Урок 4. Полифония и сведение музыки
Одним из наиболее сложных в теории музыки понятий является музыкальная полифония. Однако это и одна из важнейших категорий, без которой невозможно ни разобраться в оркестровой музыке, ни спеть красиво дуэтом сложную мелодию с полноценным музыкальным сопровождением, ни даже записать и свести простейший трек, где, помимо голоса, звучат гитара, бас и ударные.
Итак, давайте приступим.
Содержание:
- Понятие полифонии
- Происхождение и развитие многоголосия
- Полифонические приемы
- Виды полифонии
- Основы сведения музыки
- Критерии качественной аудиозаписи
- Техническое обеспечение
- Подготовка к сведению и процесс сведения
- Проверочный тест
План действий понятен, поэтому приступаем к работе!
Понятие полифонии
Термин «полифония» произошел от латинского polyphonia, где poly означает «много», а phonia переводится как «звук». Под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия.
Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.
Кроме того, одноименная дисциплина «Полифония» преподается в музыкальных учебных заведениях на факультетах и отделениях композиторского искусства и музыковедения.
Иноязычный термин polyphonia в русском языке не претерпел существенных трансформаций, кроме как написание кириллицей вместо латиницы. И, казалось бы, подчиняется правилу «как слышится, так и пишется». Нюанс в том, что слышится этот термин всем по-разному, и ударения тоже ставятся по-разному.
Так, в «Словаре церковнославянского и русского языка», изданном Императорской Академией Наук в 1847 году, предписывается ставить ударение на вторую «о» в слове «полифОния» и на вторую «и» в слове «полифонИческий» [Словарь, Т.3, 1847]. Вот как выглядит страничка в этом издании:
Начиная с середины 20 века и по сей день в русском языке мирно сосуществуют два варианта ударения: на последнюю «о» и на вторую букву «и». Так, в «Большой Советской Энциклопедии» предлагается ставить ударение на последнюю «о» [В. Фраенов, 2004]. Вот скриншот странички БСЭ:
В «Толковом словаре» под редакцией лингвиста Сергея Кузнецова в слове «полифония» подударной является вторая буква «и» [С. Кузнецов, 2000]. В слове «полифонИческий» ударение на букву «и», как и в более ранних изданиях:
Отметим, что «Google Переводчик» поддерживает последний вариант и если вы внесете слово «полифония» в колонку для перевода и нажмете значок динамика, то отчетливо услышите ударение на последней букве «и». Значок динамика обведен на картинке красным цветом:
Теперь, когда мы поняли, в целом, что такое полифония и как правильно произносить это слово, можно углубиться в тему.
Происхождение и развитие многоголосия
Многоголосие – достаточно сложное явление в музыке, и в разных культурах оно имеет свои особенности. Так, в странах Востока многоголосие изначально имело преимущественно инструментальную основу. Другим словами, там были распространены многострунные музыкальные инструменты, струнные ансамбли, струнное сопровождение пения. В странах Запада многоголосие было чаще вокальным. Это было хоровое пение, в том числе acapella (без музыкального сопровождения).
Развитие многоголосия в начальной стадии принято называть термином «гетерофония», т.е. разнозвучие. Так, еще в 7 веке была принята практика надстройки одного, двух и более голосов над звучанием хорала, т.е. богослужебного пения.
В эпоху Средневековья и Возрождения получил распространение мотет – многоголосый вокал. Это не был хорал плюс надстройка голосов в чистом виде. Это уже было более сложное вокальное произведение, хотя элементы хорала в нем очень заметны. В целом, мотет стал гибридной музыкальной формой, вобравшей в себя традиции церковного и светского пения.
Церковное пение тоже прогрессировало в техническом плане. Так, в Средневековье получила распространение так называемая католическая месса. Она строилась на чередовании сольных и хоровых партий. В целом в мессах и мотетах образца 15-16 столетий достаточно активно использовался весь арсенал многоголосия. Настроение создавалось за счет нарастания и убывания плотности звучания, разных сочетаний высоких и низких голосов, постепенного включения отдельных голосов или групп голосов.
