Урок 3. Дикция и артикуляция

Дикция и артикуляцияВ этом уроке подробно остановимся на теме дикции и артикуляции. Ранее мы эту тему затронули в контексте влияния на основные характеристики и свойства голоса и выяснили, что хорошая дикция и адекватная артикуляция способствуют улучшению практически всех характеристик голоса – тембра, подвижности, полетности и т.д.

На этот раз мы поговорим о хорошей дикции как самодостаточной ценности. Цель урока – разобрать основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению.Мы изучим рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского.

Также мы вкратце разберем методики исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.

Содержание:

Наши задачи ясны, а цели понятны, поэтому приступим!

Улучшение дикции и артикуляции как путь к красивой речи

Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков. Артикуляция – это совокупность работы органов речи при генерации звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени натренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.

Дикция – четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.

Вот наши органы артикуляции в общем виде:

А вот подробная схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:

Как говорил Станиславский, хорошая дикция для устной речи – это как красивый почерк для письменной. Четкое произношение позволяет актеру донести свой месседж до зрителя. Однако это касается не только общения актера со зрителями.

Любая коммуникация – лектора с аудиторией, начальника с подчиненными, родителей с детьми, просто собеседников – предполагает донесение каких-либо мыслей и идей до собеседника или аудитории. Поэтому мысли должны быть оформлены понятно и столь же четко и понятно озвучены.

Красивое четкое звучание – это не просто дар природы, который дается либо не дается человеку. Дикция имеет свои компоненты, с которыми можно работать, как со всеми сразу, так и по отдельности с каждым.

Компоненты дикции:

  1. Правильная артикуляция – адекватность положения органов артикуляции схеме извлечения требуемого звука. Другими словами, для произнесения буквы «а» язык, губы, небо занимают одно положение, для буквы «э» – другое, для «у» – третье. И так по всем гласным и согласным.
  2. Отчетливая артикуляция – точность произнесения звуков и слогов в составе слов. От этого зависит разборчивость устной речи и правильность ее понимания слушателями. Четкость произнесения звуков зависит от натренированности артикуляционного аппарата, следовательно, с этим тоже можно работать.
  3. Манера произношения – присущий человеку способ выговаривать (произносить) те или иные слова, тянуть или сокращать слоги, говорить быстро или медленно. Также к характеристике манеры произношения относятся слова-паразиты и различные призвуки в середине, начале и/или конце фразы.

Хорошая дикция – это не просто залог правильного понимания нашей речи окружающими, но и показатель внешней культуры речи. В контексте нашего курса это один из важных аспектов, над которым стоит поработать, чтобы добиться красивого звучания.

Станиславский посвятил развитию дикции и речи несколько разделов своей книги «Работа актера над собой» [К. Станиславский, 2017]. Мы укажем на самое главное из этой работы, что может позаимствовать из актерской практики любой человек, чтобы научиться правильно артикулировать и развить красивую отчетливую речь. Начнем с дыхания.

Упражнения на дыхание:

  1. Открыть рот, но вдохнуть и выдохнуть носом. Повторить 10 раз.
  2. Руку положить на брюшной пресс, сделать медленный вдох носом, затем медленный выдох через рот сквозь чуть раскрытые губы. Рукой нужно чувствовать подвижность диафрагмы. Повторить 5 раз.
  3. Правую ноздрю закрыть пальцем, сделать 5 вдохов-выдохов через левую ноздрю. Повторить с левой ноздрей.
  4. Вдыхать через нос и прижимать пальцы к крыльям носа с целью создания препятствия воздуху.
  5. Вдохнуть и резко выдохнуть через нос. При выдохе втянуть живот.

Как и в любом виде деятельности, направленном на улучшение физических характеристик человека (спорт, танцы, прочее), нужна разминка. Развитие дикции и речи – не исключение.

Артикуляционная разминка:

  1. Высунуть языка далеко вперед, затем вернуть его в рот как можно глубже. Повторить 5-7 раз.
  2. Потрогать языком каждую щеку изнутри (вправо-влево). Повторить по 10 раз для правой и левой стороны.
  3. Закрыть рот и провести языком по зубам изнутри по часовой стрелке и обратно (по 20 раз).
  4. Высунутым изо рта языком крутить по часовой стрелке и обратно (по 10 раз).
  5. Губы вытянуть «трубочкой», задержаться так на 3-5 секунд и растянуть их в широкой улыбке, тоже задержавшись на 3-5 секунд. Повторить 7-10 раз.
  6. Надуть щеки и начать «катать» воздух во рту по кругу. Сделать по 5 кругов в каждую сторону.
  7. Размять мимические мышцы лица – сделать страшную, смешную, грустную рожицу, выпучить глаза, надуть щеки. Допускается импровизация.

