Каждый из нас, несомненно, когда-либо испытывал страх. Чаще всего это вполне естественное чувство, ведь так проявляется стремление живого организма к самосохранению. Однако нередко люди боятся не каких-то конкретных вещей, которые они наблюдают или хотя бы могут себе представить. Бывает боязнь того, о чём испытывающий её не имеет ясного представления, тем более – не видел этого лично; либо это боязнь обычных предметов и явлений, но причину её боящийся объяснить не может.
Понятие «иррациональный страх» определяется по-разному:
- во-первых, так называют фобии – психические расстройства, характеризующиеся неадекватной реакцией на восприятие простых предметов;
- во-вторых, так называют боязнь непознанного, неизвестного, «сверхъестественного», присущую, казалось бы, психически здоровым людям.
На самом деле, однако, высокая религиозность, суеверия, уверенность в существовании «высших сил», судьбы и рока присущи лишь тем, кто имеет какие-либо расстройства психического или психологического плана:
- депрессию,
- низкую самооценку,
- робкий характер,
- шизофрению.
Расстройства эти не столь заметны или выразительны, как «стандартные» умственные или душевные заболевания, и отчасти это продиктовано политическими факторами: власть имущим выгодно, когда народ в своей массе состоит из неинициативных, недееспособных и запуганных индивидов, умеренно образованных и боящихся всего, что они не в силах понять. Поэтому зачастую страдающие серьёзными психическими расстройствами люди объявляются «нормальными», религия и суеверия считаются «основой национальной культуры», а связанные с ними неадекватные страхи – стандартом поведения.
Так что с этой точки зрения боязнь пауков и исповедуемый верующими «страх божий» — различные проявления одного и того же заболевания.
Жестокий эксперимент
Как же зарождаются иррациональные страхи? Известен эксперимент, в котором участвовал девятимесячный малыш. Эксперимент позже окрестили жестоким и бесчеловечным, однако он наглядно продемонстрировал, в чём причина неадекватного поведения взрослых людей.
Ребёнку показывали различные предметы, похожие друг на друга внешне и приятные на вид и на ощупь:
- бороду Санта Клауса,
- кусок ваты,
- белую ручную крысу.
С крысой ему даже дали поиграть. Она малышу очень понравилась, он к ней привязался. После этого за спиной ребёнка громко ударяли по металлическому предмету, как только он прикасался к крысе. Он пугался резкого звука и начинал плакать. В конце концов, он стал бояться крысу – один её вид вызывал у него ассоциации с неприятным звуком; но те же ассоциации у него возникали, когда он видел любой белый и пушистый предмет – в частности, те же куски ваты и бороду Санта Клауса, которые ему до этого нравились.
Известно, что выработанная фобия сохранилась у него и позже, когда он стал взрослым человеком. Сторонние наблюдатели не в силах понять, почему у этого человека кусок обычной ваты или белая борода вызывают такую неадекватную реакцию; да и сам испытуемый может не отдавать себе отчёта в этом – страх закрепился на подсознательном уровне.
Похожая сцена описана в знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир!». Выводящиеся искусственно из пробирок дети с самого начала делятся учёными на несколько каст, различающихся умственными показателями, и предназначаются для определённого вида работы. И полугодовалые дети, которым суждено стать «кретинами» и выполнять самую чёрную работу, с помощью такого приёма отучались от книг. В будущем у «кретинов» закреплялось устойчивое отвращение к книгам, чтению и учёбе вообще.
Хаксли, как известно, был внуком выдающегося учёного-биолога, занимавшегося, в частности, изучением условных рефлексов у животных; и братом двух других биологов. Так что подобные эксперименты (только не над людьми) писатель, по-видимому, наблюдал лично.
О чём свидетельствуют эксперимент над ребёнком и Роман Хаксли?
Описанный эксперимент показал, что в основе иррациональных страхов лежит жизненный опыт, пережитый больным очень давно, чаще всего в раннем детстве. Именно в таком возрасте ребёнок впервые пробует познавать окружающий мир и выявлять в нём закономерности; и очень часто его мозг ошибается – случайное стечение обстоятельств, никак между собой не связанных, он воспринимает как устойчивую закономерность.
Первые впечатления детства формируют психику человека на всю оставшуюся жизнь, закладывая в подсознание те или иные «программы». Поведение человека становится автоматическим, при этом конкретные образы стираются из памяти. Именно поэтому страдающий клаустрофобией индивид часто не может объяснить, почему он боится замкнутых помещений, — лишь подсознание «помнит», как его в раннем детстве родители или старшие братья заперли в тёмной комнате.
Разумеется, есть люди, у которых «раннее детство» длится гораздо дольше, поэтому иррациональные страхи у них могут появиться в любой момент. В экстремальных ситуациях (например, при аварии) они могут возникнуть практически у любого из нас.
Формированию первых впечатлений, в том числе и негативных, в наше время способствуют средства массовой информации, особенно телевидение. С их помощью осуществляется массовое «программирование» населения. В мозг маленькому ребёнку (а иногда и взрослому человеку) можно преднамеренно «заложить» любую фобию и таким образом запрограммировать его поведение в будущем.
Как избавиться от иррациональных страхов?
Преодоление фобий может осуществляться разными путями. Самый распространённый метод – систематическая десенсибилизация. Он состоит в том, что больного постепенно «сближают» с объектом его страха, используя при этом приёмы релаксации и когнитивно-поведенческой терапии. К примеру, если человек боится кошек, то его постепенно сближают с ними:
- сначала показывают изображения кошек,
- потом видео,
- затем предлагают понаблюдать за ними из окна,
- подносят кошку непосредственно к нему,
- дают прикоснуться к ней.
Согласно теории Павлова, при таком подходе условный рефлекс, которым является фобия, постепенно угасает. Более быстрый и радикальный метод – имплозивная терапия, но такую методику можно использовать не всегда. Согласно ей, боящемуся кошек человеку сразу подносят животное и оставляют наедине с ним, невзирая на протесты и крики.
Испытывающий иррациональные страхи пациент способен вылечить себя сам, если попытается проанализировать ситуацию: имеют ли его эмоции какое-то отношение к реальной действительности? Не живёт ли он в своём внутреннем мире, оторванном от того, что происходит вокруг на самом деле? Бурная фантазия, уход в воображаемый мир – одна из причин развития иррациональных страхов, следовательно, хорошим способом исцеления является «опускание с небес на землю».
Родители должны с самого начала следить за психическим развитием своих детей. Раздражительные стимулы необходимо свести к минимуму, любой намёк на появление фобии должен сразу устраняться: ребёнка следует убедить, что бояться ему нечего. Нужно также следить за тем, какие фильмы и мультфильмы он смотрит, какие книги читает, в какие игры играет. Но не следует запрещать ему что-то, принцип состоит в том же: надо объяснить ребёнку, что фильм – это всего лишь картинка, монстров и призраков не существует – и так далее.
Автор: Сергей Семёнов