ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 7. Заключительный урок. Как нарисовать дерево

В нашем заключительном уроке будет мало теории и много практики. Мы сделаем пару интересных упражнений: необычное рисование от обратного, копии набросков великих мастеров. А затем, пользуясь информацией и навыками, полученными ранее (метод визирования, знания о светотени и способах передачи фактуры), нарисуем дерево. В конце урока вы найдете полезные советы для продолжения своего творческого пути.

Рисуем от обратного

На минутку вернемся в первый урок. Там речь шла о том, как наше аналитическое мышление иногда мешает рисовать. Один из способов сбить его с толку – это изображение предметов через негативное пространство. О чем идет речь? Если рассматривать сами объекты как позитивное пространство, то область за их пределами (то есть фон, из которого они вырезаны) является негативным. Рисуя от обратного, мы изображаем границы окружения, чтобы получить контур объекта.

Это упражнение позволяет взглянуть на вещи иначе – обратить особое внимание на форму фона. И ему, кстати, может принадлежать очень важная роль в композиции. Например, в работах графического дизайнера и художника-иллюстратора Tang Yau Hoong изображение строится на взаимодействии формы и контрформы (пустого пространства, воспринимаемого как часть формы). Ниже приведены иллюстрации «Певчая птица» и «Мщение»:

Перейдем к нашему упражнению. Изобразим дерево, рисуя не ветви и ствол, а основные фрагменты фона.

Фокусируемся на их форме. При этом пробуем рисовать на глаз, не спешим, стараемся точнее повторять линии, углы наклона и изгибы контура фрагментов фона.

С первого раза довольно сложно добиться хорошего результата. Попробуйте повторить это упражнение несколько раз. Выполняя это задание, удобно в качестве ориентиров использовать центр фотографии и его трети и четверти. Например, рисунок можно начать с негативного пространства вверху слева от центральной ветки. Правый край этого фрагмента расположен примерно в середине изображения. А левый край? Перепроверяем себя и сравниваем на глаз, как соотносятся пропорции фрагментов фона друг с другом, с пропорциями всего изображения.

В этом упражнении нет задачи добиться стопроцентной точности. Во-первых, важно научиться обращать внимание на форму фрагментов негативного пространства. А во-вторых, постараться с такой точностью повторить их форму, относительные размеры и взаимное расположение, чтобы в целом уловить характер объекта.

Такой метод рисования от обратного используется в графике и живописи. Когда, например, работая с небом, мы одновременно формируем облака, крону дерева и просветы в ней.

Вот еще один бонус навыка обращать внимание на негативное пространство: во время рисования традиционным способом форма, размеры и взаимное расположение пятен фона служат дополнительной информацией для более точного рисунка. Например, сравнивая друг с другом участки 1, 2 и 3 в рисунке и на фото, мы можем проверить, насколько близко передали форму и расположение веток:

Делаем копию

Работы великих мастеров очень важны для художников, особенно в процессе обучения, как архив информации об опыте предшественников: цветовые решения, композиционные задумки, техники рисунка и живописи, стили. В программу обучения рисованию обязательно входит разбор таких работ.

В этом упражнении мы скопируем наброски Леонардо да Винчи и Валентина Серова, чтобы лучше познакомиться с их манерой рисунка и штриховки. Таким образом мы отчасти перенимаем их мастерство и продвигаемся в обучении. Копировать будем через кальку и на глаз, обращая внимание на направление и размер штриха, будто повторяя движения руки художника.

Начнем с наброска Леонардо да Винчи. Для начала необходимо распечатать рисунок в таком размере, чтобы хорошо читались отдельные штрихи. Для этой работы подойдет формат не меньше А4.

Закрепим скотчем кальку (или пергаментную бумагу для выпечки) поверх распечатки наброска. Начинаем копировать остро заточенным мягким карандашом или тонким линером, стараемся точнее повторить штрихи художника. Не спешим. Подобные упражнения тренируют мышечную память, при этом запоминаем мы то, как творили великие художники.

После сделаем копию наброска В. Серова.

На распечатанном в формате А4 наброске закрепим кальку. В данном случае будет сложно увидеть сквозь нее все тональные нюансы. Поэтому скопируем через кальку наиболее выразительные линии и пятна, которые хорошо читаются. Затем переложим нашу копию на белый лист бумаги и продолжим копировать оригинал уже на глаз. При этом старайтесь точнее повторить длину, направление и тон штриховки.

Рисуем дерево

Основное задание этого урока и последнее на курсе предлагаем делать по фотографии или с натуры. Во втором случае можно работать не только на улице, но и у окна. При этом постарайтесь выбрать время и место так, чтобы на дереве хорошо читались свет и тени. В этом упражнении давайте попробуем рисовать по большей части на глаз, по необходимости используя метод визирования. Не стараемся здесь в точности скопировать дерево, ищем характерные особенности его формы, уделяем особое внимание светотени и фактуре.

  1. Наметим общием габариты дерева на листе. Нарисуем контур ствола и веток. Легкими линиями обозначим границы кроны.

  1. Теперь наметим контур тени на стволе. Заштрихуем эту область пока не в полную силу. И начнем штриховать крону пучками коротких линий, повторяющих расположение иголок на ветках сосны.

  1. Продолжим работу с кроной. Где-то направление и размер штриха могут быть более произвольными, что добавит живости штриховке. Начнем постепенно затенять нижнюю левую часть кроны (солнце светит справа сверху) и усилим тени на верхних ветках.  

  1. Поработаем с полутенью на стволе и усилим тени на нем. При этом делаем ствол неравномерным. Добавляем коре шероховатостей, ямок. Присматривайтесь к фотографии, старайтесь повторить форму этих деталей. Важно делать их разными по тону и форме. Удобно в данном случае работать мягким карандашом и варьировать степень нажима. Вернемся к кроне и сделаем ее тень темнее. Также кое-где в освещенную часть кроны добавим более темных пятен, чтобы создать иллюзию глубины.

  1. Поработаем с деталями: более тонкие ветви, шишки. Их удобно рисовать острым кончиком более мягкого карандаша (4В, например), меняя степень нажима на протяжении одного штриха. Так ветви выглядят живее и объемнее. Стараемся повторить характер формы веток.

  1. На заключительных этапах сравниваем тональные отношения в своей работе и на фото. Смотрим на расстоянии и прищурив глаза. Здесь надо усилить тени кое-где в затененной части кроны, а также местами в освещенной. Если где-то сделали тон слишком темным, можно промокнуть этот участок клячкой. С ее же помощью формируем кое-где небольшие просветы в кроне. А тонким кончиком клячки рисуем несколько тонких веточек среди иголок, обращая внимание на характер их изгиба.

  1. Уточним детали. По необходимости усилим некоторые тени в кроне и на стволе. Кое-где в ее просветах добавим тонких веток карандашом. А в самой кроне – клячкой. Нарисуем еще шишек. Более светлые в верхней части кроны рисуем клячкой, их левую сторону затеняем карандашом. Если вы работаете с натурой, то из-за постоянной смены освещения, будет меняться вид светотени. Поэтому рисунок в этом случае лучше делать беглым, менее подробным. По желанию можно потом продолжить работу уже по фотографии: добавить больше деталей, уточнить светотень.

Финальный вариант готов!

Несколько слов в заключение

Мы поздравляем вас с окончанием курса по рисованию! Если вы дошли до конца, значит, вы сделали большой и серьезный первый шаг! Надеемся, в вас горит огонек интереса к рисованию, и вы продолжите начатое. Впереди очень много увлекательного!

Помните, что начинать всегда нелегко. Мы преодолеваем ряд препятствий, переходим от грусти неудовлетворенности начальными результатами к радостям первых побед. И это почти с каждой новой задачей. Спустя время, практикуясь, мы выходим на тот уровень, когда начинаем больше чувствовать себя в своей стихии, когда получаем больше удовольствия от процесса и результатов.

И чтобы долгожданные успехи начали приходить к вам быстрее, возьмите на заметку еще несколько рекомендаций:

  1. Посвящайте рисованию хотя бы час в день несколько раз в неделю (или 20-30 минут ежедневно).
  2. Сравнивайте свои работы с тем, что вы рисовали ранее, а не с работами других.
  3. Если что-то не получилось нарисовать с первого раза, пробуйте еще.
  4. Если не дается какой-то материал после ряда попыток, пробуйте другой.
  5. Храните графические работы в файлах, чтобы на касаться их пальцами напрямую и не смазывать графит.
  6. Набирайте тон постепенно. Лучше сделать несколько слоев штриховки, чем перетемнить тени.
  7. Если все-таки перетемнили, излишек графита можно удалить клячкой. Однако если поверхность протяженная и должна быть довольно ровной по тону, то лучше воспользоваться мякишем хлеба. Небольшой кусочек надо покатать по высветляемому участку. Затем крошки лучше смахнуть мягкой кистью, а не рукой.
  8. Также для исправления недочетов штриховки можно использовать острый кончик ластика (разрезанного под углом). Например, если на поверхности, которая должна быть покрыта гладкой штриховкой, возникает зернистость (некоторые штрихи слишком выделяются), ее можно аккуратно удалить, проведя по штрихам острым кончиком ластика. Образовавшиеся белые линии заполняются легким штрихом. Эту процедуру с исправлением лучше делать в самом конце тональной проработки.
  9. Одни из способов освежить клячку – хорошенько помять в руках. А можно удалять с нее загрязненные участки по мере их появления.
  10. Совмещение в одной работе контуров и штриховки может сделать рисунок более плоским. Если необходимо добиться большего объема и реалистичности, надо уйти от контуров. Нужно отделить предметы друг от друга и от фона разницей в тоне, а не линиями. Например, чтобы освещенная грань белого предмета не сливалась с фоном, последний делаем темнее.
  11. Выразительная штриховка по форме предмета создает большую иллюзию объема по сравнению со сглаженной, тушевочной.
  12. Чтобы не смазать штриховку рукой, подкладываем под ладонь лист бумаги.
  13. Очень важно в процессе рисования периодически отходить от своей работы, смотреть на нее с расстояния. Так проще увидеть картинку в целом, заметить моменты, которые нуждаются в доработке. Еще можно сфотографировать рисунок на телефон. Когда мы видим его на экране в мелком формате, нам также проще увидеть целое, не отвлекаться на детали.
  14. Отдыхайте от своего рисунка. Более сложные и длительные работы лучше делать в несколько этапов. Замыленным взглядом сложно верно оценить рисунок.
  15. Не обязательно следовать натуре (или фотографии) на 100%. В соответствии со своим замыслом художник может изменить форму каких-то элементов и их взаимное расположение или привнести что-то новое, чего нет в натуре. В этом плане рисунок дает много свободы. И тем ее больше, чем больше опыта.

 Желаем вам успехов и веры в себя! За что бы вы ни взялись, если вы будете упорны, у вас обязательно все получится!

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.