Чтобы преуспеть в чем угодно, нужно разработать план. Это работает в спорте, карьере, личностном развитии, это же невероятно актуально и в бизнесе. Если у вас нет плана или стратегии, то вы предпринимаете бессмысленные действия в надежде добиться целей. Это напоминает игру в рулетку. Конечно, такой подход в бизнесе иногда даже полезен, особенно для людей с отличной интуицией, однако для того, чтобы научиться этому, вы все равно должны создать бизнес-стратегию, воплотить ее в жизнь и получить богатый опыт. Эта статья предоставляет вам разумный, систематический подход к ее разработке.
Подходы к стратегии
В зависимости от масштабов амбиций и обстоятельств, вы можете разработать стратегии к:
- Повышению прибыльности;
- Получению большей доли рынка;
- Повышению степени удовлетворенности клиентов;
- Завершению проекта в рамках бюджета.
Для того чтобы определить свою стратегию, вы должны четко выявлять внешние и внутренние факторы, которые повлияют на нее. При помощи такого подхода вы сможете распознать возможности и использовать их для своего успеха.
Создание стратегии представляет собой трехступенчатый процесс:
- Анализ обстановки и окружения.
- Определение стратегических вариантов.
- Оценка и выбор лучшего варианта.
Рассмотрим каждый шаг отдельно, а также несколько полезных методик, которые помогут разработать стратегию.
Проанализируйте обстановку и окружение
Сделайте следующее:
- Проанализируйте деятельность своей компании. Изучите ресурсы, возможности, сильные и слабые стороны. SWOT-анализ отличная техника именно для этого.
- Проанализируйте окружение. Существуют ли какие-нибудь возможности на рынке? Что в будущем будет происходить в вашей индустрии и как это повлияет на ваш бизнес? Анализ PEST — это отличная стартовая точка для анализа окружения. Вы должны приспосабливаться к окружению, а не идти против него.
- Проанализируйте клиентов и заинтересованных лиц. Стратегия определяет, как именно вы собираетесь победить в игре за рынок. Один из лучших способов сделать это — удовлетворить ваших клиентов. Чего они хотят? Также подумайте о том, чтобы соответствовать ожиданиям своих акционеров, инвесторов и партнерских компаний.
- Проанализируйте конкурентов. Развивайте конкурентный интеллект. Это поможет вам изучить сильные и слабые стороны других компаний и выработать соответствующую стратегию. Ответьте на вопросы: насколько легко выйти на ваш рынок? Какие альтернативы есть у ваших клиентов?
Определите стратегические варианты
Пришло время найти идеи, которые помогут вам получить конкурентное преимущество и достичь целей.
- Проведите мозговой штурм и придумайте несколько вариантов. Можете воспользоваться техникой обратного мозгового штурма для изучения проектов, которые можно запустить и получить конкурентное преимущество. Определите свои границы, а затем ищите варианты в их пределах.
- Изучите возможности и угрозы. Анализ SWOT поможет также и в этом случае. Составьте их полный список, а затем максимизируйте преимущества и минимизируйте угрозы. А в лучшем случае превратите вторые в первые.
- Решайте проблемы. Проблемы вы будете решать каждый день, но некоторые ситуации можно предотвратить. Для начала вам нужно найти и сформулировать проблему. В этом вам поможет техника «Пяти почему» — она создана для того, чтобы при помощи вопросов найти корень проблемы.
Оцените и выберите лучшие стратегические варианты
Теперь у вас есть несколько стратегий, однако нужно их детально проработать, чтобы затем оценить, сравнить и выбрать.
- Разработка вариантов. Некоторые стратегии кажутся привлекательными до тех пор, пока не начинается их разработка. И наоборот. Поэтому используйте метод ментальных карт для того, чтобы создать черновой план каждой стратегии. Не пытайтесь на данном этапе их оценивать или сравнивать, просто идите до конца.
- Оцените и выберите лучшие стратегии. Конечно, в идеале стратегия должна требовать меньше ресурсов и давать больше результатов. Однако это случается редко, чаще всего приходится сравнивать несколько разных стратегий без очевидного преимущества одной над другой. Вспомните о целях и миссии своей компании: есть ли стратегии, которые противоречат им? Впрочем, вы можете изменить свои цели и миссии или доработать их.
Воплощение стратегии
Для грамотного воплощения стратегии, ответьте на следующие вопросы:
- Каковы ваши персональные сильные и слабые стороны?
- Способны ли вы достичь цели и воплотить стратегию в жизнь?
- Видите ли вы общую картину тенденций в своей индустрии?
- Как вы будете наблюдать и анализировать внешние факторы?
- Кто те люди, от которых зависит воплощение стратегии?
- Какой выбор есть у вас?
В вопросах стратегии не существует понятия «правильная» или «неправильная». Даже стратегия, которая на бумаге кажется плохой, на деле может оказаться прибыльной. Если вы сами четко понимаете свою стратегию, то сможете ее воплотить, несмотря на преграды и угрозы со всех сторон.
Желаем вам удачи!