Изменения в бизнес-среде могут как создать новые возможности для вашей компании, так и привести к значительным угрозам. Возможностью может быть развитие новой технологии, которая поможет привлечь больше клиентов и позволит расширить ассортимент. Угрозой будет повышение конкуренции, сокращение рынка и повышение процентных ставок.
Анализ PEST – это отличный способ проанализировать политические, экономические, социокультурные и технологические изменения в бизнес-среде. Он поможет увидеть общую картину ситуации и сделать из нее правильные выводы.
Эту модель разработал профессор гарвардского университета Френсис Агиллар в 1967 году, однако она не теряет своей популярности и актуальности и по сей день.
Эта модель ценна по нескольким причинам:
- Она позволяет выявить потенциальные возможности и быть осведомленным о возможных угрозах.
- Она показывает направление, по которому движется ваша сфера бизнеса и в какую сторону меняется, что позволит подстроиться под эти изменения.
- Она поможет избежать запуска заранее провальных проектов.
- Она поможет избежать бессознательных предположений о новой стране, в которой вы хотите открыть свой бизнес.
Как использовать инструмент
Следуйте этим шагам для того, чтобы проанализировать вашу бизнес-среду, а также возможности и угрозы, которые она таит:
- Используйте PEST для мозгового штурма. Вам понадобится масса новых идей.
- При помощи мозгового штурма проанализируйте возможности, которые возникнут после изменения в бизнес-среде.
- Проанализируйте угрозы и проблемы, которые могут возникнуть.
- Примите соответствующие меры.
Рассмотрим каждый из четырех факторов по отдельности.
PEST-анализ
Политические факторы
- Когда в этой стране местные и президентские выборы? Как это может изменить государственную и региональную политику?
- Кто наиболее вероятный претендент на пост президента? Каковы его взгляды на бизнес вообще и на вашу сферу в частности?
- Насколько хорошо защищена частная собственность в этой стране? Насколько распространена коррупция?
- Есть ли какой-то закон на рассмотрении, который может повлиять на налоги и ваш бизнес? Позитивно или негативно?
- Какие тенденции можно заметить в государственном регулировании предпринимательской деятельности?
- Насколько защищены права потребителя?
- Каковы временные рамки предполагаемых законодательных изменений? Сколько у вас есть времени?
- Есть ли еще какие-то политические факторы, которые скорее всего изменятся?
Экономические факторы
- Насколько стабильна экономика страны? Она растет, стагнирует, падает?
- Стабилен ли курс валют?
- Растет или падает доход граждан? Будут ли какие-то изменения в следующие пять лет?
- Каков уровень безработицы? Легко ли найти квалифицированного работника? И насколько дорого это обойдется?
- Легко ли получить кредит для бизнеса?
- Как глобализация затрагивает экономику этой страны?
- Есть ли еще какие-то экономические факторы, которые стоит рассмотреть?
Социокультурные факторы
- Каковы темпы роста населения?
- Каков средний возраст?
- Окажет ли влияние на ваш бизнес смена поколений?
- Каков общественный уровень медицины, здоровья, образования и социальной мобильности? Как это может повлиять на ваш бизнес и каковы тенденции?
- Есть ли какие-то социальные табу, которые повлияют на ваш бизнес?
- Каковы религиозные верования и стиль жизни в этой стране? Как они влияют на людей и их решения?
- Есть ли еще какие-либо социокультурные факторы, которые затронут ваш бизнес?
Технологические факторы
- Есть ли новые технологии, которые вы можете использовать?
- Имеются ли какие-то технологии в разработке, которые могут радикально изменить подход к бизнесу?
- Имеют ли ваши конкуренты доступ к новым технологиям, к которым вы не имеете доступа? Как его получить?
- На каких исследованиях концентрируются ученые этой страны? Какие преимущества вы можете получить благодаря этому?
- Возможна ли удаленная работа?
- Существуют ли в этой стране технологические центры?
- Есть ли еще технологические факторы, которые стоит принять во внимание?
Мозговой штурм поиска возможностей
Теперь вам нужно придумать как можно больше вариантов новых возможностей. Используйте технику SCAMPER, она поможет вам взглянуть на ситуацию с совершенно разных сторон.
Мозговой штурм поиска угроз
Помните, что любое, даже на первый взгляд позитивное изменение, несет с собой множество угроз. Не сосредотачивайтесь исключительно на возможностях, выясните какие вас могут ждать проблемы. Используйте ту же технику SCAMPER.
Действуйте
Составьте подробный бизнес-план. Главное правило при его составлении — это гибкость. Он должен быть составлен таким образом, чтобы при изменении экономики или бизнес-среды, его можно было переработать и внедрить за короткий период времени. После составления этого плана, действуйте.
Желаем вам удачи!