Артикуляционная разминка позволяет разогреть все органы, участвующие в артикуляции, и подготовить их к нагрузкам и упражнениям.

Упражнения для дикции:

  1. Произнесение по очереди взрывных парных согласных «б-п», «т-д», «к-г» сначала по одной, потом с мягким знаком, потом с гласными.
  2. Произнесение отдельных гласных с контролем правильного положения артикуляционного аппарата, а затем их сочетаний «а-и», «а-о», «а-у» и любых других.
  3. Произнесение парных взрывных согласных через гласную: «бу-бу-бу-буп», «ба-ба-ба-бап», «бо-бо-бо-боп» и т.д.
  4. Тренировка сложных буквосочетаний: «дрда-дрдя», «лра-лря», «чра-шра», «мфо-мфе» и прочих.

Если вы не вполне представляете себе правильную артикуляцию на каких-либо буквах либо имеете дефекты речи, изучите «Положение речевого аппарата при произнесении звуков», и контролируйте положение артикуляционных органов в соответствии с описанием [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020].

И, наконец, скороговорки. Они нужны и актеру, и любому человеку, решившему добиться красивого звучания речи. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.

Простые скороговорки:

  1. По семеро в сани уселись сами.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  3. Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине.
  4. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
  5. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  6. Short sails should sail surer seawards.
  7. Cheap ship trip.
  8. Six sharp smart sharks.
  9. The soldier’s shoulder surely hurts.
  10. The batter with the butter is the batter that is better.

Тренировка скороговорок на иностранных языках особенно полезна, если вам приходится общаться или делать доклады на соответствующем языке. А также в случаях, когда вы взялись за изучение какого-либо иностранного языка.

Когда у вас начнут получаться простые скороговорки в быстром темпе без запинок, можно перейти к более сложным вариантам на тренировку отдельных букв и буквосочетаний. Например, таких, которые вам даются сложнее всего. Наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р».

Скороговорки на шипящие:

  • У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чоботы.
  • Жук жужжит над абажуром, жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Последняя скороговорка повышенной сложности позволяет также поставить звук «к». Если он у вас получается не очень внятным, откроем секрет: попробуйте говорить «к», зафиксировав на лице улыбку. Или представив, что вы сейчас будете говорить на английском, а сами начинайте говорить на русском. Так вы легче преодолеете букву «к» везде, где она вам встречается. А с помощью скороговорки про кукушку научитесь произносить сочетания букв, требующих разной артикуляции.

Скороговорки на свистящие:

  • Ус-ус-ус – мы несем домой арбуз.
  • Ас-ас-ас – пили мы из кружки квас.
  • Ся-ся-ся – мы поймали карася.
  • Зы-зы-зы – дали в школе нам призы.
  • Зя-зя-зя – на красный свет идти нельзя.
  • Зе-зе-зе – дали сено мы козе.

И, наконец, скороговорки для улучшения звука «р». Это наиболее сложный для корректировки произношения звук. Поэтому если с ним возникают проблемы, начните со скороговорок попроще.

Скороговорка на «р»:

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

А теперь вариант для тех, кто хочет совместить тренировку звука «р» и звука «к». Не забывайте улыбаться перед словом, где содержится буква «к»:

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.

Отработав хотя бы эти скороговорки в медленном темпе, затем в среднем, и потом в быстром, вы заметно приблизитесь к тому чтобы научиться говорить быстро без потери внятности и четкости речи. Дикция и темп речи – вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. У неподготовленного оратора при ускорении темпа речи неизменно падает отчетливость произношения отдельных звуков и, как следствие, четкость речи в целом.

Так что если вас интересует, как говорить четче и быстрее, нужно тренироваться от простого к сложному, от медленного темпа к быстрому. Тот прием, который мы советуем при работе над скороговорками, точно так же можно использовать при подготовке доклада, презентации, выступления на песенном конкурсе и любого другого публичного выступления.

Как совместить в выступлении темп и отчетливость речи:

1 Прочитайте текст в медленном темпе вслух – так вы поймете, как участки текста даются тяжелее всего. Можно попробовать подобрать синонимы или, если категорически нельзя менять текст, поработать отдельно над труднопроизносимыми сочетаниями. Не забывайте делать вдох в нижнюю часть легких и удерживать бока раздутыми на протяжении чтения всего предложения. Не выдыхайте весь воздух в начале фразы.
2 Сделайте разметку текста – где будут логические паузы и логические ударения, где вы будете добирать воздух, какой участок текста стоит прочитать более выразительно, чтобы акцентировать на нем внимание.
3 Начитайте текст ритмично, хлопая в такт своей речи – так вам будет легче поймать оптимальный ритм доклада, удобный для вас и слушателей.
4 Включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, но уже без подсказки ритма в виде хлопков.
5 Прослушайте запись, отметьте для себя наиболее удачные и неудачные отрезки начитки. Подумайте, почему какие-то фразы прозвучали удачно – возможно, вам стоит в этом темпе и ритме читать и все остальное. Послушайте еще раз, как отрезки текста прозвучали невнятно – возможно, вам стоит заменить неудобные слова синонимами.
6 Если наблюдается какая-то закономерность (допустим, невнятно звучат все слова, начинающиеся с буквы «и», «т», «к», любой другой), найдите в статье «Положение речевого аппарата при произнесении звуков» нужные вам звуки и потренируйте слова с этими звуками отдельно, контролируя положение артикуляционного аппарата [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020].
7 Возьмите в зубы карандаш, включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее.
8 Отложите карандаш и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее.
9 Сравните все аудиозаписи и убедитесь, что третий вариант текста, начитанный после разбора ошибок и тренировки с карандашом в зубах, звучит более внятно, чем первый.
10 Решите для себя, устраивает ли вас полученный вариант, или стоит поработать над текстом еще.

Если предусмотрен жесткий тайминг для доклада (допустим, не более 5 минут) обязательно проверьте, вписались ли вы в отведенное время в том темпе, в котором вы читали заготовку доклада. Если нет, либо сокращайте доклад, либо далее тренируйте темп речи. Естественно, без потери четкости произношения и качества звучания.

Такая подготовка важна не только для традиционных форматов выступлений (доклад, лекция, презентация), но и для ставших модными стримов, онлайн-трансляций на YouTube, в Instagram и других сервисах.

Во-первых, тут нужно вписаться в какие-то приемлемые хронологические рамки эфира, т.к. зрители не могут удерживать нужную концентрацию внимания по 2-3 часа. Во-вторых, в прямом эфире постоянно приходится реагировать на разные неожиданности (сбой трансляции, пропадание звука), поэтому основным материалом нужно владеть не просто хорошо, а очень хорошо.

Разумеется, только работы над голосом для качественного эфира мало. Нужна предварительная подготовка по сбору и систематизации информации, нужно подать материал так, чтобы он был интересен и полезен зрителям. Однако без работы над голосом все эти усилия могут пойти насмарку и не дать желаемого результата.

И вот тут мы подходим к еще одному важному вопросу: что делать, если есть дефект дикции? Отказаться от любых видов деятельности, требующих публичных выступлений, или попытаться как-то исправить ситуацию? Если дефекты не слишком серьезные, можно попытаться их исправить. Как? Сейчас разберемся.

Исправление наиболее распространенных дефектов дикции

Причины проблем с произношением каких-либо звуков бывают разными. Это могут быть психологические проблемы вроде неуверенности в себе или дефекты строения речевого аппарата, например, укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка. Отрицательно влиять на речь могут различные заболевания, о чем мы более подробно поговорим в специальном уроке, посвященном проблемам с голосом и речью.

Однако существуют способы устранения или, как минимум, снижения актуальности этих проблем. После того как удается устранить физический источник проблемы (например, удлинить уздечку под языком), нужно поработать с логопедом и/или самостоятельно над постановкой звуков, которые вызывают затруднения.

Как мы уже обсудили ранее, наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р». Есть нюанс: недостатки шипящих звуков «ж-ш» легче устранить в том случае, если остальные буквы получаются нормально.