Развивалось и исключительно светская певческая традиция. Так, в 16 веке набирает популярность такой песенный формат, как мадригал. Это двух- или трехголосое произведение, как правило, любовного лирического содержания. Зачатки этой песенной культуры появились еще в 14 столетии, но на тот момент не получили особого развития. Мадригалам 16-17 столетия присущи разнообразие ритмов, свобода голосоведения, применение модуляции (перехода в другую тональность в конце произведения).
Термин «ричекар» происходит от французского rechercher, что означает «поиск» (помните знаменитое Cherchez la femme?) и, применительно к музыке, может трактоваться по-разному. Изначально под термином подразумевался поиск интонации, позже – поиск и разработка мотивов. Наиболее известные формы ричекара – пьеса для клавира, произведение для инструментального или вокально-инструментального ансамбля.
Самый давний ричекар обнаружен в сборнике пьес, изданных в 1540 году в Венеции. Еще 4 пьесы для клавира найдены в сборнике произведений композитора Джироламо Каваццони, вышедшем в 1543 году. Наиболее известным считается 6-голосный ричекар из «Музыкального приношения» Баха, написанный великим гением уже в 18 столетии.
Отметим, что стили и мелодика вокальной полифонии уже в те годы были тесно связаны с текстом. Так, для лирических текстов свойственны распевы, а для коротких фраз – декламация. В принципе, развитие традиций многоголосья можно свести к двум полифоническим трендам.
Полифонические тренды Средневековья:
| Строгое письмо (строгий стиль) – жесткая регламентация принципов мелодики и голосоведения на основе диатонических ладов. Применялось преимущественно в церковной музыке. |
| Свободное письмо (свободный стиль) – большая вариативность принципов построения мелодий и голосоведения, использование мажорного и минорного ладов. Применялось преимущественно в светской музыке. |
Информацию о ладах вы получили в предыдущем уроке, поэтому сейчас понимаете, о чем идет речь. Это самые общие сведения о развитии традиций многоголосия. Более подробно об истории становления многоголосия в разных культурах и полифонических трендах можно прочитать в специальной учебной литературе по курсу «Полифония» [Т. Мюллер, 1989]. Там же можно найти ноты к средневековым музыкальным произведениям и, если вам это интересно, разучить несколько вокальных и инструментальных партий. К слову, если вы пока не умеете петь, но хотели бы научиться, сделать первые шаги на пути к вокальному мастерству можно, изучив наш курс «Развитие голоса и речи».
Теперь самое время перейти к приемам полифонии с тем, чтобы более ясно понимать, как именно многоголосие складывается в единую мелодию.
Полифонические приемы
В любом учебном курсе полифонии можно встретить такой термин как контрапункт. Он происходит от латинского словосочетания punctum contra punctum, что означает «точка против точки». Или, применительно к музыке, «нота против ноты», «мелодия против мелодии».
Это никак не отменяет тот факт, что у термина «контрапункт» есть несколько разных значений. И теперь давайте рассмотрим несколько основных приемов полифонии.
Имитация
Имитация – это когда к начальному одноголосному звучанию через какое-то время присоединяется второй (имитирующий) голос, который повторяет ранее прозвучавший отрывок на той же самой или другой ноте. Схематически это выглядит следующим образом:
Уточним, что используемый на схеме термин «противосложение» – это голос, сопутствующий другому голосу в полифонической мелодии. Гармоническое созвучие достигается при помощи различных техник: дополнительный ритм, смена мелодического рисунка и т.д.
Каноническая имитация
Каноническая, она же непрерывная имитация – более сложный прием, при котором повторяется не только ранее прозвучавший отрывок, но и противосложение. Вот как это выглядит схематически:
Термином «звенья», который вы видите на схеме, как раз и обозначают повторяющиеся части канонической имитации. На вышеприведенной иллюстрации мы видим 3 элемента начального голоса, которые повторяет имитирующий голос. Значит, тут 3 звена.
Конечный и бесконечный канон
Конечный канон и бесконечный канон – это разновидности канонической имитации. Бесконечный канон предполагает возвращение первоначального материала в какой-то момент времени. Конечный канон таких возвратов не предполагает. На вышеприведенном рисунке представлен вариант конечного канона. А теперь посмотрим, как выглядит бесконечный канон, и поймем разницу:
Поясним, что под бесконечным каноном 1-го разряда подразумевается имитация с 2-мя звеньями, а под бесконечным каноном 2-го разряда – имитация с количеством звеньев от 3-х и более.
