ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Таксономия Блума


Таксономия Блума была создана в 1956 г/ под предводительством педагогического психолога Бенджамина Блума в целях поощрения развития более высоких форм мышления в образовании, таких как анализ и оценка концепций, процессов, процедур и принципов, а не просто запоминания фактов. Ее часто используют при разработке учебных и образовательных процессов.

Таксономия — это вариант классификации педагогических целей. Впоследствии Блум написал книгу под названием «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Таким образом, если вы педагог или ставите целью научить кого-нибудь чему-нибудь, таксономия Блума может оказаться очень полезной. Она не только позволяет понять, чему стоит обучать, но и отслеживает прогресс.

Блум выделяет три области обучения (образовательной деятельности):

  • Когнитивная: ментальные навыки (знания)
  • Аффективная: чувственный рост или эмоциональные домены (эмоциональные реакции)
  • Психомоторная: физические навыки (мастерство)

Рассмотрим когнитивную и аффективную области, поскольку они имеют непосредственное отношение к цели нашего сайта.

Когнитивная область

Она включает в себя знания и развитие интеллектуальных способностей. Например, запоминание или распознавание конкретных фактов, процедурные модели или концепции, служащие развитию интеллекта.

Блум выделяет шесть основных категорий когнитивного процесса:

  • Знание. Запоминание и воспроизведение предыдущей выученной информации. Примеры: котировки цен по памяти, цитирование правил безопасности. Ключевые слова: определить, описать, идентифицировать, знать, назвать имена, найти совпадение, схемы, состояния. Инструменты: флеш-карточки, подчеркивания и выделения в книге, чтение, повторение.
  • Понимание. Понимание смысла, перевод, интерполяция, интерпретация инструкции или проблемы. Описать проблему собственными словами. Примеры: переписать принципы своими словами на тестах, объяснить своими словами суть задачи другому человеку, перенести уравнение в компьютерную таблицу. Ключевые слова: постижение, преобразование, объяснение, расширение, общение, привести пример, интерпретация, пересказ, предсказание, обобщение, перевод. Инструменты: создание аналогий или метафор, участие в совместном обучении, создание заметок, умение рассказывать связанные истории, поиск в интернете.
  • Применение. Использовать изученный концепт в новой ситуации или использование абстракции по своему усмотрению. Это применение знаний, полученных в классе, на практике. Примеры: вручную подсчитать время отпуска сотрудника, применение законов статистики для оценки надежности. Ключевые слова: применить, изменить, вычислить, конструировать, демонстрировать, обнаружить, манипулировать, готовить, производить, решать. Инструменты: совместное обучение, создание нового процесса, блог, практика.
  • Анализ. Разделение материала или концепции на составляющие, понимание разницы между ними. Пример: распознавание логических ошибок в рассуждении. Ключевые слова: анализ, разбить, сравнить, диаграммы, дифференцировать, различить, иллюстрации, выбрать, соотносить, разделить.
  • Оценка. Научиться делать суждения о ценности идеи или материала. Примеры: выбрать самое эффективное решение, нанять самого лучшего кандидата. Ключевые слова: оценить, сравнить, критика, защитить, описать, трактовать, оправдать, суммировать.
  • Создание. Выбрать две несвязанные между собой части и создать нечто новое. Примеры: написать инструкцию. Ключевые слова: соединить, компилировать, модифицировать, переписать, реконструировать, обобщить, переставить, организовать. Инструменты: написать эссе, придумать новую модель.

Категории можно рассматривать как степени сложности. То есть желательно начинать со знаний, переходить к пониманию и так далее.

Аффективная область

Это все, что связано с чувствами, эмоциями и настроением в процессе обучения.

  • Восприятие. Осведомленность, готовность услышать, избирательное внимание. Пример: слушать других с уважением. Ключевые слова: признание, просьба, внимательность, вежливость, понимать, слушать.
  • Реагирование. Активное участие со стороны обучающихся, реакция на определенное явление, готовность отвечать и мотивация. Примеры: участие в обсуждениях в классе, создание презентаций. Ключевые слова: ответить, помочь, выполнить, приветствовать, помогать, исполнить, рассказать.
  • Усвоение ценностей. Ценность, которую человек придает конкретному явлению, объекту, человеку или событию. Варьируется от простого принятия до более сложных состояний. Примеры: демонстрация веры в демократический процесс, чувствительность к индивидуальным и культурным различиям (ценностное разнообразие). Учение является обязательным, придерживается своего слова, предлагает план социального оздоровления. Ключевые слова: ценить, беречь, демонстрация, инициировать, приглашать, присоединяться, уважать, делиться.
  • Организация ценностей. Ученик организовывает ценности в приоритеты, противопоставляя различные ценности, разрешая конфликты между ними и создавая уникальную систему ценностей. Акцент делается на сравнении, соотношении и синтезе ценностей. Примеры: ученик признает необходимость обеспечения баланса между свободой и ответственным поведением, принимает профессиональные этические нормы. Ключевые слова: связать, сравнить, синтезировать.
  • Интернализация ценностей. Ученик имеет систему ценностей, которая контролирует его поведение. Такое поведение является повсеместным, последовательным, предсказуемым. Пример: ученик демонстрирует уверенность в себе, когда работает самостоятельно. Использует объективный подход в решении проблем. Выявляет профессиональную приверженность этической практике на ежедневной основе. Пересматривает суждения и изменяет свое поведение в свете новых доказательств. Ценит людей такими, какие они есть. Ключевые слова: действовать, различать, модифицировать, выполнять, задавать вопросы, пересматривать, решать, проверять.

В наше время применение таксономии Блума находят не только в сфере обучения, но и в других областях. Многие люди критикуют ее. Например, указывают, что хоть и согласны с существованием шести категорий когнитивной области, но ставят под сомнение существование последовательной иерархической связи. Так или иначе, но она не теряет своей актуальности и каждый может почерпнуть из нее немало интересного.

Желаем вам удачи!