Всем нам, так или иначе, приходится сталкиваться в своей жизни с тестами. Но есть небольшой нюанс: для многих людей тесты – это всего лишь задания, которые отличаются тематикой, направленностью и формой. Однако в действительности тема тестов – это целая наука, и необходимо знать, какие вообще бывают тесты и для чего они предназначаются.
Видите ли, если в конкретной ситуации использовать неподходящий тест, то можно получить не только не достоверные результаты, но и оказать вследствие этого отрицательное воздействие на свою дальнейшую жизнь, что может выразиться, например, в неэффективном обучении и даже неверном выборе профессии. Чтобы вы могли этого избежать, предлагаем вам познакомиться с интересной и полезной информацией о тестах, которая будет полезна как учащимся (и занимающимся самостоятельным обучением), так и педагогам.
Классификация тестов: основные подходы
На сегодняшний день существует два основных подхода к классификации тестов:
- Первый подход ориентируется на критерий – сюда относятся критериально-ориентированные тесты
- Второй подход ориентирован на норму – сюда относятся нормативано-ориентированные тесты
Изначально эти подходы появились как разные способы анализа результатов тестирования и отражали различные основания для сравнения. Но теперь они являются определяющими разницу практически на всех стадиях создания тестов.
В критериально-ориентированных тестах результаты интерпретируются по логической цепочке: предлагаются задания, даются ответы и делаются выводы о том, соответствует ли испытуемый конкретным заданным критериям.
В нормативно-ориентированных тестах полученные выводы дополняются рейтингом: предлагаются задания, даются ответы, делаются выводы о том, какими знаниями обладает испытуемый, и о том, какое место он занимает в заданной шкале.
Ниже мы приводим таблицу с основными характеристиками каждого вида тестирования.
Показатель | Критериально-ориентированный тест | Нормативно-ориентированный тест |
Область применения | Тестирование на степень владения материалом | Обзорное тестирование |
Значение | Определить задачи, которые способен выполнить испытуемый | Определить индивидуальные различия по уровню усвоенных знаний |
Обработка результатов | Индивидуальные результаты сравниваются с конкретной сферой достижений | Индивидуальные результаты сравниваются с результатами других испытуемых |
Область охвата | Фиксируется ограниченный набор задач | Охватывается широкая область достижений |
Свойство тестового плана | В расчёт берутся особенности специфических критериев | Применяется таблица критериев |
Подбор вопросов | Составляются вопросы, требующиеся для адекватного анализа. Не предпринимается попыток убрать лёгкие вопросы или изменить сложность вопросов | Подбираются вопросы, способные обеспечить максимальное разнообразие оценок. Лёгкие вопросы, как правило, в тесты не включаются |
Нормативы выполнения | Процесс выполнения обусловлен абсолютными стандартами. Степень владения материалом демонстрируется через определение 90% специфических терминов | Процесс выполнения обусловлен конкретной позицией в группе |
В процессе построения системы тестирования обычно устанавливаются конкретные цели, методы и сфера применения всего тестового инструментария. И способ и вариант создания тестов зависит от того, насколько широко планируется использовать данный тестовый материал.
Классификация тестов: дополнительные подходы
Помимо уже рассмотренных подходов к классификации тестов есть и другие. Они базируются на различных характеристиках.
Классификация по процедуре создания – тесты могут быть стандартизированными и не стандартизированными.
Классификация по средствам предъявления – тесты могут быть:
- Бланковыми (используется бумага и ручка/карандаш)
- Предметными (происходит манипуляция объектами, а результаты зависят от правильности и скорости выполнения задач)
- Аппаратурными (применяются особые устройства для исследования личностных особенностей, например, восприятия, памяти, внимания и т.д.)
- Практическими (применяется тестовое оснащение, предлагаются инструкции)
Здесь нужно указать на то, что для образовательных целей годится любой из видов тестирования, однако отдельное внимание следует уделить тому, что при предъявлении одного и того же теста в разных формах можно получить разные результаты, и такие результаты нельзя сравнивать между собой.
