ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Как развивать мышление ребенка


Как развивать мышление ребенка

«Я думаю, следовательно, я существую»
— Рене Декарт

Детское мышление, как и восприятие, внимание, память, имеет свои особенности развития. В младшем школьном возрасте оно занимает центральное звено в системе психических процессов. С развитием мышления происходит развитие и совершенствование не только этих процессов, но и интеллектуальных способностей. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию пять упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций, которые будут полезны не только детям, но и взрослым.

Изучением особенностей развития мышления у детей занимались зарубежные и отечественные ученые, исследователи, психологи и педагоги. Ценный вклад в изучение проблемы развития мышления внес Ж. Пиаже. Теория о развитии интеллекта в детстве, которую он предложил, послужила основой для ряда экспериментальных и теоретических работ отечественных ученых: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина.

Мыслительная деятельность – незаменимая часть развития человека. Очень часто трудности, которые возникают в школе, связаны с недостаточностью развития основных мыслительных операций. Прежде всего, это анализ и синтез, обобщение, сравнение, конкретизация и абстрагирование. Подробнее о том, что такое мышление и каким оно бывает, можно прочесть по ссылке.

Реалии настоящего времени таковы, что существует огромное количество школьных программ, но, к сожалению не все способствуют тому, чтобы ребенок научился думать и размышлять. Поэтому в данном вопросе огромная роль возлагается на родителей, которые серьезно относятся к будущему своих детей.

Многочисленные теории и концепции развития мышления позволяют сделать вывод о том, что помимо естественного развития и прохождения определенных стадий развития индивидуального мышления, его развитие можно стимулировать путем индивидуальной или групповой работы.

Полезные упражнения для развития мышления

«Среда — источник развития ребенка»

Л.С. Выготский

Чтобы помочь ребенку полноценно развиваться, необходимо создать для него определенные условия, сформировать вокруг него среду, которая будет стимулировать развитие. Формирование такой среды предполагает наличие набора упражнений, способствующих развитию.

Предлагаем вашему вниманию пять упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций, которые будут полезны не только детям, но и взрослым.

1

«Анаграмма»

Берется анаграмма (набор букв) и предлагается составить слово, не добавляя и не убирая ни одной буквы. Следует начинать с трех букв и в зависимости от успехов, добавлять анаграммы из четырех,  пяти, шести, семи букв. Можно усложнить задание, и ограничить выполнение определенным количеством времени.

Примеры:

  1. ЙВО, ЙЛА, АБЛ, АЖП, ОЗВ, УКБ, ИРМ, ОТМ, АСД, ОБЛ.
  2. ЯОДЛ, РУОТ, ЕНОБ, ИАПЛ, ААПЛ, ОЕРМ, ОКТС, ОРЩБ, ОЕТЛ, НУКТ.
  3. АИЦПТ, ООСВЛ, ОАМЛС, БРЕОР, ОТМШР, ОЕЛСВ ААШПЛ, ОЕМСТ, АИЛДН, ААШШЛ.
  4. УАРБЖД, УАККЖР, ООАРБД, ААККЗС, УАЬСБД, АИСЛПК, ЕУЗНКЦ, УАПРГП, ОООЗЛТ, ЬОЕЛЧМ.
  5. Вы можете самостоятельно подобрать семибуквенные слова и путем перестановки букв создать собственные анаграммы. Например, это могут быть слова на определенную тематику.
2

«Составь слова»

Предъявляется набор слов, особенностью которого является наличие пропущенных букв. Задача: как можно быстрее вставить пропущенные буквы так, чтобы слово обрело смысл.

Примеры:

  1. д-ло, к-ша, с-да, в-за, н-га, м-на, д-ля, к-ни, б-да, ч-до.
  2. п-л-а, м-ч-а, к-ш-а, л-в-а, с-м-а, в-с-ок, п-д-ак, п-р-а, б-л-он, с-г-об.

 

Постепенно можно усложнять упражнение, добавляя более длинные слова и пропуская 3 буквы.

3

«Сравнение понятий»

Необходимо подготовить пару слов и предложить найти сходства понятий, а затем различия. Обратите внимание, выделяется ли главный существенный признак сходства и отличия.  Например, в паре «утро-вечер» существенным сходством будет то, что это части суток. Ключевое отличие заключается в том, что «утро» — начало, а «вечер» — конец дня.

Примеры пары слов: утро-вечер, летчик-танкист, лыжи-коньки, ворона-воробей, поезд-самолет.

Усложните задание и предложите пары слов, которые изначально несравнимы, но не предупреждайте об этом.

Примеры пары слов: стакан-петух, река – птица, ветер-соль, кошка-яблоко, корзина-сова.

4

«Исключение понятий»

Предложите набор из пяти слов. В этом наборе четыре слова должны быть объединены одним названием и только одно являться лишним. Задача: найти это лишнее слово и назвать (или написать), какое понятие объединяет четыре остальные слова.

Примеры наборов слов:

  1. Ива, клен, ясень, дерево, ольха.
  2. Сук, ствол, крона, дерево, ветка.
  3. Помидор, морковь, арбуз, огурец, капуста.
  4. Петр, Кирилл, Иванов, Иннокентий, Семен.
  5. Галка, сорока, воробей, птица, пингвин
5

«Раздели на группы»

Цель: рассортировать карточки, разделив их на группы и дать этим группам названия.

Приготовьте карточки, на которых будут изображены различные предметы из разных тематических категорий. В этом могут помочь несколько наборов лото на разные темы. Можно использовать напечатанные или написанные от руки слова, обозначающие предметы.

Вы можете взять несколько тем. Например, музыкальные инструменты, мебель, городской транспорт, воздушный транспорт, садовые цветы, полевые цветы и т.д. Затем в каждую группу подбираете по 5 слов. Перемешайте все карточки.  Когда все приготовления закончены, приступаете к выполнению. Если ребенку сложно выделить узкие категории, предложите поиграть сначала с более общими понятиями: транспорт, цветы и т.д.

А какие игры вы используете для развития мышления? Поделитесь в комментариях.