Меню курса

Школы и педагоги актерского мастерства

На данной странице вы узнаете про самых известных педагогов актерского мастерства и великих театральных деятелей, которые создали ведущие актерские школы. Среди них можно выделить таких представителей сценического искусства, как Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Немирович-Данченко и Берхольд Брехт. Все эти люди внесли существенный вклад в театральное искусство. И, следовательно, если вы видите себя начинающим актером, данная статья вам будет полезна.

Содержание:

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич СтаниславскийКонстантин Сергеевич Станиславский (1863 - 1938), известный российский актер и режиссер, который является основоположником самой знаменитой системы подготовки актеров. Родился Станиславский в Москве, в многодетной семье известного промышленника, состоявшей в родстве с Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Свою сценическую деятельность начал в 1877 году в Алексеевском кружке. Начинающий актер Станиславский отдавал предпочтение персонажам с ярким характером, дающим возможность перевоплощения: среди своих любимых ролей он называл студента Мегрио из водевиля «Тайна женщины» и цирюльника Лаверже из «Любовного зелья». Относясь к увлечению сценой с присущей ему основательностью, Станиславский усердно занимался гимнастикой, а также пением с лучшими преподавателями России. В 1888 году он стал одним из создателей Московского общества искусства и литературы, а в 1898 году вместе с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, который существует и по сей день.

Школа Станиславского: «Психотехника». Система, названная его именем, применяется во всем мире. Школа Станиславского представляет собой психотехнику, позволяющую актеру работать как над собственными качествами, так и над ролью.

Во-первых, актер должен работать над собой, проводя ежедневные тренировки. Ведь работа актера на сцене представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют внешние и внутренние артистические данные: воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д. Все эти качества нужно развивать. Во-вторых, Станиславский уделял большое внимание работе актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с ролью, перевоплощением в образ.

Система Станиславского легла в основу тренинга на нашем сайте, и прочитать подробнее о ней можно в первом уроке.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Всеволод Эмильевич МейерхольдВсеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) – российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Он был сыном владельца водочного завода, выходца из Германии, лютеранина, а в 21 год принял православие, сменив имя Карл-Казимир-Теодор Мейергольд на Всеволод Мейерхольд. Страстно увлекшись театром еще в юности, Всеволод Мейерхольд в 1896 году успешно сдал экзамены и был принят сразу на 2-й курс в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в класс Владимира Ивановича Немировича-Данченко. В 1898-1902 годах Всеволод Мейерхольд работал в Московском художественном театре (МХТ). В 1906-1907 годах он был главным режиссером театра Комиссаржевской на Офицерской, а в 1908-1917 годах - в петербургских императорских театрах. После 1917 года возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра.

Система Мейерхольда: «Биомеханика». Всеволод Мейерхольд развивал символическую концепцию «условного театра». Он утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность в противовес реалистичности Станиславского. Разработанная им биомеханика - это система актерской подготовки, которая позволяет перейти от внешнего перевоплощения к внутреннему. От точно найденного движения и верной интонации зависит, насколько актер будет воспринят зрителями. Часто эта система противопоставляется воззрениям Станиславского.

Мейерхольд занимался исследованиями в области итальянского народного театра, где выразительность телодвижения, позы и жесты играют важную роль в создании спектакля. Эти исследования убедили его, что интуитивному подходу к роли должен предшествовать её предварительный охват, состоящий из трех стадий (это называется «игровое звено»):

  1. Намерение.
  2. Осуществление.
  3. Реакция.

В современном театре биомеханика является одним из неотъемлемых элементов подготовки актёра. В наших же уроках биомеханика рассматривается как дополнение к системе Станиславского, и направлена на развитие умения воспроизводить нужные эмоции «здесь и сейчас».

Михаил Александрович Чехов

Михаил Александрович ЧеховМихаил Александрович Чехов (1891-1955) - российский и американский актёр, театральный педагог, режиссёр. Михаил Чехов был племянником Антона Павловича Чехова по отцу, который был старшим братом Антона Павловича. В 1907 году Михаил Чехов поступил в Театральную школу имени А.С. Суворина при театре Литературно-художественного общества и вскоре начал с успехом выступать в школьных спектаклях. В 1912 году сам Станиславский пригласил Чехова в Московский Художественный театр. В 1928 году, не принимая всех революционных перемен, Михаил Александрович покинул Россию и уехал в Германию. В 1939 году он перебрался в США, где создал собственную актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд и многие другие знаменитые голливудские актеры. Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в том числе в фильме «Заворожённый» Хичкока, за роль в котором номинировался на «Оскар» в номинации «Лучший актёр второго плана».

Театральные принципы Чехова. На занятиях Чехов развивал свои мысли об идеальном театре, который связан с пониманием актерами лучшего и даже божественного в человеке. Продолжая разрабатывать эту концепцию, Михаил Чехов говорил об идеологии «идеального человека», который воплощается в будущем актере. Такое понимание актерского мастерства ставит Чехова даже ближе к Мейерхольду, чем к Станиславскому.