Простая секвенция
Простая секвенция – это перемещение полифонического элемента на другую высоту звука, при этом соотношение (интервал) между составными частями элемента не изменяется:
Так, на схеме буква «А» условно обозначает начальный голос, буква «В» обозначает имитирующий голос, а цифры 1 и 2 – первое и второе перемещение полифонического элемента.
Сложный контрапункт
Сложный контрапункт – это полифоническая техника, объединяющая множество полифонических приемов, которые позволяют генерировать из первоначальной полифонии новые мелодии путем либо изменения соотношения голосов, либо внесения изменений в мелодии, составляющие первоначальную полифонию.
Разновидности сложного контрапункта:
- Подвижной контрапункт – образование новых мелодий путем перестановки неизменяемых мелодических голосов относительно друг друга.
- Обратимый контрапункт – образование новых мелодий путем изменения собственно мелодий, составляющих полифонию.
В зависимости от направления перестановки мелодических голосов различают вертикальные, горизонтальные и двойные (одновременно вертикальные и горизонтальные) подвижные контрапункты.
На самом деле, сложный контрапункт только называется «сложным». Если вы хорошо проработаете материал следующего урока по развитию музыкального слуха, вы без труда распознаете эту полифоническую технику на слух.
Это лишь некоторые наиболее простые для понимания начинающего музыканта полифонические приемы. Узнать больше об этих и других полифонических приемах вы можете из учебного пособия музыковеда, члена Союза композиторов России, член-корреспондента Петровской академии наук и искусств Валентины Осиповой «Полифония. Полифонические приемы» [В. Осипова, 2006].
После того как мы изучили некоторые приемы полифонии, нам будет проще разобраться в классификации видов полифонии.
Виды полифонии
Различают 4 основных вида полифонии. Каждый из видов основывается преимущественно на определенном типе полифонических приемов. Названия видов полифонии в большинстве случаев говорят сами за себя.
Какие бывают разновидности полифонии:
1 | Имитационная – вид полифонии, в котором разные голоса по очереди воспроизводят одну и ту же мелодию. Имитационная полифония включает в себя разные приемы имитации. |
2 | Подголосочная – вид полифонии, где одномоментно звучит основная мелодия и ее вариации, так называемые подголоски. У подголосков может быть разная степень выраженности и самостоятельности, но они обязательно подчиняются общей линии. |
3 | Контрастная (разнотемная) – вид полифонии, где в общем звучании объединяются разные и весьма контрастные голоса. Контраст подчеркивается разницей ритмов, акцентов, кульминаций, скорости движения отрывков мелодии и другими способами. В то же время, единство и гармоничность мелодии обеспечиваются общей тональностью и интонационными взаимосвязями. |
4 | Скрытая – вид полифонии, в котором одноголосная мелодическая линия как бы распадается на несколько других линий, для каждой из которых свойственны свои интонационные тяготения. |
Более подробно о каждой разновидности полифонии вы можете почитать в книге «Полифония. Полифонические приемы» [В. Осипова, 2006], так что оставляем это на ваше усмотрение. Мы же вплотную подошли к такой важной для каждого музыканта и композитора теме как сведение музыки.
Основы сведения музыки
Понятие «полифония» напрямую связано со сведением музыки и получением готового аудиотрека. Ранее мы узнали, что под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия. Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.
Собственно говоря, сведение музыки – это та же полифония, только на компьютере, а не на нотном стане. Сведение тоже предполагает взаимодействие минимум двух музыкальных линий – вокала и «минусовки» либо сопровождения музыкального инструмента. Если инструментов много, сведение превращается в организацию взаимодействия множества мелодических линий, каждая из которых может быть либо непрерывной на протяжении всего произведения, либо же появляться и периодически исчезать.
Если вы вернетесь чуть назад и посмотрите еще раз схематическое изображение полифонических приемов, то увидите много общего с интерфейсом большинства компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком. Точно так, как большинство полифонических приемов изображено по схеме «один голос – одна дорожка», в программах обработки звука для каждой мелодической линии предназначена отдельная дорожка. Вот как может выглядеть простейший вариант сведения двух дорожек в программе Sound Forge:
Соответственно, если нужно будет свести, к примеру, голос, электрогитару, бас-гитару, синтезатор и ударные, дорожек будет 5. А если нужно будет сделать студийную оркестровую запись, там уже будет несколько десятков дорожек из расчета по одной под каждый инструмент.
Процесс сведения музыки – это не просто следование нотной записи и точное расположение начала и окончания музыкальных линий относительно друг друга. Хотя и это непросто, если в записи много шестнадцатых, тридцать вторых и шестьдесят четвертых нот, в которые «попасть» сложнее, чем в целые.
Само собой, саунд-продюсер должен услышать и нейтрализовать вкрапления посторонних звуков, которые могут появиться даже при записи в хорошей студии, не говоря уже о записях, сделанных в домашних условиях или, наоборот, во время концертов. Хотя, концертная запись тоже может быть очень качественной.
В качестве примера можно привести концертный альбом HAARP британской рок-группы Muse. Запись была сделана на стадионе Wembley. Тогда с разницей в 1 день прошли 2 концерта группы: 16 и 17 июня. Интересно, что для аудиоверсии на CD взяли запись от 16 июня, а для видеоверсии на DVD использовали запись концерта, прошедшего 17 июня 2007 года:
В любом случае звукорежиссеру или саунд-продюсеру придется немало поработать, чтобы даже хорошо записанное сложное многоголосие превратилось в полноценное законченное произведение. Это воистину творческий процесс, в котором приходится учитывать массу нюансов. Но, как мы уже многократно убеждались, музыка описывается вполне конкретными исчисляемыми категориями – герцами, децибелами и т.д. И критерии качественного сведения трека тоже есть, причем там используются и объективные технические, и субъективные художественные понятия.
Критерии качественной аудиозаписи
Эти критерии разработала существовавшая во второй половине 20 века Международная организация телевидения и радиовещания (OIRT), и они известны как Протокол OIRT, а положения Протокола и сегодня берут за основу оценки качества аудиозаписей многие структуры. Рассмотрим вкратце, каким же критериям должна соответствовать качественная запись согласно этому Протоколу.
Обзор положений Протокола OIRT:
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
6
|
|
7
|
|
8
|
|
Соответствие критериям Протокола оценивается по 5-балльной шкале. Наиболее четко Протоколу OIRT следуют при оценке классической, народной и джазовой музыки. Для электронной, поп- и рок-музыки единого протокола оценки качества звучания не существует, а положения Протокола OIRT носят более рекомендательный характер. Так или иначе, чтобы сделать качественную запись, нужны определенные технические условия. Поговорим о них подробнее.
Техническое обеспечение
Выше мы уже начали говорить о том, что для качественного конечного результата важен качественный исходный материал. Так, для качественной записи джаза, классической и фольклорной музыки часто используется запись на стереопару микрофонов, которая впоследствии не требует сведения. Собственно, для сведения задействуют аналоговые, цифровые или виртуальные микшерные пульты (они же микшеры). Для виртуального сведения треков используют секвенсоры.
Технические требования к компьютеру обычно прописывают сами производители компьютерных программ для работы со звуком. Поэтому проверить свое устройство на предмет соответствия требованиям можно будет, когда вы определитесь с выбором софта. На сегодняшний день есть несколько популярных программ для обработки аудио и сведения звука.
Sound Forge
Во-первых, это уже упоминавшийся выше Sound Forge. Он удобен тем, что имеет набор основных функций обработки звука, и можно найти бесплатную русскоязычную версию [MoiProgrammy.net, 2020]:
Если нужно разобраться в англоязычной версии, есть подробное описание [В. Каиров, 2018].
Audacity
Во-вторых, еще одна удобная и несложная русскоязычная программа Audacity [Audacity, 2020]:
Помимо бесплатной версии, к ней можно найти весьма толковый мануал [Audacity 2.2.2, 2018].
Dehumaniser 2
В-третьих, это горячо любимый разработчиками компьютерных игр и экстрим-вокала Dehumaniser 2. Интерфейс англоязычный и заметно сложнее, но разобраться можно:
И это будет не просто сведение, но еще и возможности для саунд-дизайна [Krotos, 2020].
