ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Стили обучения


Стили обучения

Случалось ли вам, что когда вы хотели выучить что-то предельно простое, то не могли понять самых ключевых идей? Или, например, вы хотели научить человека чему-нибудь, а он был не в состоянии понять даже простые вещи? Если так, то скорее всего дело в конфликте стилей обучения: ваши предпочтения не сочетались с предпочтениями учителя или лектора. В этом случае процесс обучения расстраивает обе стороны, а взаимопонимание находится на нулевом уровне.

Если вы знаете свой стиль обучения, вам будет легче обучаться самому. А когда узнаете стиль обучения своих подчиненных, то сможете эффективно под него подстраиваться.

Показатель стилей обучения

Одна из самых распространенных моделей обучения — это показатель стилей обучения, разработанный Ричардом Фелдером и Барбарой Соломан в конце 1980-х. Он был основан на модели обучения, предложенный ранее тем же Ричардом Федлером и Линдой Сильверманн.

Согласно этой модели, существуют четыре измерения  в стилях обучения. В каждом из них есть две полные противоположности, так что в стилей обучения восемь.

1

Сенсорный — интуитивный

Люди сенсорного типа предпочитают иметь дело с конкретной, практической и процедурной информацией. Они в первую очередь обращают внимание на факты.

Интуитивные люди предпочитают концептуальную, инновационную и теоретическую информацию. Они во всем ищут смысл.

2

Визуальный — вербальный

Визуалы предпочитают графики, картинки и диаграммы. Они сосредоточены на визуальном предоставлении информации.

Вербальные люди предпочитают слушать и читать информацию. Они ищут объяснения при помощи слов.

3

Активный — рефлексивный

Активные ученики предпочитают манипуляции с объектами, физические эксперименты и учатся при помощи попыток. Они любят работать в группах.

Рефлексивные ученики любят все тщательно продумывать, оценивать риски и выбор и учиться при помощи анализа. Они любят решать проблемы самостоятельно.

4

Последовательный — глобальный

Последовательные ученики предпочитают получать информацию, представленную линейно. Они собирают информацию по кусочкам для того, чтобы увидеть общую картину.

Глобальные ученики предпочитают общую картину и систематический подход. Они первым делом смотрят на общую картину и только затем, если остается время, рассматривают частности.

Использование модели

Она поможет вам не только выяснить, какой стиль обучения предпочитаете вы, но и определить стиль обучения другого человека для того, чтобы объяснить ему что-либо.

Для развития своего стиля вам потребуется сделать три шага:

Шаг 1

Определите свои предпочтения для каждого стиля. Прочтите объяснение для всех стилей и выберите несколько таких, какие точно описывают ваши предпочтения.

Шаг 2

Проанализируйте полученную информацию и выявите те стили обучения, которые совершенно вам не подходят. Отметьте, в чем именно случилась разбалансировка. Почему вам не нравятся эти стили?

Шаг 3

Суть в том, что вам нужно подтянуть стили, которые вам не очень подходят, потому что порой мы не можем выбирать то, чего хотим и что любим. Поэтому не только улучшайте предпочитаемые стили, но и старайтесь подтянуть не очень любимые. Соблюдайте баланс.

  • Сенсорные ученики. Если вы чересчур полагаетесь на чувства, то можете быть склонны к тому, что для вас знакомо и концентрироваться на фактах вместо того, чтобы внедрять инновации и адаптироваться под новые ситуации.
  • Интуитивные ученики. Если вы слишком полагаетесь на интуицию, то можете пропустить очень важные детали, которые приведут к плохим решениям. Приучите себя к изучению фактов и запоминанию информации, которая поможет вам защитить и отстоять свою точку зрения. Возможно вам стоит немного остановиться и подумать, прежде чем действовать спонтанно.
  • Визуальные ученики. Если вы концентрируетесь больше на графической информации, чем на словах, то вы ставите себя в невыгодное положение, потому что вербальная и письменная информация до сих пор является главенствующей в обучении. Приучите себя всегда делать заметки, размышляя о чем-нибудь, а также к тому, чтобы объяснять что-либо при помощи слов.
  • Вербальные ученики. Слышать и читать информацию полезно, однако вам нужно научиться получать ее из диаграмм, скетчей и схем — в этих случаях картина становится наглядной и приходит быстрое понимание ситуации.
  • Активные ученики. Если вы часто сначала делаете, а потом уже думаете, то обычно принимаете поспешные решения, а также выносите необоснованные суждения. Вам нужно научиться терпению — как только информация вами получена, тщательно изучите ее со всех сторон. Если участвуете в дискуссии, выслушайте собеседника прежде чем сказать что-либо.
  • Рефлексивные ученики. Если вы думаете слишком много, то есть вероятность, что вы не сделаете ничего. Думать — это хорошо, но приходит время, когда нужно действовать. В идеале вы должны воплощать в жизнь любую информацию, о которой узнаете. Не откладывайте на потом, потому что в итоге вы так ничего и не сделаете.
  • Последовательные ученики. Когда вы разбиваете большой кусок проблемы или информации на мелкие компоненты, вам часто удается найти хорошее решение. Однако это не всегда срабатывает. Заставьте себя остановиться и задуматься о том, зачем делаете то, что делаете и каким образом это служит главной цели. Спросите себя о том, как ваши действия помогут вам в долгосрочной перспективе. Если вы не можете найти практического применения для того, что делаете, значит вам нужно посмотреть на общую картину, а не отдельные компоненты.
  • Глобальные ученики. Если схватывать и понимать общую картину для вас не проблема, это может привести к большим проблемам. Вы можете видеть, что необходимо сделать, однако вы не сможете найти лучший способ для этого. Если вы не можете объяснить что вы делаете и почему, значит упускаете критически важные детали.

Когда вы хотите кого-либо научить, прежде всего обращайте внимание на противоположные стили одного и того же измерения. Если вы поняли, что ваш ученик любит глобальный стиль обучения, а вы предпочитаете последовательный, то подстроиться должны именно вы. Помните, что важно не то, что вы сказали, а то, как это было воспринято.