Блог о саморазвитии

Искусство small talk

искусство small talk

Рассуждая о мастерстве вести светскую беседу, мы мысленно переносимся в салоны знатных аристократов 19 века, где по-французски говорили чаще, чем по-русски, а о театрах и тенденциях в живописи чаще, чем о политике. К тем временам, когда, в отличие от сегодняшних дней, люди не спешили жить и могли себе позволить поговорить «ни о чём». Таким ходом мыслей обычно и определяется молчаливое созерцание новостей с экрана смартфона во время ожидания встречи или совместной поездки в лифте. Темы о погоде или вчерашней игре считаются банальными и, как правило, многими деловыми людьми игнорируются. А зря. Искусство small talk или маленькой беседы – очень важное качество любого человека, стремящегося строить эффективную коммуникацию.

Значение small talk

Казалось бы, что может быть проще, чем легко и непринуждённо перекинуться парой общих фраз с коллегой или даже незнакомым человеком по пути на работу или в очереди в магазине? Но те, кто имеет подобный опыт, скажут, что дело это достаточно трудное и выглядит просто лишь на страницах книг или в фильмах. Подобная практика характерна для некоторых западных стран, но у нас не всегда воспринимается однозначно в позитивном ключе. Тем не менее, маленькая беседа, и как вступление к серьёзным переговорам, и как способ поддерживать с другими постоянный контакт – ценнейший навык.

Об этом свидетельствуют и многочисленные данные. Исследователи из массачусетского центра развития персонала пришли к выводу, что большинство (около 70%) важной информации, сотрудники компании получают не во время больших совещаний, а благодаря small talk. Известные корпоративные тренеры включают small talk в свои обучающие программы, отводя ему важное место среди soft skills. Н. Эпли и Ю. Шредер – учёные из университета Чикаго, изучающие поведенческую психологию, пришли к выводу, что люди, которые легче заводят и поддерживают беседу с незнакомцами, в целом более успешны и счастливы в жизни.

Но и это не всё. Умение вести светский разговор – навык нужный не только в плане повышения личной эффективности. Во многих развитых странах small talk является неотъемлемым атрибутом любой сделки, начала общего бизнеса. Во время него люди оценивают друг друга, получают много невербальной информации, составляют краткий психологический портрет собеседника. Образно говоря, это – первые ступеньки в построении долгосрочных отношений. И в данном отношении не важно, о чём вы говорите, имеет значение сам факт начала двусторонней коммуникации.

Правила small talk

Оттачивая своё искусство small talk, попробуйте следовать собранным правилам. Они должны пойти на пользу вашему умению:

  1. Где бы вы ни встречались с собеседником – у вас или у него в офисе, в кафе или парке, не бойтесь заводить беседу первым. Чувствуйте себя хозяином положения, будьте активны. Каким бы занятым вы ни были – не избегайте «пустой болтовни».
  2. Самой простой и в то же время эффективной стратегией начать разговор с незнакомым человеком является ARE – методика, предложенная экспертом в области коммуникации К. Флеминг. Она реализуется в три шага: 1) А – Anchor – Якорь. На основе имеющейся информации вы отыскиваете точку соприкосновения. Это очень просто: темой может служить ситуация в компании, отрасли и на рынке, и всё, что связано с темой профессиональной деятельности. Но есть страны, где говорить о делах сразу непринято (например, Япония). В таком случае подойдут «стандартные» темы: погода, выход нового iPhone и т.д.; 2) R – Reveal – Раскрытие, дальнейшее движение по теме. Если вы заговорили о тёплой весенней погоде, можно продолжать развивать тему рассуждениями о любви к загородным поездкам, отдыхе на природе, рыбалке, туризме; 3) E – Encourage – Поощрение. Не забывайте о диалоге. Поощряйте участие собеседника в разговоре, задавайте ему открытые вопросы: любит ли он/она бывать за городом, ходить в походы и т.д., внимательно выслушивайте ответы, в них содержатся новые якоря.
  3. Помните о невербальной части коммуникации. Старайтесь благосклонно расположить человека по отношению к себе изначально: улыбайтесь, будьте открыты и доброжелательны, уделяйте всё внимание ему (спрячьте телефон!). Высказывайте согласие и поддержку не только на словах, но и жестами, мимикой. Но не переборщите. Не будьте слишком навязчивы, не наклоняйтесь слишком близко, не разглядывайте пристально внешность и одежду.
  4. Говорите о позитивных вещах. Не стоит начинать общение с обсуждения вчерашней аварии и огромной пробки, образовавшейся в результате. Банальное: «Какие красивые у вас туфли, где вы их купили?» – делает собеседнику комплимент и одновременно даёт возможность продолжения беседы сразу в нескольких направлениях («А я вот недавно также поехал за покупками, и со мной произошло следующее…»). А разговор о заторах очень быстро себя исчерпает и не даст возможности узнать хоть что-то стоящее о человеке, с которым вы говорите. Также не бойтесь шутить. Но не о человеке, политике, религии и любых личных темах (здесь можно не угадать). Даже, если шутка будет неудачной, образованный человек не обратит на это внимания. Помните об этом и вы.
  5. Начинать говорить можно на любую тему, главное – не молчать. Молчание вызывает дискомфорт, заставляет испытывать неловкость и недоверие. Погода, о которой мы в этой статье уже неоднократно упоминали, может быть отличным предлогом для развития беседы: «Наконец-то сошёл снег и потеплело – можно вернуться к велосипедным прогулкам/бегу на стадионе». Но может быть и банальным трёпом: «Так ярко светит солнце». Таким образом беседу не заведёшь, о чём бы ни шла речь. Поэтому всегда начинайте говорить о том, что можно в дальнейшем использовать для продолжения. И наоборот – избегайте тем, которые себя исчерпывают 1-2 предложениями.