Кроме того, Чехов указывал на многообразные возбудители творческой природы актера. А в своей студии он уделял огромное внимание проблеме атмосферы. Чехов рассматривал атмосферу на сцене или съемочной площадке как средство, способствующее созданию полноценного образа всего спектакля, и как методику создания роли. Обучавшиеся у Чехова актеры выполняли большое количество специальных упражнений и этюдов, позволявших понять, что такое атмосфера, по мнению Михаила Александровича. А атмосфера, как понимал ее Чехов, является «мостиком» из жизни в искусство, главная задача которого заключается в создании разнообразных трансформаций внешнего сюжета и необходимого подтекста событий спектакля.

Михаил Чехов выдвинул свое понимание сценического образа актера, не входящее в систему Станиславского. Одной из существенных концепций техники репетиций Чехова была «теория имитации». Она состоит в том, что актер должен создавать свой образ сначала исключительно в воображении, а потом пытаться имитировать его внутренние и внешние качества. По этому поводу сам Чехов писал: «Если событие не слишком свежо. Если оно выступает в сознании как воспоминание, а не как непосредственно переживаемое в данную минуту. Если оно может быть оценено мной объективно. Все, что еще находится в сфере эгоизма, непригодно для работы».

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Владимир Иванович Немирович-ДанченкоВладимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943)– российский и советский театральный педагог, режиссёр, писатель и театральный деятель. Владимир Немирович-Данченко родился в Грузии в городе Озургети в украинско-армянской семье дворянина, помещика Черниговской губернии, офицера Российской армии, служившего на Кавказе. Учился Владимир Иванович в Тифлисской гимназии, которую окончил с серебряной медалью. Затем он поступил в Московский университет, который успешно закончил. Уже в университете Немирович-Данченко начал публиковаться как театральный критик. В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», через год поставленная Малым театром. А начиная с 1891 года, Немирович-Данченко уже преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, которое сейчас называется ГИТИС.

Немирович-Данченко в 1898 году вместе со Станиславским основал Московский Художественный театр, и до конца жизни возглавлял этот театр, будучи его директором и художественным руководителем. Стоит отметить, что Немирович-Данченко полтора года работал по контракту в Голливуде, но потом вернулся в СССР в отличие от некоторых своих коллег.

Сценические и актерские концепции. Станиславский и Немирович-Данченко создали театр, оказавший огромное влияние на развитие советского и мирового искусства. В духе их творческих принципов, которые являются достаточно схожими, воспитаны крупнейшие советские режиссеры и актеры. Среди особенностей Владимира Ивановича можно выделить разработанную им концепцию о системе «трех восприятий»: социального, психологического и театрального. Каждое из видов восприятия должно быть важно для актера, а их синтез является основой театрального мастерства. Подход Немировича-Данченко помогает актерам создать яркие социально насыщенные образы, которые соответствуют сверхзадаче всего спектакля.

Берхольт Брехт

Бертхольт БрехтБертхольт Брехт (1898 -1956) — немецкий драматург, поэт, писатель, театральный деятель. Бертхольт учился в народной школе францисканского монашеского ордена, затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию, которую успешно закончил. Первые литературные опыты Брехта датируются 1913 годом, с конца 1914-го в местной печати регулярно появлялись его стихи, а затем и рассказы, эссе и театральные рецензии. В начале 20-х годов в Мюнхене Брехт пытался освоить и кинопроизводство, написал несколько сценариев, по одному из них в 1923 году снял короткометражный фильм. Во время второй мировой войны покинул Германию. В послевоенные годы теория «эпического театра», претворённая в практику Брехтом-режиссёром, открыла новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра XX века. Уже в 50-х годах пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар, а его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками.

Эпический театр. Созданный Берхольтом Брехтом метод постановки пьес и спектаклей заключается в использовании следующих приемов:

  • включение в спектакль самого автора;
  • эффект отчуждения, который предполагает некоторую отстраненность актеров от играемых ими персонажей;
  • соединение драматического действия с эпической повествовательностью;
  • принцип «дистанцирования», позволяющий актёру выразить своё отношение к персонажу;
  • разрушение так называемой «четвёртой стены», отделяющей сцену от зрительного зала, и возможность непосредственного общения актёра со зрителем.

Техника отчуждения оказалась особенно оригинальным взглядом на актерское мастерство, которое дополняет наш список ведущих актерских школ. В своих трудах Брехт отрицал необходимость вживания актёра в роль, а в иных случаях считал его даже вредным: идентификация с образом неизбежно превращает актёра либо в простой рупор персонажа, либо в его адвоката. А иногда в пьесах самого Брехта конфликты возникали не столько между персонажами, сколько между автором и его героями.

1Психорегуляция