получили более глубокое понимание того, как они думают, чувствуют и действуют, и чтобы при этом достигли успехов в обучении? С древности философы были заинтригованы тем, как люди развивают самосознание – способность изучать процесс своего мышления и окружающего мира. Сегодня исследования показывают, что самосознание тесно связано с метакогнитивными процессами мозга.
Метапознание (метакогнитивные процессы) – это способность человека думать о своем мышлении, знать о знании, осознавать свое осознание. Это навык высшего уровня, признак высокоразвитой личности. Метапознание может принимать различные формы; оно в том числе включает знания о том, когда и как использовать определенные стратегии для обучения или решения проблем.
Три составляющие метапознания:
- Знание: это то, что люди знают о себе и своем мышлении.
- Регуляция: это регулирование познания, чтобы помочь себе контролировать свое обучение.
- Опыт: это тот опыт, который имеет отношение к текущим когнитивным усилиям.
Словом, если человек овладевает метапознанием хотя бы на среднем уровне, он начинает осознавать свои ошибки (в том числе в мышлении), понимать, что нужно воспользоваться другой стратегией. А значит, он учится намного быстрее и эффективнее.
Метапознание позволяет людям брать на себя ответственность за свое обучение. Это включает в себя осознание того, как они учатся, оценку их потребностей в обучении, разработку стратегий для удовлетворения этих потребностей, а затем их реализацию.
Как можно использовать навык метапознания?
Успешные ученики обычно используют метакогнитивные стратегии. Вот некоторые из них:
- Знать пределы своей памяти для конкретной задачи и при этом создавать механизмы внешней поддержки (записи, напоминания).
- Наблюдать за своей стратегией обучения, а затем менять ее, если она окажется неэффективной.
- Осознавать, понимаете ли вы то, что только что прочитали. А затем изменить подход, если предыдущий оказался неудачным.
- Не читать основную массу информации, предварительно анализировать подзаголовки и ключевые слова.
- Регулярно тренировать осваиваемый навык.
- Периодически проверять себя при помощи тестов.
Стратегии метапознания в педагогике
Каждый педагог должен не только обладать метапознаниями, но и учить этому своих студентов и учеников. Это поможет им достичь больших успехов.
Научите своих студентов вести дневники
Один из способов помочь студентам контролировать и понимать собственное мышление – это использование личных дневников. Для начала пусть ведут их прямо во время уроков. Они должны подумать о том, как выучили то, что выучили. Или как узнали то, что узнали. Примеры вопросов:
- Что было самым легким для меня на этой неделе? Почему?
- Что было самым сложным в процессе обучения на этой неделе? Почему?
- Какие стратегии обучения хорошо сработали?
- Какие стратегии не сработали? Что я выберу на следующий раз?
- Какие привычки в обучении работают лучше всего?
- Какую привычку я буду развивать на следующей неделе?
Используйте технику «Обертка»
- Перед лекцией дайте обучающимся несколько советов о том, как активно слушать.
- Во время лекции попросите учеников записать три ключевые идеи, которые они считают самыми важными в вашей речи.
- В конце лекции скажите о том, какие идеи сами считаете ключевыми и расспросите их, почему они согласны или не согласны с вами.
Задавайте вопросы, нацеленные на метапознание
Сложно найти более эффективный способ, чем задавание вопросов, когда речь идет о метапознании. Это позволяет ученикам задуматься о процессе своего мышления.
Причем вопросы ученики должны задавать себе сами, а вы – лишь предоставить им их.
- Что я уже знаю об этой теме?
- Как я могу лучше подготовиться в следующий раз?
- Где я должен сидеть, чтобы лучше воспринять информацию преподавателя?
- Какие у меня есть вопросы по теме, о которой я хочу узнать больше?
- Какие озарения у меня сегодня случались во время урока? Что вызвало замешательство? Почему?
- Какие вопросы у меня возникают во время урока? Я их записываю?
- Я считаю эту тему интересной? Почему да? Почему нет? Я могу сделать ее для себя более интересной?
- Могу ли я отделить важную информацию от не важной? Как я это делаю?
- Что я сегодня услышал из того, что противоречит моему предыдущему пониманию?
- Какие идеи из этого урока я могу применить в своей жизни?
- Что мне нужно сделать прямо сейчас, чтобы путаница в голове исчезла?
- Что для меня самое сложное в этой задаче?
- Что я могу сделать иначе, чтобы учиться эффективнее?
- Что я буду помнить через 5 лет об этом уроке или курсе?
Позволяйте размышлять вслух
Научите учеников мыслить вслух при выполнении сложной задачи.
Вы можете затем указать на ошибки в мышлении, а другие ученики используют эти советы. Это полезная стратегия, потому что помогает понять:
- Как последовательно мыслить.
- В каких случаях неэффективно последовательно мыслить.
Если вы, как педагог, справитесь с этой сложной задачей и донесете до своих учеников важность метапознания, то можете быть уверены, что в дальнейшем многие задачи они смогут решать самостоятельно. А если не смогут, то хотя бы окажутся в состоянии сказать о том, что именно не понимают.
Желаем вам удачи!