В одном из интервью Себастьян Трун, профессор Стэнфордского университета, разработчик массовых образовательных онлайн курсов, сказал: «MOOК способны стереть географические, экономические и расовые барьеры в образовании». В теории именно так всё и выглядит – первые МООК были восприняты с небывалым энтузиазмом, а сегодня о них знают люди из всех уголков планеты, которые интересуются саморазвитием. На курсы записываются десятки тысяч студентов. Западные компании признают сертификаты об их окончании. Но у МООК есть и обратная сторона, свои недостатки. И о них говорят не отдельные эксперты в области образования или закостенелые традиционалисты, а язык сухих цифр – статистика.
Два взгляда на МООК: открытость и элитарность
Не успела «The New York Times» окрестить 2012 год годом МООК, сделав упор на значимости этого явления для современного мира, как уже в следующем году последовали публикации, в том числе в крупных изданиях, о том, что революция в образовании удалась едва ли. Несомненно, сама идея была инновационной, но реальный опыт её внедрения показал, что границы доступности стереть не так легко.
Растиражированное СМИ представление о МООК, как о бесплатном шансе пройти курсы от ведущих университетов мира абсолютно всем желающим – справедливо лишь в одной плоскости. Да, действительно, массовые открытые онлайн курсы освободили знания из заточения аудиторий с ограниченным количеством мест. Всё больше появляется бесплатных курсов, что без преувеличений является позитивным аспектом, поскольку даже в развитых странах далеко не каждый в состоянии оплатить обучение в высшем учебном заведении. В то же время настоящей костью в горле традиционного образования МООК не станет до того момента, когда в открытом доступе появятся не отдельные курсы, а целые программы. Скорее всего, к такому шагу глобальные игроки рынка онлайн образования (а это ресурсы, созданные университетами) не готовы сейчас и не будут готовы в ближайшем будущем.
Не произошло и ожидаемой демократизации образовании в связи с возможностью доступа к ней людей из малообеспеченных слоёв населения. В этом отношении очень демонстративную статистику опубликовал небезызвестный «Wall Street Journal». Она представляет собой результат исследования, в котором приняло участие 35 тыс. слушателей курсов (из 200 стран мира) Пенсильванского университета, который является одним из наиболее активных участников создания МООК. И вот к какому выводу пришли организаторы: интерес среди малообеспеченных к дистанционному образованию остаётся низким. И наоборот – подавляющее большинство тех, кто записывается на онлайн-курсы, уже имеют университетскую степень и относительно много зарабатывают. А в таких странах как Россия, Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка интерес к дистанционному образованию и вовсе популярен в основном среди «экономической элиты». Более 80% слушателей из этих стран принадлежат к 6% самых обеспеченных их жителей.
В качестве безутешного итога резюмируем, что пока что идея равного доступа к образованию остаётся в полутеоретическом состоянии, даже несмотря на то, что техническая база для её реализации создана.
Преимущества
Оставим философские размышления о дихотомии «хорошо-плохо» и «возможности-ограничения» в стороне. Очевидно, что создатели МООК не могут за пару лет решить проблемы в образовательных областях бедных африканских, азиатских и любых других стран. Географический барьер в наше время преодолён, чего не скажешь о материальном и языковом барьерах. Но всего и сразу не бывает. И в любом случае онлайн обучение открывает широчайшие возможности, пускай пока что и не для всех.
Главными преимуществами МООК по праву считаются бесплатность и открытость. Для любого стремящегося к образованности человека положительные стороны здесь очевидны. Во-первых, во многих странах высшее образование платное, и оплатить его бывает сложно даже выходцам из среднего класса. Во-вторых, даже если деньги есть, поступить в элитный вуз очень сложно из-за высокой конкуренции и требований.
Одним из главных преимуществ также можно считать то, что МООК – это отличная платформа для образовательной межнациональной коммуникации. И дело не только в возможности общаться на тематических форумах с единомышленниками (это и раньше было) и на некоторых курсах выступать в качестве рецензента. Важнее всего то, что пусть и небольшая, но всё-таки часть материалов, доступ к которым ранее имели лишь студенты элитных вузов, сегодня доступна абсолютно любому. Принцип свободы знаний провозглашён достаточно давно, но в наше время он начал приобретать реальные черты.
МООК оказались своеобразным авангардом либерализации современного образования. Многие курсы используют геймификацию, что делает их привлекательными для студентов и расширяет представление о традиционных педагогических инструментах.
Несомненным плюсом МООК является и разнообразие тематики курсов. Полезные и интересные для себя материалы на них сможет найти и дизайнер, и биолог, и физик, и архитектор. Такие платформы как «Codecademy» и «Udacity» полностью посвящены компьютерным наукам.
МООК также не сковывают условностями традиционного образования. Учиться можно тогда, когда удобно и где удобно – дозируя обучение или проходя недельный материал за раз.
Недостатки
МООК отнюдь не идеален. Трудно сказать, что этому причиной – лень, отсутствие мотивации или же специфика самих курсов, но, как показывает статистика, завершает каждый курс около 4% изначально записавшихся участников. Скорее всего, корни уходят в каждое из этих явлений. И если в школах и университетах дисциплина и организация это, по сути, «навязанное» условие, то при онлайн обучении слушатель предоставлен целиком и полностью самому себе. А, значит, актуальными становятся проблемы самомотивации, нахождения времени и организованности. Не только потому, что тяжело себя заставить, но и потому, что многие курсы ограничены во времени. Это значит что доступ к некоторым материалам (промежуточные испытания) предоставляется лишь на определённый период, по истечению которого работать с ними уже нельзя.
Ещё один недостаток МООК – языковой барьер. Несмотря на то, что английский давно признан языком международной науки и образования, понятие «массовые» будет ограниченным по отношению к курсам, пока большинство из них не будет сопровождаться хотя бы субтитрами на самых распространённых языках.
Недостатком стоит считать также актуальность и качество некоторых курсов. Даже на сверхпопулярной «Курсере» есть предметы, которые не «выстреливают». Их очень редко выбирают для изучения, и выглядят они абсолютно провальными на фоне среднестатистических показателей. Немаловажен и фактор качества курсов. Если на популярных платформах в качестве авторов выступают преподаватели известных университетов, то на коммерческих, типа «Udemy», создателем может быть любой.
Далеко не всегда курсы оказываются и бесплатными. О том, как зарабатывают платформы, мы раньше писали: продажа сертификатов, сотрудничество с работодателями, платные курсы. Кроме этого, не прочь получить немного денег и сами создатели курсов. На некоторых из них вам могут предложить купить учебники или пройти углублённый вариант, но уже не бесплатно.
Но, даже несмотря на всё это, МООК – просто отличная возможность для дистанционного образования, упускать которую любому стремящемуся к саморазвитию человеку глупо.
А как вы считаете: МООК это не больше, чем дань моде или реальный способ приобрести необходимые знания?
- Я проходил(а)/прохожу курсы и считаю это отличной возможностью для обучения
- Не интересовался раньше, но теперь вижу, что МООК это полезно
- С помощью МООК трудно научиться чему-то в нужном объёме. Они уступают обычному образованию.