Блог о саморазвитии

Стоицизм и упражнения для его развития

Стоицизм и упражнения для его развития

Существует философская школа известная как стоицизм. Она возникла в Афинах около 300 г. до н. э., ее основатель — Зенон Китийский. Наиболее знаменитыми представителями были Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет и Диоген Лаэртский. Основное утверждение стоицизма, что добродетель (как и мудрость) — это счастье, а суждение основано на поведении, а не на словах. Мы не контролируем и не можем полагаться на внешние события, а только на себя и свою реакцию.

Стоицизм напоминает нам, насколько непредсказуем мир, как коротка наша жизнь и что нужно быть стойким, сильным и контролировать себя и свои желания. И наконец, что источником нашего недовольства является наша импульсивная зависимость от рефлексивных чувств, а не от логики.

Стоицизм не разрабатывает сложные теории о мире, но помогает нам преодолеть разрушительные эмоции и действовать там, где это возможно. Он создан для действий, а не для бесконечных дискуссий.

У этого течения было три лидера. Марк Аврелий, император Римской империи, самый могущественный человек на земле в то время, каждый день садился писать заметки о сдержанности, сострадании и смирении. Эпиктет перенес ужасы рабства, чтобы основать собственную школу, где он преподавал ученикам, ставшим впоследствии величайшими умами Рима. Сенека способен был думать об утешении своей жены и детей, когда император Нерон потребовал у него покончить с жизнью.

Стоицизм практикуется и практиковался королями, президентами, художниками, писателями и предпринимателями. Люди прошлого и современники считали и считают стоицизм образом жизни. Отцы-основатели США были вдохновлены этой философией. Джордж Вашингтон познакомился со стоицизмом в 17 лет. Томас Джефферсон перечитывал труды Сенеки вплоть до своей смерти.

Можно ли развить стоицизм в себе? Да. Прочтите работы трех основателей стоицизма, а также выполняйте три упражнения, представленные в этой статье. Некоторые из них могут показаться слишком радикальными, поэтому относитесь к ним с осторожностью.

1

Практика неудач

Сенека писал: «Во времена безопасности дух должен готовиться к трудным временам. Когда неудача наполняет дух благосклонностью, она готовит его дать отпор более сильным соперникам».

Сенека, который не был стеснен деньгами как советник Нерона, выбирал несколько дней в неделю и предавался жизни нищего.

Возьмите немного еды, наденьте худшую одежду, уйдите от комфорта теплой кровати и дома. Встретьтесь один на один со своей нуждой и спросите себя: «Это то, чего я так боялся?».

Важно понимать, что это практическое упражнение, а не риторический прием. То есть вы должны не думать о несчастье, а жить с этим. Комфорт — это рабство, потому что вы всегда боитесь, что потеряете то, что имеете. Но если приобрести способность жить и радоваться жизни в любой ситуации, вы станете по-настоящему независимым.

Такие эмоции как тревога, беспокойство и страх имеют свои корни в неопределенности, являются скорее психологическими, а не реальными. Любой, кто боится и тревожится, знает, сколько физической и ментальной энергии может потреблять этот процесс.

Решение состоит в том, чтобы что-то сделать со своим невежеством. Познакомиться с наихудшими сценариями, которых вы боитесь.

Если чего-то боитесь, приучите себя сразу же сталкиваться со страхом, пока он не проник глубже. Помните, что он находится внутри вас, а зачастую снаружи никакой физической угрозы нет.

2

Тренировка избегания восприятия «хороший-плохой»

Марк Аврелий считал: «Если вы не хотите чувствовать, что страдаете — вы не будете страдать».

У стоиков было упражнение под названием «Превращение препятствия в преимущество». Они любили переворачивать проблему с ног на голову. Потому что если вы научились этому, то любая неудача, любая ошибка кажется преимуществом. Вы должны помнить простое правило: «плохое» становится источником хорошего.

Предположим на секунду, что вы хотите помочь кому-то, но человек угрюм и не желает сотрудничать. Вместо того чтобы чувствовать себя отвергнутым, стоицизм учит, что нужно направлять свое внимание к новым добродетелям. Например, к терпению и пониманию или шансу показать силу своего духа. Предложить помощь легко, принять отказ в предложении помощи тяжело и даже обидно.

Марк Аврелий писал: «Препятствие к действию продвигает действие. То, что стоит на пути, становится путем».

Почему один человек становится предпринимателем, а другой нет? Первый создает возможности, второй этого делать не умеет. Стоики замечают возможности мгновенно, остальные люди смотрят на препятствия и не видят ничего.

Существует только восприятие. Вы его контролируете.

3

Помнить: это все эфемерно

Марк Аврелий написал простое и эффективное напоминание, чтобы помочь себе восстановить свежесть ума и остаться уравновешенным: «Вспомни те обстоятельства, которые вызывали наибольший гнев. И где все это теперь? Дым, пыль, легенда».

Подумайте о том, насколько малы ваши желания, насколько вы малы в контексте Вселенной и какие у вас простые проблемы. Эфемерными могут быть достижения, слава и обладание вещами.

Если все эфемерно, что имеет значение? Важен лишь настоящий момент. Быть хорошим человеком и совершать правильные и хорошие поступки здесь и сейчас — вот что важно.

Александр Великий завоевал весь мир, некоторые города названы в его честь. Это все знают. Стоики также знают, что как-то в состоянии алкогольного опьянения он случайно убил своего лучшего друга Клития. После этого Александр приглашал к себе лучших «психологов» мира, чтобы справиться с утратой, но ничего не получилось. Не имеет значение, насколько вы знамениты, если несчастны.

Учитесь на ошибках. Будьте скромными, честными и осознанными. Это то, что может быть у вас каждый день вашей жизни. И тогда вы не будете бояться, что однажды все потеряете.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова: