Меню курса
экспресс-курс

Актёрское мастерство

Вы поймете, как играть различные роли в театре и в жизни.
Купить полный доступ
5 уроков 9 упражнений
8,6/10 Средний рейтинг курсов

Содержание:

В жизни мы часто играем разные роли, не только на сцене. Как сказал Шекспир, «весь мир - театр, в нём женщины, мужчины - все актеры». Актерское мастерство полезно не только в театре и кинематографе, оно может пригодиться при выступлении на публике с речью или презентацией, в деловом общении и во многих других жизненных ситуациях. Для помощи в обучении актерскому искусству и был создан этот раздел нашего сайта.

Данный курс занятий предназначен для начинающих актеров, которые только пробуют себя в искусстве перевоплощения и хотят пройти бесплатные онлайн-уроки по развитию актерского мастерства. В уроках тренинга вы кратко познакомитесь с театральными системами Станиславского, Мейерхольда, Чехова, Немировича-Данченко, узнаете, какими качествами должен обладать настоящий актер и как эти качества можно приобрести, приблизитесь к искусству перевоплощения и искусству переживания, сможете произносить сценические речи, понимать и естественно воспроизводить простейшие эмоции в необходимый момент.

Кроме того, в данном разделе вы узнаете про ведущие театральные вузы, школы, кружки и студии; сможете скачать, а также прочитать полезные книги и учебники; узнаете про упражнения и игры, которые используют в обучении профессиональных актеров; а также сможете воочию посмотреть видеофрагменты настоящих актерских тренингов.

Что такое актерское мастерство?

Актёрское искусство — это профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей.

 

Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, движениях, а также во внутреннем мире. Поэтому актерское мастерство полезно не только для тех, кто хочет в будущем стать профессиональным актером, но и людям, желающим научиться управлять эмоциями, быть коммуникабельными, харизматичными и успешными в жизни.

Элементы искусства перевоплощения

Элементы актерского искусства

Основу актёрского творчества составляет главная его идея - перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее. В процессе подготовки к роли актёр подбирает определенную мимику, жесты, интонации голоса, походку, прибегает к помощи грима, костюма, маски. Все ради того, чтобы передать с максимальной достоверностью манеру поведения и другие внешние атрибуты изображаемого им персонажа. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.

Понятия внешнего и внутреннего перевоплощения могут быть разделены только условно. Можно сказать, что это две стороны одной медали - творческого процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве.

Чтобы по-настоящему перевоплотиться в своего персонажа, нужно знать и уметь многое. Константин Станиславский выделял две ключевых группы элементов актерского мастерства:

1
 
Первая группа: работа актера над собой. Элементы этой группы, представляют собой психофизические процессы, в которых участвуют воля, ум, эмоции, внешние и внутренние артистические данные актера. Все это названо Станиславским элементами творчества актера, к ним относятся: внимание, память, воображение, чувство правды, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика.
2
 
Вторая группа: работа актера над ролью. Элементы второй группы актерского искусства связаны с работой актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с образом своего персонажа, то есть перевоплощением в образ. К этой группе, по мнению Станиславского, относятся 2 вида мастерства: искусство представления и искусство переживания.

Но актерское мастерство - это не только перевоплощение в какого-то конкретного персонажа, о котором известно всё. Актеру приходится додумывать, воображать своего персонажа, то есть включаться в творческий процесс. Знаменитый театральный педагог Станиславский отмечал, что истинное творческое состояние актера складывается из четырех важнейших взаимосвязанных элементов:

  • Сценическое внимание (активная сосредоточенность);
  • Сценическая свобода (свободное от напряжения тело);
  • Сценическая вера (правильная оценка предлагаемых обстоятельств);
  • Сценическое действие (возникающее желание действовать).

Конечно, научиться всем элементам актерского мастерства сложно, и это могут осилить далеко не все. Фаина Раневская однажды сказала:

Получаю письма – ‘Помогите стать актером’. Отвечаю: ‘Бог поможет!’

Наверное, уповать на одного Бога тоже не стоит. Важно захотеть и много работать, а тем, кто старается, действительно, благоволит удача и высшие силы.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Тренинг и уроки актерского мастерства

Для того чтобы овладеть описанными выше качествами и техниками, составляющими искусство актерского мастерства, мы подготовили для вас ряд уроков.

Урок 1. Система СтаниславскогоУрок 1. Система Станиславского

Общепризнано, что система Константина Сергеевича Станиславского является ведущей системой подготовки актеров к исполнению роли. Этот урок представляет собой небольшой конспект по актерскому мастерству, из которого вы узнаете об основных элементах системы Станиславского, о том, на каких принципах она базируется, как актеру работать и над собой, и над ролью, чтобы достичь высот сценического мастерства. Также вы сможете понять, чем психотехника Станиславского отличается от биомеханики Мейерхольда, и можно ли совместно использовать техники обеих систем в своей актерской работе.

Урок 2. Профессиональные качества актераУрок 2. Профессиональные качества актера

Этот урок открывает направление «работы над собой» и посвящен тем профессиональных качествам, которыми должен обладать любой хороший актер. Эти качества подобраны с учетом принципов ведущих театральных школ Станиславского, Мейерхольда, Чехова и включают сценическое внимание, эмоциональную память, ораторское мастерство, творческое мышление, пластику. Конечно, в рамках одного урока невозможно рассказать, как развить в себе эти качества, поэтому мы подготовили лишь описание направлений развития и дали ссылки на полезные статьи, книги, уроки, а также наши онлайн-тренинги.

Урок 3. Управление эмоциями – ремесло актераУрок 3. Управление эмоциями – ремесло актера

Второй урок о работе актера над собой посвящен умению «здесь и сейчас» показать нужную эмоцию. В данном занятии вы узнаете, как осуществляются эмоциональные процессы человека, и какие существуют базовые эмоции (радость, интерес, гнев, страх и другие). Для каждой эмоции подобраны рекомендации и упражнения, помогающие тренировать мимику, жесты, позу и другие репрезентативные элементы, которые помогают выразить эту эмоцию. Кроме того, вы узнаете про технику якорения, с помощью которой сможете быстро воспроизвести необходимое эмоциональное состояние в нужный момент.

Урок 4. Искусство переживания и искусство представленияУрок 4. Искусство переживания и искусство представления

Искусство переживания – умение вжиться в роль, понять характер, мысли, эмоции своего героя. Искусство переживания Станиславский считал одним из главных атрибутов правдивой игры, который позволяет актёру в процессе игры испытывать подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене. Рождение текста и действий «здесь и сейчас» невозможно только лишь за счет ремесла и репетиций. В роль нужно вжиться, нужно думать и чувствовать, как персонаж, поверив на какое-то время, что актер и является самим персонажем. В данном уроке вы узнаете, при помощи каких упражнений и техник можно развивать искусство переживания, которое дополнит ваш актерский арсенал.

Урок 5. Сценическая речьУрок 5. Сценическая речь

Помимо прочих качеств актера, сценическая речь является очень полезным и востребованным навыком, которому посвящен отдельный урок нашего тренинга. В этом уроке вы узнаете, что такое сценическая речь, какими характеристиками она обладает, и как тренировать свою сценическую речь самостоятельно.

Как проходить занятия

Естественно, невозможно в полной мере освоить актерское искусство самостоятельно в домашних условиях, проходя лишь онлайн-занятия. Подборка уроков на нашем сайте подготовлена, во-первых, для общего ознакомления с основами искусства перевоплощения, во-вторых, для того, чтобы вы могли попробовать какие-то актерские упражнения и техники.

Такая апробация позволит понять, насколько легко вам даются сценические навыки, интересна ли для вас актерская профессия, и даже то, насколько хорошо вы знаете свой внутренний мир. Уроки, размещенные на нашем сайте, предназначены для детей, подростков и взрослых и, по сути, представляют собой бесплатные актерские курсы, которые можно проходить в режиме онлайн.

Время и режим занятий вы можете выбирать самостоятельно. Конечно, важно понимать, что чем больше и чаще вы работаете над собой и над своими ролями, тем больше вы будете узнавать, тем больше и лучше у вас будет получаться перевоплощение.

 

На крайний случай, вы можете использовать зеркало или видеокамеру, чтобы видеть себя со стороны и вносить коррективы собственными силами.

Дополнительные материалы

Помимо уроков в данном разделе, посвященном актерскому мастерству, вы сможете найти разнообразные дополнительные материалы: игры и упражнения, книги и учебники, тексты и статьи, видео, а также описание ведущих театральных вузов, школ и курсов.

Игры и упражнения

Тренинг на нашем сайте направлен, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства, поэтому специальные игры и упражнения даны практически в каждом уроке.

