Если вы хотели когда-нибудь стать экспертом в своей области, то наверняка задумывались о том, на какие ступени вам предстоит подняться. Чтобы добиться успеха недостаточно просто знать больше, чем знают новички. Ведь разница не только в знаниях, но и в том, как они воспринимают мир и как относятся к проблемам и задачам. Возьмем, к примеру, кулинарию. Начинающему повару требуется рецепт для того, чтобы приготовить элементарное блюдо, шеф-повару же не требуется рецепт вовсе. Это не значит, что шеф-повар запомнил рецепт, он просто знает. Если же он хочет добавить новый ингредиент, то будет учитывать все остальные, интуитивно распределяя пропорции. Опытные во всем люди оставляют впечатление, что они скорее чувствуют, чем просто помнят.
В начале 80-ых годов прошлого столетия два брата, Хьюберт и Стюарт Дрейфусы, придумали теорию, которая ныне называется «моделью приобретения навыков Дрейфусов». Она разбивает путешествие от новичка до эксперта на 5 отдельных шагов, на каждом из которых человек должен достичь совершенства.
Пять уровней навыков
Новичок
Главная цель новичка — добиться решений немедленных задач. Так как никакого опыта у него за плечами нет, он фокусируется главным образом на своих первых успехах. Новичкам нужны четкие ясные правила с недвусмысленными инструкциями с тем, чтобы строго на них концентрироваться. По существу, они не должны сосредотачиваться ни на чем другом, кроме слепого следования правилам.
Чтобы развиваться, новичку нужно контролировать и наблюдать за своими действиями с тем, чтобы достичь тех результатов, которые от него требуются.
Продвинутый новичок
Продвинутый новичок тоже оперирует четкими правилами, но они уже способны применять свои навыки не только в конкретных ситуациях, но и похожих на них. Жесткое правило таким образом превращается в рекомендацию. Продвинутый новичок пробует новые вещи, но все еще имеет много проблем с пониманием. Как и обычный новичок, он фокусируется на достижении целей — он не хочет заниматься теорией и видеть общую картину.
Чтобы развиваться, продвинутым новичкам нужно получать опыт в реальных жизненных ситуациях, преимущественно в тщательно для них подготовленных.
Знаток
Когда правила и рекомендации становятся непомерно сложными, человек начинает структурировать и сортировать их по важности, формируя концептуальные модели. Знаток может решать проблемы и работать, исходя из намеченного плана и прошлого опыта. Они готовы принимать решения и нести ответственность за свои действия.
Чтобы развиваться, знаток должен подвергнуться широкому разнообразию типичных, реальных ситуаций. Когда он с ними справляется, то начинает замечать связи между разнообразными концепциями.
Специалист
Специалист создает не только концептуальные модели, но и концептуальный каркас вокруг своего навыка. Он хочет видеть целостную картину и приходит в замешательство от слишком большого упрощения информации. Он сознает свои действия и может регулировать их налету. Он также умеет использовать и адаптировать под себя чужой опыт, а также применять принципы, которые требуют более утонченной интерпретации, чем простое следование рекомендациям.
Чтобы развить свои навыки до уровня эксперта, специалисту нужно очень много практики. Он должен практиковаться, исходя из собственных соображений, а не правил. Интуиция эксперта начинает развиваться в специалисте только когда тот свободно экспериментирует в самых разнообразных областях.
Эксперт
Отличительный признак эксперта — интуиция. Он просто делает работу, никакого планирования или точного анализа. Когда специалист может интуитивно идентифицировать проблему, эксперт может интуитивно ее решать. Эксперт без проблем распознает шаблоны, применяя решения, исходя из контекста. Несмотря на то, что эксперт невероятно интуитивен, ему бывает чрезвычайно сложно объяснить мотивы своих действий.
Хотя стадия эксперта кажется последней в этой иерархии, эксперт никогда не прекращает развиваться, искать более утонченные пути, узнавать более витиеватые приемы и воплощать их в жизнь.
Так каковы же фундаментальные изменения?
Проанализировав эти пять стадий, можно проследить общие мотивы, которые возникают при переходе от новичка до эксперта в любой сфере деятельности:
- Отход от четкого следования правилам и точных знаний до интуиции и сопоставления паттернов действий;
- Фильтрация — когда проблема больше не предстает в виде большого количества информации, но в виде уникального целого, где отдельные части более важны, чем другие;
- Переход от стороннего наблюдателя проблемы до становления частью этой проблемы. Принятие ответственности за результат, а не только фокус на решении проблемы.
Модель Дрейфусов является не единственной, пытающейся проследить от новичка до эксперта, но безусловно очень любопытной и популярной. Каждый из нас может много почерпнуть из нее и осознать, на какой ступени находится и к чему нужно стремиться.
А на какой ступени в своей области находитесь вы? Оставляйте свои комментарии.