Классификация по направленности – тесты могут быть направленными на различные объекты изучения:
- Тесты на определение интеллектуальных способностей
- Тесты на определение достижений
- Тесты на определение личностных характеристик
Классификация по характеру действий – тесты могут быть:
- Вербальными (необходимо производить умственные действия, например, принимать участие в словесно-логических играх или работать с вопросниками на проверку знаний и т.д.)
- Невербальными или практическими (необходимо манипулировать конкретными объектами, к примеру, деталями, блоками, карточками и т.п.)
Классификация по ведущей деятельности – тесты могут быть:
- Тестами скорости (все задания выполнить за установленное время нельзя, т.к. оно жёстко ограничено)
- Тестами мощности (время на выполнение заданий не ограничено, но имеются задания повышенной сложности)
- Смешанными тестами (включены элементы тестов скорости и тестов мощности)
Представленная группа тестов наиболее часто встречается на практике, т.к. тесты, предлагаемые в учебных заведениях и организациях, относятся именно к ней.
Классификация по целям применения (касается только образовательной системы) – тесты могут быть:
- Тестами знаний и поведения учащихся на начальном периоде обучения (определяющие тесты)
- Тестами трудностей обучения и их источников (диагностические тесты)
- Тестами на основные достижения на финальном этапе обучения (суммирующие тесты)
И подытожить классификацию тестов можно ещё одним их видом, появившимся сравнительно недавно – это онлайн-тесты, т.к. тесты, подразумевающие своё прохождение в сети Интернет и, как правило, в течение нескольких секунд выдающие результаты. Такие тесты могут иметь совершенно разную направленность, от диагностики коэффициента интеллекта и творческих способностей до определения личностных характеристик (характера, темперамента и т.д.) и выбора профессии. Стоит заметить, что в последнее время онлайн-тесты завоевали себе огромнейшую популярность у людей по всему миру, а процент их применения многократно больше, чем у любых других тестов.
Применение тестов на практике
Каждый человек должен понимать, что действительно эффективные тесты разрабатываются и должны разрабатываться только специалистами – людьми, обладающими профессиональными знаниями и опытом. В то же время, множество тестов, которые сегодня можно встретить не только в Интернете, но и в печатных изданиях (об образовательных заведениях и организациях здесь речь не идёт, т.к. вышеупомянутое требование в них соблюдается должным образом) составлены крайне непрофессионально. Сами такие тесты и тем более их результаты воспринимать серьёзно никак нельзя. Отличить же стоящий тест можно очень просто: он либо снабжён кратким обзором, в котором приводятся обосновывающие его актуальность данные, либо хотя бы ссылкой на своего автора, который является специалистом в конкретной области (для примера можете заглянуть сюда или сюда).
Но, даже используя только качественные и грамотны тесты, нельзя рассчитывать на то, что оценка личности человека и его способностей будет на 100% достоверной. Единственным способом оценить человека по каким бы то ни было параметрам всегда являлось и является непосредственное общение с ним, причём общение это должно происходить на протяжении длительного времени, в разных жизненных условиях и ситуациях. Следует вывод, что тестирование является лишь одним из инструментов, который можно использовать для диагностики.
Проходя тесты или используя их в своей деятельности, рассчитывайте только на то, что они могут показать, пусть и приближённую к действительности, но лишь приблизительную картину того, что вы желаете узнать. Хотя, конечно же, тесты всегда помогают сэкономить время и выбрать определённую стратегию действий, поведения, взаимодействия или работы.
Учитывая всё это, в своей жизни и работе нужно, во-первых, использовать только самые профессиональные тесты, а, в-вторых, относиться к ним следует только как к указателям на пути дальнейшего развития. Если же вы являетесь большим любителем всевозможных тестов, и вам нравится проходить даже самые незамысловатые и недостоверные, воспринимайте их как увлекательный способ отдохнуть и провести время.