Кроме того, на отдельной странице мы подобрали 10 наиболее интересных упражнений и игр для тренировки качеств актерского мастерства. Эти упражнения зачастую направлены на развитие не какого-то определенного профессионального качества, а помогают отшлифовать целый набор умений и навыков, которые могут быть полезны для перевоплощения в роль. Многие из этих упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Ведущие театральные школы и педагоги

На данной странице будут рассмотрены ключевые педагоги, которые создали ведущие актерские школы. Среди них можно выделить таких деятелей театрального мастерства, как Станиславский, Мейерхольд, Чехов и Немирович-Данченко.

Константин Сергеевич СтаниславскийКонстантин Сергеевич Станиславский (1863 - 1938), известный российский актер и режиссер, который является основоположником самой знаменитой системы подготовки актеров. Система, названная его именем, применяется во всем мире. Школа Станиславского представляет собой психотехнику, позволяющую актеру работать как над собственными качествами, так и над ролью. Система Станиславского легла в основу тренинга на нашем сайте, и прочитать подробнее о ней можно в первом уроке. Что касается личности самого Константина Станиславского, читайте о нем в специальной рубрике.


Всеволод Эмильевич МейерхольдВсеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) – российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Разработанная им биомеханика - это система актерской подготовки, которая позволяет перейти от внешнего перевоплощения к внутреннему. От точно найденного движения и верной интонации зависит, насколько актер будет воспринят зрителями. Часто эта система противопоставляется воззрениям Станиславского. В наших же уроках биомеханика рассматривается как дополнение к системе Станиславского, и направлена на развитие умения воспроизводить нужные эмоции «здесь и сейчас».


Михаил Александрович ЧеховМихаил Александрович Чехов (1891-1955) - российский и американский актёр, театральный педагог, режиссёр. На занятиях Чехов развивал свои мысли об идеальном театре, который связан с пониманием актерами лучшего и даже божественного в человеке. О своей философии актерского мастерства Михаил Чехов говорил как об идеологии “идеального человека”, который воплощается в будущем актере. В систему подготовки актеров, по Чехову, входят такие элементы, как мир образов и творческое мышление, наше высшее сознание, профессиональная актерская техника, привычки и умение управлять своим телом.


Владимир Иванович Немирович-ДанченкоВладимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943)– российский и советский театральный педагог, режиссёр, писатель и театральный деятель. Для развития актерского мастерства можно использовать разработанную Немировичем-Данченко концепцию о системе «трех восприятий»: социального, психологического и театрального. Каждое из видов восприятия должно быть важно для актера, а их синтез является основой театрального мастерства. Подход Немировича-Данченко помогает актерам создать яркие социально насыщенные образы, которые соответствуют сверхзадаче всего спектакля.

Книги и учебники

Театральному и сценическому мастерству посвящено множество книг и учебников. Чтобы вам проще было ориентироваться в этом многообразии актерской литературы, мы создали специальный книжный раздел, где будем рассказывать про наиболее интересные, а главное, полезные издания для обучения актеров.

«Работа актера над собой» - К.С. Станиславский. Эта книга является одним из самых знаменитых и востребованных произведений великого русского режиссера и театрального педагога Константина Сергеевича Станиславского. Можно сказать, что этот труд на протяжении многого времени является настольной книгой любого актера и режиссера. Его по праву называют одним из самых знаменитых учебников по актерскому и театральному искусству. В книге последовательно изложено содержание так называемой системы Станиславского, которая и сегодня лежит в основе практического обучения ведущих российских и мировых театральных вузов. Помимо теоретического описания самой системы, в книге вы найдете полезные упражнения и практические рекомендации.

«К истории творческого метода: Публикации. Статьи» - В.Э. Мейерхольд. Творческий метод Всеволода Мейерхольда остается малоизученным. Исследователи истории спектаклей режиссера во многом по-разному трактуют общие принципы режиссуры Мейерхольда. Отечественное театроведение долгие годы было ограничено в возможности объективно изучать нереалистические художественные методы. Собственная теория театра Мейерхольда отрицалась. «Когда он говорит о принципах своего театра — он слаб и даже беспомощен — он не знает, из каких принципов он исходит», — это мнение А. В. Луначарского было характерным для многих работ о Мейерхольде.

«О технике актера» - М.А. Чехов. Эта одна из самых знаменитых книг Михаила Чехова, который повидал многих актеров и режиссеров разных типов, школ, направлений и калибров. Упорядочение, систематизация и упрощение накопившегося материала заняло у автора много лет. Первоначальная версия этой книги была написана на английском языке, так как Чехов после революции перебрался жить и работать в США. Но сейчас книгу можно прочитать и на русском языке.

«Актерский тренинг. Гимнастика чувств» - С.В. Гиппиус. Это произведение известного российского театрального режиссера и педагога актерского мастерства Сергея Васильевича Гиппиуса, с которым работало не одно поколение будущих актеров и режиссеров. Четыре сотни актерских упражнений, представленных в учебнике, помогут освободить воображение, развить способность к перевоплощению, творческую фантазию и интуицию. В основе всех упражнений - признанная во всем мире за эталон актерского мастерства — система Константина Станиславского, глубоко осмысленная и адаптированная автором именно под процесс обучения.

«Учебник риторики» - Хайнц Леммерман. Этот учебник по риторике написан немецким профессором Бременского Университета Хайнцем Леммерманом почти в середине прошлого века. Книга задумана как систематическое введение в современную риторику для читателя без специального филологического и лингвистического образования. Автор пытается популярно раскрыть ключевые понятия и принципы риторики, которые необходимы каждому из нас. Учебник подходит как взрослым, так и школьникам, и с ним каждый может освоить предлагаемый автором курс риторики и научиться ярко и убедительно говорить публично.

книги и учебники актерского мастерства

Статьи и тексты

Мы стараемся собирать интересные статьи по актерскому мастерству. Все знания и навыки сложно представить системно, всегда можно найти интересный материал, который стоит «особняком». Эти материалы мы размещаем в блоге в разделе, который так и называется - «Актерское мастерство». Предлагаем вам ознакомиться со статьями:

Видео

Конечно, актерское мастерство имеет множество знаний, которые сложно оформить только в виде текста и картинок. Очень важно видеть актерское действие, пытаться выполнить специальные упражнения. Особенно это актуально для сценического действия, для управления мимическими проявлениями эмоций - для биомеханики.

Кроме того, мастер-классы состоявшихся актеров помогут вам получить практические советы о мастерстве перевоплощения. Видеоматериалы используются и в уроках. Видеоролики, которые не связаны с темами занятий нашего тренинга, но все-таки заслуживают вашего внимания, собраны на отдельной странице.

Тренинги

Также обратите внимание на наши бесплатные онлайн-тренинги, которые могут быть полезны при освоении сценического мастерства:

Если вы считаете, что можете попробовать себя в искусстве перевоплощения, и вам пока не обязательно ехать в Москву, Санкт-Петербург, Киев, Минск или другой крупный город и поступать в ГИТИС, ВГИК или Щепкинское училище, вы можете попробовать освоить наши уроки.

Цитаты известных людей об актерском мастерстве

В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об актерском мастерстве:

Актер – нечто меньшее, чем мужчина, актриса – нечто большее, чем женщина.

Ричард Бартон - цитата об актерском искусстве
Ричард Бартон

Актерское искусство есть искусство выдавать секреты.

Эллен Баркин - цитата об актерском искусстве
Эллен Баркин

Самых хороших и самых плохих актеров мы видим отнюдь не на сцене.

Ромен Роллан - цитата об актерском искусстве
Ромен Роллан

На лицах актеров можно прочесть все не сыгранные ими роли.

Мечислав Шарган - цитата об актерском искусстве
Мечислав Шарган

Актер – это человек, который называет свой истинный возраст только в военное время.

Пол Виктор - цитата об актерском искусстве
Пол Виктор

Незанятые актеры как призраки, которые ищут тело, в которое они могли бы вселиться.

Гейл Годвин - цитата об актерском искусстве
Гейл Годвин

Актеры как дети, им бы только поиграть.

Борис Крутиер - цитата об актерском искусстве
Борис Крутиер

Лучше недоиграть, чем переиграть.

Мария Савина - цитата об актерском искусстве
Мария Савина

Нет великих ролей. Просто одни роли немного длиннее других.

Лоуренс Оливье - цитата об актерском искусстве
Лоуренс Оливье

Настоящий артист – всегда артист, даже на сцене.

Михаил Генин - цитата об актерском искусстве
Михаил Генин

На этом вводный урок окончен. Приглашаем вас перейти к основной части курса.

Желаем вам успехов в обучении актерскому мастерству!.

1ЭИ, 1Психорегуляция