Меню курса

Урок 2. Преимущества и недостатки основных методик обучения детей счету

Урок 2. Преимущества и недостатки основных методик обучения детей счетуВо втором уроке мы говорили о самых распространенных методиках обучения детей счету. В этом же уроке мы более подробно разберем упомянутые нами ранее методы Николая Зайцева и Глена Домана, конкретнее побеседуем о счете на пальцах и устном счете, а также укажем на плюсы и минусы всех этих способов.

Мы уже поняли, что умение считать, вместе с умением читать и писать, относится к первой ступени в домашнем обучении. Вполне вероятно, вы уже попробовали свои силы в обучении счету ребенка, и, скорее всего, заметили, что успеха можно достичь, даже не имея специальных дидактических средств и педагогических навыков.

Однако элементарных средств никогда не бывает достаточно, и чтобы ребенок научился считать в должной степени, в любом случае будет нужно применять какие-то традиционные и инновационные методы. Досконально в них мы разбираться не будем, а дадим лишь общее представление, на основе которого вы сможете решить, что хотели бы взять на вооружение сами.

Зная о плюсах и минусах каждой из методик, вы сможете определить, что стоит применять, а от чего можно воздержаться. Возможно, вы даже придумаете какую-то собственную систему, по которой будете работать.

Содержание:

1

Пальчиковый метод

Пальчиковый метод относится к категории традиционных. Его еще много лет назад начали применять наши родители, родители наших родителей и предыдущие поколения. Суть его состоит в том, что счету обучают на пальцах. О том, как это делается, мы уже говорили, поэтому стоит разобраться: почему же, некогда такой популярный, в последнее время данный метод набирает все больше противников.

Преимущества метода:

  • Позволяет активно развивать мелкую моторику ребенка, благодаря чему происходит интеллектуальное развитие, а также активно тренируется речевой аппарат. Об этом свидетельствуют особенности устройства головного мозга: речевой центр тесно взаимосвязан с областью, которая отвечает за движение кистей рук.
  • Простота применения и многолетний опыт использования. На основе метода за сотни лет создано невероятное количество припевок, песенок, считалочек с «участием» пальчиков и чисел. Многие ценят пальчиковый метод за то, что он является кладезем народной мудрости, отчего его нередко называют сокровищницей народной педагогики.
  • Для реализации метода на практике не требуется никаких вспомогательных средств.

Недостатки метода:

  • Многие педагоги склоняются к мнению, что учить ребенка считать на пальцах не нужно, т.к. привыкая к пальчиковому счету, он не осознает сути самого процесса счета. В методе числа привязываются к конкретным пальцам, в результате чего любая арифметическая операция требует корректировки. Исходя из этого, дети, при обучении которых используется метод, в будущем столкнутся с проблемами при переходе к письменному и устному счету.
  • Пальчиковый метод может научить ребенка считать до пяти и даже до десяти, но оперировать большими числами ему будет очень сложно. Собственно, и выполнять более сложные арифметические действия (умножение, деление и т.д.) просто не получится.
  • Дети, научившиеся считать на пальцах, во многих случаях с большим трудом усваивают суть математических задач, где применяются абстрактные предметы и действия.
2

Метод устного счета

Метод устного счета сложен как для обучающегося, так и для обучающего, если сравнивать его с любой методикой, использующей наглядные средства. Несмотря на это, конкретно устный счет в перспективе должен преобразоваться в счет в уме, по причине чего множество педагогов говорят о его чрезвычайной эффективности и всегда рекомендуют родителям. Но у метода есть и значительные минусы.

Преимущества метода:

  • Используя метод, достаточно просто помочь ребенку перейти от устного счета к умственному – нужно только приучить маленького ученика проговаривать счет про себя, а не вслух, как это делается изначально.
  • Метод способствует тому, что дети очень быстро понимают язык арифметики, не испытывают трудностей в понимании задач, намного глубже воспринимают суть понятий «сложить», «вычесть» и т.д. Особенность в том, что уже в самом начале применения метода устанавливается прочная связь арифметических действий и слов.

Недостатки метода:

  • В самом начале применения метода трудно научить ребенка счету, не используя дополнительные средства. По этой причине метод будет нужно или соединить с пальчиковым, или начать применять вместе с ним счетный материал, карточки и т.п.
  • Метод переполнен многообразием педагогических приемов, гарантирующих потрясающие результаты.
  • В домашнем обучении очень распространена вариация метода устного счета «по единичке», где все арифметические действия проговариваются, разбиваясь при этом на единицы счета. Многие специалисты считают это не только неэффективным, но даже вредящим процессу обучения в дальнейшем, т.к. переучить привыкшего ребенка впоследствии очень сложно.
3

Использование счетного материала

Метод использования счетного материала подразумевает использование всего, что можно посчитать. Так, некоторые приобретают дидактические материалы из разных основ (картона, пластика, дерева), помогающих ребенку освоить науку счета. Другие же останавливают свой выбор на разноцветных счетных палочках, специальных игрушках (лабиринтах, пирамидках, кубиках). Третьи же выходят из положения, беря в работу счетные шкалы и даже обычные линейки. Но у этой медали тоже есть две стороны.

