Теория музыки: курс музыкальной грамотности
Содержание:
- Цели и задачи курса
- Что такое теория музыки?
- Кому нужна теория музыки?
- Как освоить теорию музыки?
- Уроки и структура курса
- Как проходить курс?
- Дополнительные материалы
- Цитаты известных людей о музыке
Дорогие друзья! Перед вами краткий курс по основам теории музыки и музыкальной грамотности. Сам факт того, что вы заглянули на эту страничку, говорит о том, что вы уже задумывались о необходимости получить какие-то базовые знания по теоретическим основам музыки.
Возможно, ваше музыкальное или вокальное мастерство вышло на тот уровень, когда одной интуиции и движения на ощупь уже недостаточно. Возможно, вы хотели заняться теорией музыки раньше, но не нашли курс, где бы компактно было изложено самое необходимое. А может, вы уже пытались вникнуть в хитросплетения теории музыки, однако посчитали, что это слишком сложно для вас.
Наш курс решает все эти задачи. Вы получите только то, что реально можно применить на практике, хотите ли вы научиться самостоятельно разбирать по нотам пьесы для фортепиано или подбирать мелодии на гитаре, намерены петь в хоре или даже написать песню.
Теория музыки и элементарная музыкальная грамотность помогут конвертировать эмоции в музыку и поделиться своим богатым внутренним миром с окружающими. И, как знать, быть может, именно вы и именно сегодня делаете свой первый шаг на пути к большой популярности. А через каких-нибудь 10 лет уже другие начинающие музыканты будут стремиться заполучить ноты вашей песни или аккорды вашей гитарной композиции, чтобы воссоздать и повторить созданное вами музыкальное произведение.
Цели и задачи курса
Цели и задачи курса, в целом, ясны из названия. Однако стоит уточнить ряд моментов, чтобы было понятно, что подразумевается под музыкальной грамотностью.
Зачем нужен наш курс:
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
6
|
|
7
|
|
Как видите, теория музыки полезна всем, кто желает петь или играть на музыкальном инструменте хотя бы на любительском уровне. И всем, кто хоть как-то соприкасается с волшебным миром звуков. Изучайте теорию музыки, и вы услышите намного больше!
Что такое теория музыки?
Теория музыки изучает основы и принципы построения музыкальных произведений, закономерности формирования музыкальных – певческих и инструментальных – звукосочетаний. В рамках теории музыки изучается нотная грамота, которая является, по сути, аналогом алфавита для любого языка. Поскольку словосочетание «язык музыки» является устойчивым и часто применяемым, такая аналогия выглядит полностью логичной.
Кроме того, «Теория музыки» – это одна из специальных дисциплин в учебных заведениях музыкального профиля. Теория музыки тесно взаимосвязана с такими понятиями и дисциплинами как полифония, гармония, сольфеджио, инструментоведение, т.е. подробное изучение конструкции и звучания музыкальных инструментов, их классификация по разным системообразующим признакам.
Кому нужна теория музыки?
Выше мы уже начали говорить о том, что теория музыки полезна достаточно широкому кругу людей, кто, так или иначе, соприкасается с музыкой. На самом деле, этот круг заметно шире. Но, начнем по порядку.
Кому нужна теория музыки:
1 | Профессиональные певцы и музыканты. |
2 | Музыканты-любители. |
3 | Кавер-исполнители. |
4 | Участники музыкальных групп. |
5 | Любители петь. |
6 | Участники музыкальных и вокальных конкурсов. |
7 | Композиторы и сочинители музыки. |
8 | Саунд-продюсеры и саунд-дизайнеры. |
9 | Звукорежиссеры. |
10 | Все, кто желает гармонично развиваться. |
Давно известно, что музыка развивает память, кругозор и мелкую моторику пальцев рук у тех, кто играет хотя бы на одном музыкальном инструменте.
Понимание основ теории музыки всегда стимулирует к написанию собственных мелодий и импровизаций, и наводит на новые мысли относительно улучшения техники игры и приемов исполнительского мастерства. Думается, это вполне достаточный стимул, чтобы с энтузиазмом взяться за изучение теории музыки.
Как освоить теорию музыки?
В эпоху доступности практически любой информации многое из того, зачем раньше приходилось посещать музыкальную школу или брать частные уроки, можно освоить самостоятельно. Современные методики позволяют это сделать намного быстрее, чем за 5-7 лет музыкальной школы. Именно для этого разработан и наш курс по основам теории музыки.
Этот курс даст основы знаний как начинающим музыкантам, так и тем, кто уже попробовал свои силы на музыкальном или вокальном поприще и желает развиваться дальше. Уроки составлены таким образом, чтобы материал был понятен абсолютно всем, в том числе людям, никогда ранее не интересовавшимся теоретическими основами музыки.
Наш курс ни в коем случае не замена профессионального музыкального образования, однако это очень действенный первый шаг в освоении теории музыки. Если возникнет потребность в более глубоких знаниях по какой-либо теме, можно воспользоваться списком дополнительной литературы. В списке есть дополнительные материалы по всем затронутым программой курса темам.
Уроки и структура курса
Чтобы вам было проще овладеть элементами музыкальной грамотности, но при этом не перегружать восприятие информацией, которая мало востребована в прикладном плане, мы структурировали весь доступный материал по теории музыки так, чтобы сосредоточиться преимущественно на полезных в практической деятельности аспектах.
Мы рекомендуем изучать материал последовательно, не пропуская уроки даже в случае, когда тема кажется вам хорошо знакомой. Прочитайте урок с целью убедиться, что вы не пропустили ничего, когда обращались к данной теме ранее.
Урок 1. Свойства звука
Цель данного урока – понять физические свойства звука, разобраться, чем отличается музыкальный звук от любого другого. Кроме того, нужно понять, что такое октава, получить представление о нотно-октавной системе, ступенях звукоряда, тонах, полутонах. Это все напрямую связано со свойствами звука и последующими темами курса.
Урок 2. Нотная грамота
Данный урок имеет целью познакомить вас с нотной грамотой «с нуля», дать представление о нотах, паузах, знаках альтерации и их расположении на нотном стане. Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.
Урок 3. Гармония в музыке
Цель данного урока – разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использовать их на практике. В уроке дается представление об интервалах, ладах, тональностях, что вплотную приближает вас к навыкам самостоятельного подбора мелодий, в том числе на слух.
Урок 4. Полифония и сведение музыки
Целью данного урока является понять, что такое музыкальная полифония, многозвучие и многоголосие, как на их основе формируется мелодия и каковы основные приемы и принципы соединения мелодических линий в полифонических мелодиях. Эти знания полезны для записи и сведения голоса и музыкальных инструментов для получения готового аудиотрека.
Урок 5. Развитие музыкального слуха
Цель урока – понять, что такое музыкальный слух и как его развивать, что такое сольфеджио и как оно поможет развитию музыкального слуха. Вы получите конкретные инструменты и рекомендации, как проверить свой музыкальный слух, и конкретные упражнения для тренировки музыкального слуха.
Урок 6. Музыкальные инструменты
Цель урока – дать представление о наиболее популярных музыкальных инструментах, рассказать об отличиях инструментов, которые традиционно путают, как, например, пианино и фортепиано. Кроме того, в этом уроке вы найдете ссылки на книги, обучающие видеоматериалы и курсы по музыке, которые облегчат вам освоение музыкального инструмента.
Как проходить курс?
Как было сказано выше, уроки курса следует проходить последовательно, не пропуская ни один из них и обращая внимание на иллюстрации и пояснения к иллюстрированному материалу. Картинки визуализируют те нюансы, которые сложно воспринимать, просто читая текст.
Если вам что-либо непонятно, перечитайте урок еще раз. Для более надежного закрепления материала в памяти рекомендуется по окончании курса еще раз вернуться к наиболее сложным для вас темам. После того как вы освоите материал в целом, вам будет проще понять роль различных составных частей курса.