Как поставить звуки «ж-ш»:

  • На основе «с-з» – подложить шпатель (специальный инструмент, используемый логопедами) под передний край языка, начать произносить «с» либо «з» и поднять язык шпателем за верхние резцы. Тогда «с» трансформируется в «ш», а «з» – в букву «ж».
  • На основе «р» – произносить «р» без голоса (можно шепотом), постепенно уменьшая силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не послышится слабое шипение.

Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ж»:

Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ш»:

Как поставить звуки «с-з»:

  • «С» на основе «т» – произвести «т» с придыханием, потом попытаться сделать то же самое, но заранее поставив кончик языка к деснам нижних резцов. В итоге должна получиться «с».
  • «З» на основе «с» – добавить голос к звуку «с».

Положение органов артикуляции при произнесении буквы «с»:

Положение органов артикуляции при произнесении буквы «з»:

Как поставить звук «р»:

  • На основе «ж» – с усилием потянуть звук «ж» и отодвинуть язык глубже в рот. Должно быть слышно короткое «р».
  • На основе «с» – тянуть звук «с», немного вдохнуть через рот и прижать язык к альвеолам. Тоже должно прозвучать короткое «р».
  • На основе «д» – произносить «д» так, чтобы язык не отрывался от альвеол. Нажать на язык с усилием, чтобы он начал вибрировать и послышалось «др-р».

Положение органов артикуляции при произнесении буквы «р»:

Логопеды считают звук «р» наиболее трудным для постановки. Особенно, если человек уже привык произносить его как бы горлом. Однако некоторых улучшений всегда добиться можно. Более подробно о постановке звуков расскажут логопеды Юлия Орлова и Ольга Сахаровская:

Звук «ш»:

Звук «с-з»:

Звук «р»:

Тем, кто хочет выйти на более высокий уровень развития дикции и речи, можно посоветовать книгу «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е. Царегородцева, 2016].

Также много полезной информации содержится в учебном пособии «Анатомия, физиология и патология органа речи» [Е. Боярчук, И. Иванюра, В. Самчук, Н. Скрыпник, 2007].

И, наконец, тем, кто решил глубоко вникнуть в проблему, можно посоветовать изучить «Логопедический атлас» (периферический речевой аппарат) [А. Ахметзянова, Т. Корнийченко, Л. Суздальцева, 2016].

Если вы давно перешагнули порог совершеннолетия, полного избавления от дефектов дикции вам добиться вряд ли удастся. Но если освоить все вышеприведенные упражнения, ваша дикция в любом случае станет лучше, чем была до этого.

К слову, это очень полезно для профилактики расстройств голосового аппарата, т.к. при дефектах дикции голос напрягается намного больше, чем если таковых нет. Если дефекты станут не так сильно выражены, как раньше, то и голос перестанет напрягаться.

А еще для профилактики расстройств голоса и дикции очень важно наладить правильный режим сна. Следует обязательно спать 8 часов в сутки и даже больше, если это необходимо для полноценного отдыха именно вашего организма. Сонному невыспавшемуся человеку намного тяжелее контролировать дикцию и артикуляцию, нежели тому, кто бодр, энергичен и настроен делиться энергией с аудиторией.

С другой стороны, следует просчитать время сна таким образом, чтобы проснуться не позднее, чем за 3 часа до выступления. Мы все замечали, что сразу после пробуждения наш голос менее бодр и подвижен, чем спустя час-полтора после сна. Это наблюдается в любом случае, даже если вы сладко спали 9-10 часов и отлично выспались.

Голосу нужно дополнительное время, чтобы проснуться полностью. Чем толще и длиннее голосовые связки, чем ниже голос, тем больше этот отрезок времени. Если тонкие высокие голоса могут звенеть уже спустя полтора-два после подъема, то низким голосам требуется на раскачку хотя бы 3 часа. Поэтому проснуться лучше заранее, даже если вы живете рядом с работой или мероприятие, где вы должны выступить с докладом, проходит в конференц-зале той же гостиницы, в которой вы остановились.

Подведем итоги. В ходе сегодняшнего урока мы разобрали основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению. Мы изучили и попробовали на практике рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского. А также познакомились с методиками исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.

Насколько хорошо вы усвоили материал, можно проверить, ответив на короткие вопросы теста. Проверьте свои знания, а мы ждем вас на следующем уроке!

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А теперь давайте разберем тему интонации.

1Риторика