Преимущества метода:

  • Наглядность метода. Дидактический материал крайне эффективно применять с целью обучения множеству математических операций.
  • Метод облегчает детям понимание смысла математических действий.
  • Посредством взаимодействия со счетным материалом у детей развивается и тренируется мелкая моторика.
  • Дидактический материал не обязательно приобретать, ведь для реализации метода можно использовать практически любые подручные средства.

Недостатки метода:

  • Дети очень быстро привыкают к тому, что все время используют предметы счета, из-за чего перенос арифметических операций из предметной области в абстрактно-мыслительную существенно затрудняется.
  • Счетный материал следует рассматривать только в качестве вспомогательного средства обучения ребенка счету. Полноценным самостоятельным методом его можно назвать с большой натяжкой. К тому же есть немалое количество методик, в которых фигурирует счетный материал, и разобраться в них людям, не имеющим соответствующих знаний, может быть сложно.
4

Метод Николая Зайцева

Метод Николая Зайцева, предполагающий использование специальных кубиков, оказался очень результативным не только в обучении детей чтению по слогам, но и в обучении счету. Слепо прибегать к нему, конечно, не стоит, но все же его преимущества значительно перевешивают недостатки.

Преимущества метода:

  • Метод основан на научных исследованиях и учитывает особенности мышления и восприятия детей
  • Обучить счету до 100 можно даже детей дошкольного возраста.
  • Благодаря цифровым таблицам Зайцева дети быстрее усваивают счетные операции, правильно их осмысливают и совершенно не привязываются к пальцам или предметам

Недостатки метода:

  • Метод Зайцева для обучения счету не так популярен и распространен, как его же метод для обучения чтению.
  • Метод достаточно сложно реализуется в домашних условиях, ведь для непрофессионала он может оказаться совершенно непонятным.
  • Для применения метода необходимо покупать специальные дидактические материалы (впрочем, при желании и находчивости можно изготовить их и самостоятельно).
5

Метод Глена Домана

Метод Глена Домана заслужил славу одного из самых впечатляющих, т.к. показывает превосходные результаты на практике. Однако для полноценного его использования и получения таких результатов необходимо в нем хорошо разбираться. Но это не единственные его качественные характеристики.

Преимущества метода:

  • С помощью метода ребенку значительно легче усвоить количественные понятия, не привязываясь к изображениям цифр или к каким-либо предметам.
  • Метод не просто помогает ребенку освоить счет, но также воздействует на его комплексное интеллектуальное развитие.
  • Метод построен так, что дети практически сразу учатся считать в крупных масштабах (причем до сотни – это минимум).
  • Метод показал хорошие результаты при обучении детей, имеющих отклонения в развитии.

Недостатки метода:

  • С учетом естественных особенностей восприятия (имеется в виду порог восприятия) метод не подходит для детей 2-3 лет.
  • С учетом индивидуальных особенностей детей метод подходит не всем детям (для успешного применения метода необходима усидчивость и способность к быстрому восприятию данных).
  • Для применения метода необходимо обладать специальными материалами, а также знать принципы обучения системы Глена Домана (в домашних условиях метод применим не всегда).

Как вы и сами можете видеть, каждый метод по-своему хорош, но в то же время имеет свои характерные черты, которые не позволяют использовать его либо в полной мере, либо вообще. Поэтому при выборе методики нужно учитывать не только возраст и индивидуальные особенности своих детей, но и собственные возможности, навыки и умения.

6

Разработка 4Brain

Беря во внимание все вышесказанное, и изучив немалое количество методик и способов обучения детей счету, команда 4Brain пришла к выводу, что есть вполне реальная возможность составить эффективный материал на соответствующую тему. Итогом наших изысканий и стал представленный курс.

Все наши уроки мы постарались, во-первых, адаптировать для изучения и восприятия любого желающего, и во-вторых, снабдить такими приемами, упражнениями и методами, для практического осуществления которых вам не понадобятся какие-то уникальные умения и знания или специализированные дидактические материалы. А в-третьих, большая часть имеющейся в курсе информации была и нами самими проверена на практике, по причине чего мы с уверенностью можем сказать, что методы работают и достойны применения.

Так что если вы задались идеей научить своего ребенка читать, не откладывайте свою затею в долгий ящик, а смело переходите к следующим урокам (заметим, что все семь дальнейших уроков носят исключительно практический характер). В четвертом уроке мы расскажем о подготовке к счету самых маленьких детей и знакомстве детишек с миром цифр. Также мы познакомим вам с заданиями для малышей в картинках и простейшими играми для обучения счету, и дадим несколько рекомендаций на тему литературы, которую можно почитать, чтобы обучение ребенка счету стало еще эффективнее и проходило быстрее.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке поговорим о подготовке к обучению счету.

1Дети