ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Злость: угроза или защита?


злость - защита или угроза

Не секрет, что наша жизнь полна стрессов, давления, неудовлетворенности от того, что что-то происходит не так, как хотелось бы. И предновогодняя пора здесь не исключение, а даже наоборот: конец года и аврал на работе, успеть купить подарки, пробки, толкучка в магазинах и т.д. Все это нагнетает внутреннее давление.  В ответ на такие обстоятельства, как реакция, зачастую возникает чувство раздражения, злости,  которое может переходить в агрессивное поведение. Это действует разрушающе для отношений, здоровья, для ценных вещей, для всего, что может быть важным. Но мы не можем просто взять и убрать злость из своей жизни, из жизни других людей, запретить или что-то подобное. От этого  она никуда не денется. Игнорирование же приведет к накоплению напряжения и это чувство  приобретет дополнительную, еще более угрожающую силу. В таких обстоятельствах злость становится подобной «разгулявшемуся» огню, испепеляющему в пожаре. Однако это не делает огонь хорошим или плохим. Ведь если уметь с ним обращаться, то он может быть и полезен. Он согреет в холод, на нем можно приготовить еду. Чем же может быть полезно такое переживание как злость?

Природа подарила нам разные чувства. Приятные, которые нам нравятся, например, радость, удовольствие и сложные, например, грусть, злость, страх.  Нам даны эти чувства не как хорошие или плохие, а как инструмент, с помощью которого мы можем обнаружить как для нас то, что происходит с нами и нашей жизнью. Поэтому у каждого чувства есть свое содержание, каждое чувство нам о чем-то сообщает. Например, радость говорит о том, что происходит для нас и нашей жизни что-то хорошее. Грусть – об утрате чего-то важного. Страх – о мнимой или реальной возможности потерять то, что для человека очень ценно. А злость? Злость говорит о том, что какая-то ценность, что-то очень важное подвергается угрозе. Т.е. чувство злости в любых ее модуляциях от раздражения до ярости и гнева – это всегда про защиту чего-то ценного. Поэтому в злости столько силы, энергии – для защиты! Чтобы было понятнее, я приведу один пример. Вы на работе. Вечером у вас долгожданная, давно запланированная встреча с друзьями. Все заняты и не так легко собраться. И вот наконец-то! Но в конце рабочего дня начальник требует от вас задержаться, чтобы доделать какую-то работу. Вы понимаете, что вечер потерян. Возникает справедливое раздражение, защищающее ваши ценности. Потому что встреча для вас важна, это долгожданный отдых, это теплота общения, в конце концов, это ваше личное время. Всему этому угрожает необходимость остаться на работе.

Как быть, когда злишься сам, можно прочитать в статье «Я злюсь: что делать?». А как быть, когда злится другой человек? Давайте посмотрим. Для этого проведем мысленный эксперимент. Вспомните какую-нибудь ситуацию, когда вам было трудно выносить злость вашего знакомого или близкого. Может быть, у вас тогда даже возникло ответное раздражение. Попробуйте дистанцироваться от формы, от проявлений злости и посмотреть на содержание, о чем для этого человека шла речь, о какой ценности, что он защищал? А теперь прислушайтесь к себе. Как вам сейчас, когда вы обнаружили эту ценность, быть рядом со злящимся, пусть даже в мыслях? Почему-то мне кажется, что легче. Возможно, ваше ответное раздражение ушло. Возможно, у вас даже появилась идея, каким конструктивным образом вы могли бы поступить, что было бы хорошим в той ситуации. Показателем хорошего обхождения с собой, другим, ситуацией является появление душевного равновесия и покоя.

Надеюсь, что теперь, вооруженные этой информацией, вы не позволите злости разрушить ценное, а поможете ей стать, как бы это странным не звучало, более созидательной для вас и вашей жизни.

Продолжение следует…

Автор: Юлия Воробьева,
http://www.orientir.center/