Дополнительные материалы
Для наилучшего усвоения материала и более удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы хотели бы изучить глубже, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.
Книги по развитию музыкальной грамотности и музыкального слуха:
- В. Вахромеев, «Элементарная теория музыки»
- И. Способин, «Элементарная теория музыки»
- В. Хвостенко, «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки»
- Ю. Холопов, «Очерки современной гармонии»
- Т. Мюллер, «Полифония»
- В. Осипова, «Полифония. Полифонические приемы»
- М. Пилхофер, Х. Дей, «Теория музыки для «чайников»
- Н. Бритва, «Пособие по теории музыки и сольфеджио»
- О. Хромушин, «Джазовое сольфеджио»
- А. Шугаев, «Диатонические лады для начинающих»
- Г. Гельмгольц, «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки»
- Г. Шатковский, «Развитие музыкального слуха»
- П. Бережанский, «Абсолютный музыкальный слух»
- С. Оськина, Д. Парнес, «Музыкальный слух»
- В. Лелеко, «Развитие музыкального слуха и интонирования студентов-пианистов заочного отделения»
- К. Малинина, «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио»
- Д. Тищенко, «Самоучитель игры на пианино»
- К. Герольд, «Современные зарубежные хиты в легком переложении для фортепиано»
- К. Герольд, «Самоучитель игры на синтезаторе»
- К. Герольд, «Самоучитель игры на клавишных»
- Г. Наумов, Л. Лондонов, «Школа игры на аккордеоне»
- Л. Биткова, «Учимся играть по нотам: начальный курс игры на аккордеоне для детей»
- А. Басурманов, «Самоучитель игры на баяне»
- М. Филипс, Д. Чаппел, «Гитара для «чайников»
- Д. Агеев, «Самоучитель игры на электрогитаре + аудиокурс»
- Д. Агеев, «Полный справочник гитарных аккордов»
- Л. Морген, «Школа-самоучитель игры на бас-гитаре»
- Л. Ауэр, «Моя школа игры на скрипке»
- Е. Желнова, «Самоучитель игры на скрипке»
- И. Кобец, «Начальная школа игры на трубе»
- Д. Стронг, «Ударные инструменты для чайников»
- В. Горохов, «Школа игры на ударной установке»
- В. Каиров, «Программы для сведения музыки и голоса»
- И. Евсюков, «Ошибки при сведении музыки»
- А. Загуменнов, «Компьютерная обработка звука»
Статьи и курсы по основам музыкальной грамотности:
- Развитие голоса и речи – онлайн-курс
- Актерское мастерство – онлайн-курс
- Навыки актера, которые пригодятся каждому
- Зачем и как развивать мелкую моторику
И напоследок немного дополнительной мотивации, чтобы приступить к изучению курса было проще.
Цитаты известных людей о музыке
И в заключение вводного урока мы хотим подарить вам немного вдохновения. Для этого мы подобрали цитаты великих людей о музыке. Надеемся, они вас вдохновят на то, чтобы ближе познакомиться с этим волшебным миром музыки!
Музыка воодушевляет весь мир и снабжает душу крыльями. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. И раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель
Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить.
Иоганн Гете
Цель музыки – трогать сердца.
Иоганн Себастьян Бах
Музыка не имеет отечества, отечество ее вся Вселенная.
Фредерик Шопен
Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ
Любой, кто хочет быть настоящим музыкантом, должен иметь возможность настроить музыкальное меню.
Рихард Штраус
Любите и изучайте великое искусство музыки. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Шостакович
В музыке, как в шахматах, ферзь (мелодия) обладает наибольшей силой, но решающее значение имеет король (гармония).
Роберт Шуман
Музыка – это стенография чувств.
Лев Толстой
Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия.
Александр Пушкин
Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все.
Илья Эренбург
Музыка – самое безмолвное искусство.
Пьер Реверди
Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка.
Петр Чайковский
Мы желаем успеха всем, кто приступает к работе над этим курсом. И точно знаем, что для всех, кто пройдет его до конца, откроются новые возможности и новые грани собственного таланта!