Cubase Elements
В-четвертых, стоит обратить внимание на программу Cubase Elements [Cubase Elements, 2020]. Там, помимо стандартного набора функций, есть еще панель аккордов, которая позволит создать трек «с нуля» или «довести до ума» ранее сделанную запись, применив ранее изученные полифонические приемы на практике:
Перед началом работы изучите обзор функций программы [А. Оленчиков, 2017].
Effectrix
И, наконец, это секвенсор эффектов Effectrix. Для работы с ним нужен определенный опыт, однако взять эту программу на заметку стоит уже сейчас, потому что опыт при регулярной практике придет очень скоро [Sugar Bytes, 2020]:
Узнать больше вы сможете из статьи «Программы для сведения музыки и голоса», где рассмотрен десяток программ, в том числе для профессиональных музыкантов и ди-джеев [В. Каиров, 2020]. А сейчас поговорим о подготовке к сведению трека.
Подготовка к сведению и процесс сведения
Чем лучше вы подготовитесь, тем быстрее и качественнее получится сведение. Речь не только о техническом обеспечении, удобном рабочем месте и качественном освещении. Важно учесть несколько организационных моментов, а также особенности работы полушарий головного мозга. В общем, примите к сведению…
Как подготовиться к процессу сведения:
| Подпишите все исходные аудиофайлы так, чтобы было ясно, где что находится. Не просто 01, 02, 03 и далее, а «голос», «бас», «ударные», «бэк-вокал» и прочее. |
| Наденьте наушники и удалите щелчки вручную либо с помощью программ очистки звука. Даже если вы пользуетесь программами, проконтролируйте результат на слух. Эту рутинную работу следует сделать до начала творческого процесса, т.к. за творчество и рациональность отвечают разные полушария головного мозга, а постоянное переключение между процессами снизит качество и того, и другого. Подобрать программу можно в обзоре «Топ-7 лучших плагинов и программ для очистки звука от шумов» [Аrefyevstudio, 2018]. |
| Сбалансируйте громкость, для чего сначала послушайте запись в режиме «моно». Это позволит быстрее выявить дисбаланс громкости в звучании разных музыкальных инструментов и голосов. |
| Настройте все эквалайзеры, чтобы улучшить частотный баланс. Помните, что настройка эквалайзера влияет на показатели громкости. Поэтому после настройки еще раз проверьте баланс громкости. |
Сам процесс сведения начинайте с ударных, потому что они занимают значительную часть частотного диапазона от низких (бас-барабан) до высоких частот (тарелки). Только после этого переходите к другим инструментам и вокалу. После сведения основных инструментов добавьте, если планировалось, спецэффекты (эхо, дисторшн, модуляцию, компрессию, прочие).
Далее нужно сформировать стереокартину, т.е. расставить все звуки в стереополе. После этого откорректируйте аранжировку, если в этом появится необходимость, и начинайте работать над глубиной звучания. Для этого добавляйте к звукам задержки и реверберацию, но не слишком много, иначе это будет «давить на уши» слушателей.
По окончании еще раз проверьте настройки громкости, эквалайзеров, эффектов и откорректируйте, если нужно. Готовый трек протестируйте в студии, а затем на разных устройствах: запустите аудиофайл на смартфоне, планшете, послушайте его у себя в машине. Если везде звук воспринимается нормально, значит, все сделано правильно!
Если вам встретилось очень много незнакомых слов, почитайте книгу «Компьютерная обработка звука» [А. Загуменнов, 2011]. Пусть вас не смущает, что многое рассматривается на примере старых версий компьютерных программ. Законы физики с тех пор никак не изменились. Тем, кто уже пробовал свои силы в работе с программами сведения звука, можно рекомендовать прочитать про «Ошибки при сведении музыки», где заодно даются рекомендации, как их избежать [И. Евсюков, 2018].
Если вам проще воспринимать живое объяснение, можно посмотреть обучающее видео на эту тему:
В процессе сведения рекомендуется делать короткие перерывы каждые 45 минут. Это полезно не только для вашего здоровья, но и для восстановления объективности слухового восприятия. Музыкальный слух очень важен для качественного сведения. Развитию музыкального слуха посвящен весь наш следующий урок, а пока предлагаем пройти проверочный тест на усвоение материала этого урока.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
А теперь переходим к развитию музыкального слуха.