Особенности small talk в разных странах

Выше мы уже говорили, что нередко small talk является частью делового этикета. Кроме того, в каждой стране есть «любимые» темы, заведя разговор на которые с местными жителями, вы точно не прогадаете. Вот несколько любопытных примеров.

  • «Избитая» всевозможными примерами погода является серьёзной темой для разговора в Англии, Шотландии и Ирландии.
  • В Англии приемлемыми темами для small talk помимо этого будут здоровье, футбол, домашние питомцы. В известном «Пигмалионе» Б. Шоу профессор Хиггинс учил Элизу Дулиттл, что светская беседа на тему погоды или здоровья – излюбленная в приличном обществе.
  • В Испании отличными темами для разговора станут футбол, известные люди и ТВ-шоу, передачи и сериалы.
  • В США вопрос «как дела?» является дежурным и часто используется вместо приветствия, поэтому на него отвечают коротко и не развивают тему. Можно поговорить о семье, а можно сразу переходить к делу – в случае с американцами, гордящимися своей предприимчивостью, это норма.
  • Но где любят поговорить о семье, так это в Италии. Семейные узы в этой стране высоко чтятся и спрашивать о здоровье прабабушки первой жены – обычное дело. Поэтому и вы не удивляйтесь, если вас начнут расспрашивать, на кого учатся ваши племянники.
  • А вот где не стоит говорить о семье, так это в Шотландии. Здесь чётко разделяют личное и рабочее и смешивать это ни под каким предлогом не рекомендуют.
  • В Германии, со свойственным этой нации педантизмом, о состоянии дел после банального «как дела?» рассуждать, в отличие от американцев, могут достаточно долго. Но не любят говорить об уровне зарплат.
  • Австрийские немцы любят учтивость, поэтому, обращаясь к ним, всегда стоит следовать протоколу: сначала приставка «профессор», или «господин главный архитектор», а потом имя.
  • Французы любят шутить и ценят самоиронию. Среди стандартных тем для обсуждения – еда.
  • Наиболее сложная ситуация со small talk в Японии. Дело в том, что здесь короткая беседа зачастую перерастает в big talk – японцы щепетильно относятся к людям и перед тем, как иметь с ними какие-то дела, стараются как можно больше о них узнать. Поэтому рабочая встреча может длиться несколько часов, на протяжении которых вы поговорите обо всём на свете – мировой политике, культуре и искусстве, природе и экологии. И лишь после этого, а порой и на следующий день, разговор перейдёт в русло обсуждения бизнеса.

Отзывы и комментарии

Насколько легко вы находите общие темы для разговора и завязываете беседу с незнакомыми людьми? Может быть, у вас есть какие-то специальные приёмы или это получается само собой? Поделитесь своими мыслями по данному поводу.

Ключевые слова: